К.ф.н. Алексеева М.Г., к.ф.н. Фролова В.А.

Чувашский государственный педагогический университет, Россия

Норма произношения в диахроническом аспекте

(на материале немецкого языка)

Орфоэпическая норма представляет собой один из аспектов языковой нормы, внешнюю форму нормы. Норма определяется в лингвистике как принятое речевое употребление языковых средств, совокупность правил, упорядочивающих употребление языковых средств в речи индивида [1, 270]. Норма как совокупность стабильных и унифицированных языковых средств и правил их употребления, сознательно фиксируемых и культивируемых обществом, является специфическим признаком национального литературного языка.

Одновременно норма является собственно лингвистической и социально-исторической категорией. Социальный аспект нормы проявляется не только в отборе и фиксации языковых явлений, но и в системе их оценки, в том числе эстетической [2, 337-338]. Произносительная норма предписывает определенную фонетическую реализацию фонем, ударения, интонации. Орфоэпические нормы могут изменяться, так как они отражают модификации, происходящие в звуковом строе языка конкретного временного отрезка [7, 19].

Спецификой немецкого языка является то, что на протяжении XVIXVIII веков унификацией была охвачена в основном письменная форма немецкого литературного языка, кодификация единой орфоэпической нормы национального языка явилась завершающим моментом в процессе формирования языковой нормы. Становление орфоэпической нормы современного немецкого языка отличается от такового английского или русского языков, где нормой становилось произношение языка, используемого населением политического и культурного центра страны. Урегулирование произносительной нормы в немецком языке прошло особый исторический путь, так как до конца XIX века в Германии не было политического, экономического и культурного центра, при этом диалектные различия в языке особенно ярко были выражены в произношении [7, 20]. Для фиксации норм образцового, прежде всего, сценического произношения, в 1898 г. была создана комиссия в составе представителей театральной администрации и профессоров-филологов, в том числе Т. Зибса, Е. Зиверса, К. Луика. Первоначальные требования к стандартному произношению в последствии уточнялись, дополнялись и были опубликованы в 1909 г. в виде книги «Deutsche Bühnenaussprache». Большой вклад в стандартизацию произношения внес также В. Фиетор, стоявший у истоков разработки фонетического метода в преподавании иностранных языков.

Целью нашей работы является проведение сравнительного анализа произносительной нормы немецкого языка по двум орфоэпическим словарям:

·                    Großes Wörterbuch der deutschen Aussprache (1982 г. изд., далее – GWDA);

·                    Duden. Aussprachewörterbuch (1990 г. изд., т.е. правил, предложенных Т. Зибсом и его коллегами-лингвистами)

и двум словарям, описывающим грамматику немецкого языка, но затрагивающим и вопросы произносительного стандарта:

·                    Duden. Grammatik. B. 4. / Herausgeg. von der Dudenredaktion (2006 г. изд.);

·                    Duden. Grammatik. B. 4. / Herausgeg. von der Dudenredaktion (2009 г. изд.).

При сравнении орфоэпических словарей разных лет были выделены фонетические явления, которые в наибольшей степени претерпевали изменения на протяжении конца XIX в. и в XX в., поэтому основное внимание в работе уделяется:

·                    особенностям произношения гласных звуков;

·                    особенностям произношения согласных звуков (звонкость и глухость в стандартизованном произношении, придыхание в стандартизованном произношении, двойные согласные);

·                    особенностям произношения звука [r];

·                    особенностям произношения звука [e] в сочетаниях -em, -el, -en.

Рассмотрим более подробно эти особенности.

1.                 Особенности произношения гласных звуков.

В «сценическом произношении» Т. Зибса отмечено, что гласные произносятся долго в открытом ударном слоге и в закрытом слоге перед одним согласным. Гласные произносятся кратко в закрытом слоге перед группой согласных [7, 23-24].

Словарь GWDA также отмечает, что произношение долгого или краткого гласного обусловлено положением гласного в слове. Здесь были предложены некоторые уточнения: гласный произносится долго в ударном слоге, открытом или условно закрытом, а также в закрытом слоге некоторых слов-исключений. Гласные звуки произносятся кратко в закрытом слоге, который с изменением формы не становится открытым [6, 34-36; ср. также 4, 29; 5, 39].

2.                 Особенности произношения согласных звуков.

а) Звонкость и глухость в стандартизованном произношении.

