К.филол.н.,
доц. Тютюнник И.А.
Вятский
государственный гуманитарный университет (Россия)
Становление предромантических идей в английской литературной критике XVIII века
Уже в
журналах Аддисона и Стила можно встретить размышления о балладе, гении, оригинальном
творчестве, нетрадицонные мысли о вкусе, то есть то, что в значительной степени
выходило за привычные классицистские представления о жестко детерминированном
искусстве правил и свидетельствовало о появлении в английской литературе
предромантических тенденций.
Для предромантизма как особого
литературно-эстетического явления, формирующегося в литературе Англии второй
половины XVIII века,
характерно усиление эмоционального начала, таинственность и загадочность
событий, поступков и страстей, уход от современной цивилизации в другие страны
и далекое прошлое, интерес к фольклору, обращение в скандинавским и кельтским
легендам, а также памятникам национальной английской культуры.
Как
любое переходное явление, предромантизм содержал как черты прошлого (просветительства,
сентиментализма), так и будущего, выдвигая новые эстетические принципы,
готовящие почву для появления романтизма.
К
утверждению новой критической точки зрения были причастны не только Э.Берк и
Э.Юнг со своими знаменитыми произведениями, но также Р.Херд, братья Уортоны, Г.Уолпол и другие менее известные
критики, работы которых послужили основой для формирования
литературно-эстетических взглядов писателей-предромантиков, нашедших отражение
в литературных произведениях.
Предромантики
отвергли культ древних авторов, поставив во главу угла гениальность, которая не
зависит от времени и других внешних обстоятельств. Если классицисты отдавали
предпочтение гению, сформировавшемуся при помощи обучения и правил, то
предромантики высоко ценили гениев от природы и нашли дополнительные источники
для написания оригинального сочинения: фантастический и сверхъестественный мир,
созданный воображением автора; тщательное изучение истории; обращение к
старинным балладам и легендам; авторская эмоциональность и чувствительность,
творческое воодушевление и порыв; человеческая и природная изменчивость;
собственная авторская индивидуальность - писатель везде может найти новые темы
для творчества. Бесконечность мира и постоянно меняющаяся природа определяли
неиссякаемость тем для написания оригинального сочинения.
Можно
утверждать, что для предромантиков перестал существовать термин «подражание» в
том смысле, как его понимали классицисты. Многовековая доктрина была заменена
на тезис «оригинальность – это следование своей природе», раскрытие личного потенциала.
Трактат
Э.Юнга «Размышления об оригинальном сочинении» (1759) (1) отвечал всем
требованиям нового времени. В нем автор связал вопросы о жизни и смерти с
настоящим предназначением человека и учением об истинном гении.
Обобщив существующие теории об
оригинальности и подражании, разрозненные критические замечания более ранних
критиков, Юнг сделал акцент на творческой
неповторимости каждого человека. Вместе с критической оценкой современной
и классической литературы Юнг провозгласил ценность индивидуального авторского
стиля и заявил о необходимости искать оригинальность в глубинах собственного
сознания. Цель литературы критик видел в следовании природе, однако именно
природа, утверждал он, создает индивидуальности, все из которых являются
оригиналами.
После
появления «Размышлений» Э.Юнга термин «оригинальный» стал употребляться в его
современном значении как «новый, независимо-творческий и не подражающий».
Важное
значение имела сделанная Юнгом переоценка творчества Шекспира. Шекспир стал
классическим примером оригинального гения, поставившим под сомнение
классицистскую необходимость использования писателем всевозможных правил и
предписаний для написания оригинального произведения.
Другой
теоретик предромантизма, Э.Берк, способствовал переосмыслению категории
«эстетической вкус» и изменению отношения к категории Возвышенного.
Анализ
ранних произведений Э.Берка позволяет говорить о преемственности идей из «Записной книжки» (1957) (2) и дальнейшем
их развитии в трактате «Философское исследование о происхождении наших идей
возвышенного и прекрасного» (1757) (3).
