К.ф.н. Кульбашная Е.В.

ВУНЦ ВВС "ВВА" (г. Воронеж), Россия

Речевое поведение - визитная карточка человека.

Мы ежедневно общаемся с другими людьми. От чего зависит наше восприятие собеседника? На что обращаем внимание, заговаривая с незнакомым человеком на улице, в организации, в магазине?

«По одёжке встречают, по уму провожают», – эта русская пословица знакома с детства. А что такое наша речь – одежка или ум?  Да, многие оценивают человека «по одёжке», но более сильное впечатление производит речь человека. Однажды к Сократу привели мужчину и попросили высказать о нем свое мнение. Мужчина молчал, Сократ долго смотрел на него, потом попросил: «Да заговори же ты, наконец, чтобы я мог тебя узнать». Мы должны осознавать, что речь человека – его визитная карточка. Умение говорить грамотно многое может рассказать о человеке, дополнить его портрет, помочь ему организовать взаимоотношения с родственниками, друзьями, коллегами.

«Ну а речь-то говорит, словно реченька журчит», – так уважительно славили хороших ораторов. Кому-то красивая речь дана от рождения, человек только начинает говорить, и внимание аудитории ему обеспечено. Другому же нужно учиться, чтобы грамотно выражать свои мысли. «А нужно ли?» –  можно услышать такой вопрос. Попробуем ответить на него. 
Иногда люди думают, что ораторское мастерство – прерогатива избранных. Не каждая профессия, по их мнению, требует умения правильно и красиво выражать свои мысли. Но, на мой взгляд, мудро замечание известного политика Наполеона: «Кто не умеет говорить, тот карьеры не сделает». Многие люди добились успеха, умея красиво говорить, ведь речь – главный способ коммуникаций. Ведь речь человека – визитная карточка не только его самого, но и организации, которую он представляет. Поэтому неграмотному специалисту труднее найти рабочее место, он просто не востребован обществом, так как ни в одной профессии не обойтись без знания норм литературного языка. Таким образом, речевое поведение – важный признак профессионализма, часть общей культуры человека, его визитная карточка в обществе: как по имени мы судим о роли человека в обществе, так по разговору мы судим о его уме, интеллекте, честности.

         Литературная, а не искусственная, современная, а не архаичная, но всегда живая русская речь – вот основная забота не только литературоведов и лингвистов, но и каждой отдельной личности нашей огромной нации.

         Талантливый, чуткий лексикограф, орфоэпист, один из основоположников и теоретиков научной нормализации русского языка, общепризнанный прекрасный знаток живой русской речи и истории русского языка, С.И. Ожегов всю жизнь упорно боролся за правильность и чистоту русской речи. Во все времена его «Словарь русского языка» был и остается настольной книгой многих и многих читателей нашей страны.

Корней Чуковский – «сказочник», детский писатель свои наблюдения за языком он начал рано, с первых шагов на поприще литературного критика. Объектом его внимания была, естественно, прежде всего, художественная речь, произведения литературы.

«Брюсов – певец качеств, свойств, пассивно пребывающих признаков».                 У   В.Я. Куприна Чуковский подметил его любимые слова: всегда, как всегда, обычно, всегдашний, как это всегда бывало и раньше и др. Куприн изображает мир устоявшихся, привычных для него фактов. И в этом мире он чувствует себя настолько уверенно, что может категорически утверждать: «все атлеты носят фуфайки», «все воры скупы» и т.п.

У И.А. Бунина Чуковский открывает множество глаголов, «содержащих понятие цвета: чернеть, алеть, синеть…». Оказывается, что это лингвистическое наблюдение проливает свет на сущность поэтического мировоззрения И.А. Бунина.

«Поэт мыслил одними сказуемыми», - говорит Чуковский о раннем Блоке. Называя Блока «мастером смутной, неотчетливой речи», он видит в этой языковой неотчетливости отражение творческой позиции поэта: «Только таким сбивчивым и расплывчатым языком он мог повествовать о той тайне, которая долгие годы была его единственной темой. Этот язык был как бы создан для тайн. Недаром само слово таинственный, играет огромную роль в ранних стихотворениях Блока».

Изучая творчество поэтов-футуристов, К. Чуковский обратил внимание на особенность стихов И. Северянина. Его любимые слова: фешенебельный, комфортный, пикантный. Не только темы и образы, но и все его вкусы, приемы, самый метод его мышления, самый стиль его творчества определяются веерами, шампанским, ресторанами, бриллиантами. Его стих, остроумный, кокетливо-пикантный, жеманный, жантильный, весь как бы пропитан воздухом бара, кабаре…».