Согласно Т. Зибсу, звуки [b], [d] и [g] в начале слога произносятся звонко, в конце слога – глухо, глухой звук также не должен произноситься в конце звонко [7, 25]. Но в словаре GWDA отмечается, что преувеличенная звонкость и в начале слова считается отклонением от нормы. Звонкие согласные теряют здесь звонкость. Кроме того, согласно GWDA, звонкие звуки после глухих фрикативных звуков произносятся глухо [6, 71-72]. В словаре «Duden. Aussprachewörterbuch (1990 г. изд.)» авторы особый акцент делают на том, что звонкие звуки [b], [d], [g], [v], [z], [j], [Ʒ] и [dƷ] после глухих согласных [p], [t], [k], [f], [s], [∫], [ç], [x], [h] и аффрикат [pf], [ts], [t∫] и [(Ө)] также произносятся глухо [3, 48].

б) Придыхание в стандартизованном произношении.

По Т. Зибсу звуки [p], [t] и [k] должны произноситься с придыханием. В словаре GWDA находим: в противоположность звукам [p], [t] и [k] при произнесении звуков [b], [d] и [g] смычка образуется с меньшим напряжением и разрешается без придыхания. Для звука [t] смычка разрешается часто латерально без придыхания, если звуки [t] и [l] встречаются в смежных позициях. В случае контакта неодинаковых смычных звуков в смежных позициях не в каждой речевой ситуации артикулируется двойное разрешение и придыхание. В процессе смычной фазы место смычки сдвигается и происходит одно разрешение смычки с придыханием [6, 71-72]. Согласно словарю «Duden. Aussprachewörterbuch (1990 г. изд.)» с придыханием могут произноситься звуки [p], [t] и [k]. Без придыхания эти звуки произносятся в следующих случаях:

·                    в сочетаниях [ps], [p∫], [ks] и [k];

·                    в первой части [pp], [pb], [tt], [td], [kk] и [kg].

В остальных случаях [p], [t] и [k] произносятся с придыханием [3, 49]. Словари «Duden. Grammatik» (2006 г. изд. и 2009 г. изд.) отмечают, что придыхание зависит от позиции согласного в слове: в начале слова, перед сонорными, в интервокальном положении между ударным и безударным гласным глухие смычные произносятся с придыханием, во всех других позициях, особенно перед щелевыми звуками в конце слова и в начале слова после [∫], смычные щелевые произносятся с менее выраженным придыханием [4, 56; 5, 56].

в) Двойные согласные.

Согласно Т. Зибсу, двойные согласные должны произноситься как простые. В словарях GWDA и «Duden. Aussprachewörterbuch (1990 г. изд.)» описываются случаи, когда удвоенные согласные произносятся долго. Долгие согласные образуются на стыке слов в производных словах, на стыке основы и префикса, а также на границах слов. В словаре GWDA авторы отмечают, что при условии, когда в смежных позициях встречаются одинаковые щелевые или одинаковые смычные звуки, смычка или щель образуется только один раз; а при условии, когда в смежных позициях встречаются назальные звуки, образуется только назальное открытие. При этом удлинение звуков каждый раз сохраняется настолько, насколько позволяет темп речи [6, 71-72]. Согласно словарю «Duden. Aussprachewörterbuch (1990 г. изд.)», в немецком языке не образуются следующие долгие согласные звуки: [bb], [dd], [gg], [ŋŋ], [vv], [zz], [ƷƷ], [jj] и [hh], а также не образуются долгие аффрикаты. Образование долгих согласных по словарю «Duden. Aussprachewörterbuch (1990 г. изд.)», как и по словарю GWDA, возможно на стыке слов в производных словах, основы и префикса или на границах слов: abpassen, Geschirreinigung, Fehlleistung [3, 50].

3.                 Особенности произношения звука [r].

В «сценическом произношении», согласно Т. Зибсу, звук [r] во всех случаях произносится на кончике языка. Он рассматривает произнесение редуцированного вокализованного [r] как не соответствующее норме [7, 25]. В словаре GWDA по способу образования различают уже 4 разных варианта звука [r], соответствующих произносительной норме:

·                    щелевой [r];

·                    язычковый [r];

·                    зубной [r] (так называемый вибрант-[r], произносимый кончиком языка);

·                    вокализованный вариант фонемы r [ɐ].

В стандартизованном произношении доминирует щелевой [r], тем не менее возможно употребление язычкового [r]. Вибрант-[r], произносимый кончиком языка, употребляется очень редко. Четвертый вариант фонемы r [ɐ] – это вокализованный [r] (полуоткрытый темный среднеязычный гласный). Этот гласный произносится как вместо [r] после долгого гласного (кроме [а]), так и для сочетания фонем [-er]. Темный среднеязычный [ɐ] произносится:

1)                 при написании er- в безударных префиксах er-, her-, ver-, zer-;

2)                 при написании -er в открытых и закрытых слогах в безударных суффиксах -er;

3)                 при написании [r] в ударных или безударных слогах после долгого гласного (кроме долгого [а]) в немецких и заимствованных в немецкий язык словах [6, 52-54].