В
«Записной книжке» Берк затронул актуальные вопросы своего времени, многие из
которых впоследствии были названы критиками предромантическими. Как любого
молодого человека, Берка волновала проблема выбора и реализации творческого
потенциала и тесно связанная с этой
проблемой тема гения и гениальности. С позиций уже зрелого философа
Э.Берк рассуждает о взаимодействии разума и чувств, религии и государственном
устройстве. Как человек, остро воспринимающий окружающий мир, он не может не
охарактеризовать свое ближайшее окружение, когда выступает не только как
философ, но и как психолог. Предромантическими по своей сути явились и рассуждения Берка о превалирующей роли
эмоций и о страхе как источнике Возвышенного, впоследствии развитые им в
трактате «О Возвышенном и Прекрасном».
Учение Берка о вкусе – одна из первых
попыток создать полную теорию вкуса. Берк обращается к анализу человеческого
сознания и утверждает норму вкуса, единую для всех людей. Для Берка вкус – это
идея, формирующаяся при помощи чувств, воображения и мышления. Он зависит как
от врожденной, так и приобретенной склонности, а также от развития
чувственности и рассудительности.
В трактате «Философское исследование о
происхождении наших идей возвышенного и прекрасного» (1757) Берком предложена
новая трактовка возвышенного. Опираясь на
взгляды своих предшественников (Лонгина, Шефтсбери, Аддисона, Денниса),
он отходит от сложившейся традиции рассматривать возвышенное, подобно Лонгину,
в рамках риторики, обобщает и систематизирует признаки возвышенного,
разграничивает категории возвышенного и прекрасного, сделав упор на
эмоциональном состоянии субъекта и его ощущениях. Возвышенное, по Берку, самая
сильная эмоция, основанная на страхе или ужасе и вызывающая изумление и
восторг.
До Берка искусство отражало пропорции и не
приветствовало большие размеры, предпочитало конкретное и ограниченное
неопределенному и бесконечному, знание незнанию, пыталось воспринимать мир лишь
в категориях прекрасного, старалось придать выражению легкость и изысканность,
а не трудность. В трактате появляются идеи, совершенно несовместимые с
догматами классицизма, которые в свою очередь становились популярными к концу века.
С другой
стороны, Берк ограничил категорию «возвышенного», удалив из этой сферы все
эмоции за исключением ужаса. Но в этом был и положительный момент. Заострение
внимания на ужасном способствовало проникновению в литературу предромантического
периода понятия, которое позднее получило название романтического ужаса. Берк
теоретически подготовил появление нового жанра - готического романа,
продемонстрировавшего в высшей степени возвышенное ужаса, к тому же неясность,
запутанная логика, мистика романа находились в полном соответствии с его
теорией.
Таким образом, в недрах рационалистической
эстетики Просвещения набирали силу новые идеи, стимулирующие расширение
критической точки зрения на оригинальное творчество и его истоки, усиление индивидуального
начала, развитие категории «возвышенное», переосмысление и эволюцию категории
«готическое», разработку категории «вкус». Работы Э.Берка, Э.Юнга, Г.Уолпола,
Р.Херда, братьев Уортонов и других критиков способствовали изменению вкуса,
проникновению предромантических идей в литературу и свидетельствовали о
развитии литературной критики по пути к романтизму.
Литература
1. Young, Edward. Conjectures on Original Composition. In a letter to the
Author of Sir Charles Grandison [Текст] / Edward Young. – London: A.Millar and R. and J.Dodsley, 1759. Переиздание: - Toronto: the University of Toronto, 1996. – 114 р.
2. Burke,
Edmund. A note-book of Edmund Burke: Poems, Characters, Essays and other Sketches
in the Hands of Edmund and William Burke now printed for the first Time in their
Entirety and edited by H.V.F. Somerset [Текст] / Edmund Burke. -
Cambridge: University Press, 1957. - 120 p. Берк, Э. Из «Записной книжки» Э.Берка [Текст] / Э. Берк // Берк, Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного [Текст]: пер. с англ. Е. С. Лагутина. - М.: Искусство, 1979. – С.201-224. –
(История эстетики в памятниках и документах).
3. Берк, Э. Философское исследование о
происхождении наших идей возвышенного и прекрасного [Текст]: пер. с англ. Е. С.
Лагутина / Э. Берк. - М.: Искусство, 1979. – 237 с. – (История эстетики в
памятниках и документах).