Филологические науки/ 2. Литература

К.фил.н. Пасечная И.Н.

Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ОГУ, Россия

Жанровая природа сказок Х. К. Андерсена в изучении младших школьников

Как известно, сказка захватывает все сферы духовной жизни ребенка - его ум, чувства, воображение, помогая при этом развивать в ребенке нравственные и интеллектуальные чувства. Сказочные образы активизируют детский поток мысли, позволяют понять слово с тончайшими оттенками, пробуждают в ребенке чувства, которые учат его «мыслить словами», помогают познать мир не только умом, но и сердцем. Благодаря сказке маленький читатель не только узнает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу. И как справедливо заметил выдающийся советский педагог В.А. Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям»: «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка. Сказка, фантазия - это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами» [2; 158].

Наибольший интерес к жанру сказки возник в XIX веке. Именно тогда сказка обретает определенные «права», прочно входит не только в круг детского чтения, но и во «взрослую» литературу и даже оказывает на нее свое влияние. В это время начинается широкое изучение и собирание образцов поэтического народного творчества: поговорок, пословиц, былин, песен. Передовые художники, искавшие пути, приближавшие их к народу, использовали народную сказку как творческий источник, отражавший его идейную жизнь, как образное выражение мировоззрения народа, его упований и надежд. Одним из таких писателей, для которых сказка стала смыслом жизни, способом выражения реальности стал великий датский прозаик и поэт XIX века Ханс Кристиан Андерсен. Начало его работы со сказкой следует отнести к 1830 году [1; 68] – времени, когда в датской литературе довольно четко выделялось два направления романтизма – реакционный и прогрессивный. К последнему направлению и примкнул выходец из демократической среды, воспитанный на гуманистической литературе XIX века, почитатель У. Шекспира, В. Скотта, Г. Гейне Ханс Кристиан Андерсен, который на собственном опыте испытал на себе несправедливость и несовершенство жизни.

Рождение Андерсена-сказочника формально датируется 1835 годом, известным как год выхода первого сборника сказок, в который вошли «Огниво», «Маленький Клаус и Большой Клаус», «Принцесса на горошине» и «Цветы маленькой Иды». Всего Андерсен написал 156 сказок, которые были переведены более чем на 100 языков мира. Более десяти сказок стали золотым фондом в чтении младших школьников. Все они достаточно разные по сюжету, объему и смыслу; в них автор пытается решить вечные вопросы о смысле земной жизни и высших ценностях человеческого бытия, о счастье и судьбе, о добре и зле. В основу своих сказочных историй писатель вложил любовь ко всему мирозданию – природе и людям, особенным образом осуждая зло и лицемерие.

Фантазия великого сказочника, как у истинного романтика, уникальна. Сказки Андерсена отличаются и по идейной направленности, и по стилю; при этом автор не уводит читателя своими историями от реальности, не стремится успокоить и примирить его с жизнью, а пытается внушить веру в собственные силы и вызвать чувство правоты, осознание того, что, служа правде, ты исполняешь свой долг перед народом и самим собой. Отличительной чертой сказок Х. К. Андерсена является бесхитростное детское восприятие мира природы, отсутствие назидательности; автору удавалось убедить своих читателей яркими художественными образами, особой композицией, передавая события с помощью живого диалога, окрашенного мягким юмором или иронией. У Андерсена, как и в народной сказке, нет идеалистического деления мира. Сказочное писатель неразрывно связывает с жизнью, не боясь реалистической детализации описания или ослабления фантастики. Вместо свойственного романтикам деления мира на две несоединимые части, Андерсену присуще целостное восприятие действительности.

В программу литературного чтения младших школьников входят несколько видов сказок, изображающих особый фантастический мир, в котором растения, деревья, животные и птицы обретают свою неповторимую жизнь. В начальной школе дети знакомятся с волшебными сказками («Огниво», «Дикие лебеди»), психологическими («Снежная королева», «Русалочка», «Соловей»), философскими («Оле – Лукойле», «Гадкий утенок»), сказками с обработанным Андерсеном сюжетом народных историй («Принцесса на горошине», «Свинопас»), сказками с иностранными мотивами, так называемыми вариациями на тему прочитанных историй из произведений разных народов («Новое платье короля»), а также сказками, сюжеты которых писатель придумал сам («Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик») и др.

Решая проблему полноценного восприятия сказок Х. К. Андерсена в начальной школе, учителю необходимо также и умение применять на уроках эффективные методы, приемы, формы и средства обучения, способствующие разрешению данного аспекта, четко выделять основные этапы изучения произведения (выявление общего читательского восприятия - постановка проблемы и решение ее через анализ текста - выводы, идеи). Сказки Андерсена отличаются особым гуманизмом, любовью ко всему живому в мире природы; это не просто вымысел, - это особая реальность мира чувств, которая помогает понять младшим школьникам в сказочной форме рамки взрослой жизни. Глубокая правдивость в описаниях переживаний сказочных персонажей является одной из характерных черт андерсеновской сказки. Реалистические детали наполняют условный сказочный образ конкретным жизненным содержанием и превращают его в живое существо. Читая сказки Андерсена, дети сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварства. Поэтому те уроки, которые дают сказки Х. К. Андерсена, - это уроки на всю жизнь.

Литература:

1.                 Грёнбек, Б. Ханс Христиан Андерсен / Б. Грёнбек. – М : Прогресс, 1979. – 237 с.

2.                 Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. – Киев : «Радянська школа», Изд. 4-е, 1973. – 356 с.