Степанова
Ю. В.
Тюменский
государственный университет, Россия
Образ казацкого
атамана Ермака в языковом сознании сибиряка.
Мысль о том, что язык связан с духовной
жизнью народа, говорящего на этом языке, издавна волновала ученых. В конце
XVIII – начале XIX вв. эта мысль нашла яркое воплощение в трудах немецкого
филолога Вильгельма фон Гумбольдта (1767-1835), который много писал о языке как
об "объединенной энергии народа", о влиянии "характера языка на
субъективный мир", о том, что "в каждом языке заложено самобытное
миросозерцание". Развитие этих идей можно найти в трудах отечественных
лингвистов и философов: А.А. Потебни (1835-1891), А.Ф.Лосева (1893-1988) и
других, в лингвистических дискуссиях ХХ века о связи межъязыковых различий со
своеобразием культур, языка с мировосприятием нации (или этноса как
национального образования любого типа – нации, народности, национальности). В
современной науке сложилось понимание, с одной стороны, универсальности
познавательных (когнитивных) механизмов человеческого восприятия мира и
использования языка во всех его функциях, а с другой – зависимости отраженной в
языке и формирующейся посредством языка картины мира от исторического опыта и
культурно-национальных черт этноса.
Картина мира определяется как
совокупность знаний человека о мире, система жизненных ориентиров, культурных
установок и стереотипов, этических ценностей, систематизированных и
интегрированных в некое целое. Национальная картина мира проявляется в общих
представлениях людей, принадлежащих к одному этносу, о действительности; в их
однотипных реакциях на типичные ситуации, в сходных оценках и суждениях, в
пословицах, афоризмах, поговорках. В языке запечатлена наиболее существенная и
важная часть этих общих представлений, поэтому говорят о языковой картине мира,
которая выступает как своего рода "коллективная философия", – язык ее
"навязывает" в качестве обязательной всем носителям этого языка. Вот
почему считается, что язык дает важные сведения о специфике национального
мировосприятии и национального характера [5].
Этнические
представления людей могут быть локально окрашенными, существовать в различных
региональных вариациях. Человек духовно отождествляет себя со своим народом или
с какой-либо локальной группой (сибиряки, кубанские /терские /яицкие/
забайкальские казаки и др.) на основе имеющихся знаний о мире, представлений о
региональной самобытности совокупного этнического «Я». Комплексы наивных
представлений о «своих» и «чужих», т.е. этнические стереотипы, «составляют
содержание культурно-языковой компетенции носителей конкретного языка», на их
основе «формируются символы культуры»[ 6 - с. 5].
Какие же культурные символы и
представления помогают сформировать образ Сибири в массовом сознании россиян на
сегодняшний день? С.Д.Тропинина в своей статье «Роль концепта «Сибирь» для
формирования внутреннего и внешнего образа России» пишет: «Образ Сибири в
массовом сознании россиян - одна из тем,
которая в большей степени обсуждается на уровне обыденного сознания, достаточно
редко привлекая внимание исследователей-гуманитариев. Между тем, осмысление
особенностей восприятия Сибири, выявление факторов, влияющих на содержание и
эволюцию образа региона, приближают к пониманию истоков формирования
стереотипов обыденного сознания: «Сибирь – колония»; «сырьевой придаток»;
«место каторги и ссылки»; «залог могущества Российского»; «снежная пустыня»;
«медведи по улицам ходят»; «далекая холодная страна, населенная чужими
народами» [4].
Образ Сибири как территориальной единицы непременно
накладывает отпечаток на людей проживающих или проживавших в данной местности. Так
же как и события, произошедшие много лет назад, и являющиеся сегодня историей,
представляют собой фольклорно-значимые культурные символы, имеющие большое
значение для понимания языковой картины мира. Одним из таких культурных
доминант, характеризующих Сибирь, является образ Ермака Тимофеевича.
Что же представляет собой казацкий атаман Ермак в языковом
сознании сибиряка? Народный эпос отвел Ермаку почетное место в замечательной
плеяде богатырей земли русской, назвав его младшим братом могучего и
справедливого Ильи Муромца. Чтобы завоевать такую популярность и авторитет
нужно обладать исключительными качествами. Сибирские летописи, весьма скупые
при оценке личностных достоинств казацких атаманов, говорят о Ермаке как о
человеке, обладавшем недюжинной физической силой, природным умом, способностями
организатора, железной волей и большим даром убеждения. Волжская вольница по достоинству
оценила эти качества, отшлифовала его характер и воспитала в нем лучшие
гражданские чувства. Он превыше всего ценил свободу, люто ненавидел холопство и
в этом своем качестве являлся прямым предшественником Степана Разина [2 – с.
9-11]. В истории государства
Российского имя Ермака Тимофеевича по его духовным качествам и совершенному им
делу смело можно поставить в один ряд с именами таких святых, как Александр
Невский и Дмитрий Донской. Русский народ поразительно точно и благоговейно
сохранял для потомков память о Ермаке. Вся Сибирь говорила единомысленно, не
приукрашая и не умаляя истины, не давая пропасть и забыться славным делам
Ермака Тимофеевича и его дружины.
Можно предположить, что в современной
России образ Ермака это собирательный образ коренного сибиряка, вобравший все
лучшие качества. Что же вкладывается в
понятие «сибиряк» современными людьми?