Словарь «Duden. Aussprachewörterbuch (1990 г. изд.)» выделяет два основных артикуляционных варианта фонемы [r]:

·                    консонантный, согласный r [r] и

·                    вокализованный, гласный r [ɐ].

В отличие от словаря GWDA, в словаре «Duden. Aussprachewörterbuch (1990 г. изд.)» расширяется круг вариантов фонемы [r]. При произнесении консонантного звука [r] различают четыре варианта:

·                    щелевой [r];

·                    язычковый [r];

·                    вибрант [r] (образуется кончиком языка с помощью нескольких ударов / вибраций: дрожащий [r] на кончике языка);

·                    вибрант [r] (образуемый кончиком языка с помощью одной вибрации).

В произношении профессиональных дикторов радио и телевидения, актеров преимущественно употребляется щелевой [r], однако на сцене также часто используется язычковый [r] (многоударный), меньше произносится одно- или многоударный [r], образуемый кончиком языка [3, 45-48].

В словарях серии «Duden. Grammatik» (2006 г. изд. и 2009 г. изд.) выделяется меньшее количество вариантов фонемы [r]: предлагаются лишь такие варианты, как:

·                    язычковый [r];

·                    зубной [r] и

·                    вокализованный [r] [4, 55; 5, 55].

4.                Особенности произношения звука [e] в сочетаниях -em, -el, -en.

Во времена Т. Зибса элизия звука [е] в безударных суффиксах -en, -em, -el считалась неприемлемой [7, 29]. В словаре GWDA реализация звука [е] стала определяться предыдущим звуком. Звук [e] выпадает:

·                    в конечном слоге -en после [p] и [b] (звук [n] преобразуется в слоговой звук [m]), после [k] и [g] (звук [n] преобразуется в звук [ŋ]);

·                    в окончаниях -el, -en, после щелевых звуков [f], [v], [s], [z], [], [Ʒ], [ç], [x], после аффрикат [pf] и [ts] (также касается и -em) и после смычных согласных [p], [b], [t], [d], [k] и [g];

·                    в окончании -el после носовых звуков.

Безударный редуцированный звук [e] произносится:

·                    в окончании -en после носовых звуков, после [l], [r], [j] и после гласных звуков;

·                    в окончании -em после смычных звуков (произносится всегда);

·                    в сочетании -igen и суффиксе -chen;

·                    в окончании -el после гласных, после [g], [l], [r] [6, 35-36].

В словаре «Duden. Aussprachewörterbuch (1990 г. изд.)» реализация звука [е] определяется так же, как и в словаре GWDA.

Таким образом, проведенный сравнительный анализ становления норм произношения минимального набора гласных и согласных фонем современного немецкого языка позволяет прийти к выводу, что орфоэпическая норма языка подвергается постоянному изменению и дальнейшему развитию: даже в такой короткий диахронический период (с конца XIX века и до конца XX века) произошли серьезные изменения в произносительной норме, которые уже отражены в словарях современного немецкого языка и стали стабильной и стандартной нормой для всех носителей языка – ярким примером происходящих в звуковом строе языка модификаций.

Литература:

1.                       Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова. – М. : Сов. энциклопедия, 1966. – 608 с.

2.                       Ярцева, В. Н. Лингвистический энциклопедический словарь / В. Н. Ярцева. –  М. : Сов. энциклопедия, 1990. – 685 с.

3.                       Duden. Aussprachewörterbuch : Wörterbuch der deutschen Standard-aussprache / Bearb. von M. Mangold in Zusammenarbeit mit der Dudenredaktion. – Mannheim – Wien – Zürich : Duden, 1990. – 749 S.

4.                       Duden. Grammatik. B. 4. / Herausgeg. von der Dudenredaktion. – Mannheim – Wien – Zürich : Duden, 2006. – 1343 S.

5.                       Duden. Grammatik. B. 4. / Herausgeg. von der Dudenredaktion. – Mannheim – Wien – Zürich : Duden, 2009. – 1343 S.

6.                       Großes Wörterbuch der deutschen Aussprache / Herausgeg. von dem Kollektiv : E.-M. Kreck, E. Kurkd, H. Stelzig, E. Stock, U. Stötzer, R. Teske.  Leipzig : VEB Bibliographisches Institut, 1982. – 599 S.

7.                       Kosmin, O. G. Theoretische Phonetik der deutschen Sprache / O. G. Kosmin, T. S. Bogomasova, L. I. Hizko. – М. : Высшая школа, 1990. – 223 с.