О.В.Фельде в своей статье «Свои и чужие в языковом сознании сибиряков»
представляет результаты исследования, объектом которых послужил фрагмент
языкового сознания сибиряков, включающий субэтнические стереотипы. Автор
выявляет языковые единицы, вербализующие ценностные и познавательные компоненты
субэтнических стереотипов. В ходе работы получены сведения о наличии у сибиряков
специфических особенностей в мировосприятии, что отразилось на характере
представлений о сибиряках. Социальным объектом исследования стали студенты шести сибирских вузов: Сибирского
федерального университета (Красноярск), Красноярского государственного
педагогического университета им. В.П. Астафьева, Сибирского института бизнеса,
управления и психологии (Красноярск), Томского государственного университета,
Томского государственного педагогического университета и Томского института
бизнеса - сибиряки во 2-3-м поколении, рожденные в русских и русскоязычных
смешанных семьях. По мнению большинства
респондентов, сибиряки -
это сильные и смелые люди, которые мужественно переносят трудности, не боятся
холода, отличаются отменным «сибирским здоровьем» и любят свой суровый край. В
одной из анкет прямо говорится, что «если человек, живущий в Сибири, не любит
тайгу и Енисей, не способен восхищаться красотой окружающей природы, - он не
сибиряк». Представления о сибиряках опираются на элементы мифологического и
обыденного сознания. Все респонденты подчеркивают жизнелюбие и оптимизм
сибиряков, их телесную могучесть и крепость духа. Типичные реакции на
слово-стимул «сибиряки»: Сибирь, «Сибирские Афины», Енисей-батюшка, родина,
здоровье, мороз, сила, могущество. Выражение «сибиряки есть сибиряки»
объясняется так: «Могут все выдержать. Закалены от рождения. Ценят стабильное и
не гонятся за мимолетным, высокие моральные устои»; «В любой ситуации не
спасуют». Особо участники эксперимента подчеркивают нравственные качества своих
земляков: «Сибиряки - это люди, которые умеют дружить», «всегда придут на
помощь», «бескорыстны и больше думают о других, нежели о себе». Сибиряки
стремятся «жить союзно», держатся вместе.
В языковом сознании опрошенных образ
сибиряка ассоциируется с образом «настоящего мужчины». На первый план
выдвигаются такие физические данные, как «сильный» (61 %), «закаленный»,
«здоровый» (83 %), «крупный», «высокий» (48 %). Этот внешне могучий человек
отличается такими нравственными качествами, как храбрость, решительность,
гордость, а также умением отстаивать свою точку зрения, готовностью защищать
свою Родину и своих близких. В большинстве анкет внешние и внутренние свойства сибиряка
органично дополняют друг друга. Типичные ответы: «Как истинный сибиряк,
он трудолюбивый, выносливый, упрямый, сильный, храбрый, душа компании»; «Как
истинный сибиряк, он мужественный, работяга, не боится сталкиваться с
трудностями». Типичный русский недостаток - излишняя любовь к гуляньям, к
спиртным напиткам, по мнению респондентов, сибиряку не свойственна вовсе.
Совершенно нетипичны для сибиряка хилость, «мерзлявость», любовь к теплу и
частые болезни. Не типична любовь к комфорту. Сибиряк лучше чувствует себя на
воле, в тайге. В 48 % анкет говорится, что любимыми занятиями сибирских мужчин
являются охота и рыбалка. По мнению большинства опрошенных, всякий настоящий
сибиряк также любит баню, любит хорошо поесть, предпочитая мясо и рыбу. А вот
умственный труд, интеллектуальные занятия - не для сибиряка. Во многих анкетах
есть указание на то, что типичный сибирский мужчина вообще не очень образован и
интеллигентен. Впрочем, эта черта не оценивается негативно. Ум сибиряку
заменяют житейская смекалка и сообразительность: «Как истинный сибиряк, он на
выдумки горазд».
Более 50 % респондентов
полагают, что настоящий сибиряк отличается большим трудолюбием. В центре
ассоциативного поля «Сибиряк» такие частотные реакции, как: работяга /трудяга,
работящий, трудоголик, мастер на все руки, добытчик. Нередко характеристика
сибиряка сопровождается оценочными словами: хороший работник, хороший хозяин,
хороший рыбак, хороший человек, настоящий мужчина, настоящий друг, превосходный
охотник, отличный плотник, надежный товарищ, очень гостеприимен.
Без сомнения можно констатировать, что все характеристики, вербализующие
образ сибиряка в современной России, можно соотнести с образом казацкого
атамана Ермака. Он народный герой. Мощью русских лесов, гладью серебряных рек,
молодецкими звуками поволжских песен веет от могучей фигуры этого народного
колосса, этого чисто русского богатыря.
В г. Тобольске воздвигнут
памятник Ермаку, покорителю Сибири, бессмертному герою давней русской старины,
вождю грозной дружины. Но крепче тяжелых плит этого памятника, сделан другой.
Этот второй памятник не рухнет с веками. Он останется вечно в сердцах русского
народа. Этот памятник – любовь народная к храбрецу-атаману, к удалому Ермаку
Тимофеевичу, пожалованному князю Сибирскому. Этот памятник – священная память о
нем и его сподвижников.
Литература
1. Ян В. Поход Ермака.
Ленинградское издательство, 2011.- С.
332.
2. Копылов Д.И. Ермак.
Средне-Уральское книжное издательство, 1974. – С. 9-11.
3. Владимиров Николай
«Судьбы божии». Приложение к журналу «Новая книга России», 2008. – С. 10.
4. Тропина С.Д. «Роль концепта «Сибирь»
для формирования внутреннего и внешнего образа России»
lingvo.wp.kspu.ru/upl_rlc/tropina.doc
5. ПетрухинаЕ.В «Русская языковая
картина мира и православное сознание» www.portal-slovo.ru › ... › Русский язык в
составе языков мира
6.
Федорова
Л.Л. Стереотипы в языке, коммуникации и культуре:
сб. ст. / сост. и отв. ред. Л.Л. Федорова. М.: РГГУ, 2009.- С. 5.