Слово – начало всех начал! Выразитель вкусов, взглядов на мир, эстетических и художественных принципов. Именно таков смысл жизненного и творческого кредо К. Чуковского – критика. Характер речи отражает внутренний мир человека, его взгляды и намерения. И эту мысль К. Чуковский отстаивает в своих критических статьях.

Каждая личность формируется и утверждается в обществе постепенно. Этот процесс начинается с первых детских слогов, слов, первых шагов… во взрослый мир. Доказательством того является книга К. Чуковского «От двух до пяти». В ней отражена мысль автора, что в языке ребенка, как в зеркале, отражается его восприятие мира, его размышления над окружающим, его фантазии, радости и огорчения. «Ребенок учится языку у народа, его единственный учитель народ». (К.И. Чуковский) «…сплошь и рядом оказывается, что дети сочиняют такие слова, которые уже существуют в народе (людь, сольница, обутка, одетка и т.д.) Замечательно, что в речи разных людей, в каком бы  конце России они ни жили,  и кто бы ни были их   всегда одинаковы родители, Чуковский подметил общие закономерности: «все русские дети равно оглаголивают имена существительные, удваивают первые слоги, выбрасывают трудные согласные <…>.  Хотя, конечно, социальная среда не может не влиять, в какой-то мере,  на лексику того или иного ребенка, но методы ее усвоения всегда одинаковы».

 «В нем (в русском языке), - по словам Н.В. Гоголя – все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких, он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно». «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное названье еще драгоценнее самой вещи»,- восхищаясь, мыслил писатель.

 Каждый живой язык, если он и вправду живой, вечно движется, вечно растет.

Но одновременно с эти в жизни языка чрезвычайно могущественна и другая тенденция, прямо противоположного свойства, столь же важная, столь же полезная. Она заключается в упорном и решительном сопротивлении новшествам, в создании невозможных плотин и барьеров, которые сильно препятствуют слишком быстрому и беспорядочному обновлению речи.

Без этих плотин и барьеров язык не выдержал бы напора бесчисленного множества слов, рождающихся каждую минуту. Как бы ни менялся язык, какими бы новыми словами он не обрастал, его общенациональные законы, и нормы в основе своей остаются устойчивы, неизменны, незыблемы: Как сильно буря не тревожит / Вершины вековых древес, / Она ни долу не положит, / Ни даже раскачать не может / До корня заповедный лес. (Некрасов).

Дети в возрасте «от двух до пяти» никогда не могли бы с таким совершенством, в такие сказочно короткие сроки,  овладеть самым тонкими, самыми сложными формами правильной речи, если бы их деды и бабки, матери и отцы не взяли на себя (даже не подозревая об этом!) роли строгих и неутомимых пуристов, приобщающих их к этим формам, постоянно напоминая: «Так не говорят», «Нужно не так, по-иному». В этом заключена вековая заслуга пуристов.

Язык что одежда (английский лингвист!). И действительно, на лыжах не ходят во фраке, в бальную залу никто не явится в замусоленной куртке, которая вполне бы подошла для черной работы в саду.

«Истинный вкус состоит не в безотчетном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности», - таково мнение А.С. Пушкина.

Чтобы добиться чистоты языка, нужно биться за чистоту человеческих чувств и мыслей. Этого упрямо не желают понимать многие. Мудрость старинной пословицы гласит: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Оттого так много чудаков, которые ругают зеркало, только обнаружив, что в нем отражается их небрежная «одежда»: низкие лбы и вульгарные грубые челюсти! Стекло – вдребезги, но результат остается плачевным для языка. А ведь разбитое зеркало честно отражало истину образов.

Литературоведение – это не только наука, но в значительной мере и искусство. Главное в этом искусстве – язык, щедрый, гибкий, мудрый, утонченный, живой и честный. Нужно учиться восхищаться художественным мастерством – будет ли это Герцен, Грибоедов, Толстой, Пушкин или Достоевский – своеобразием их поэтической речи. У каждого своя личность, а значит и манера, и язык. Сильнейшее их творческое оружие – слово. Невозможно стать истинно культурным человеком, не пережив эстетического восхищения искусством. У того, кто не пережил этих чувств и лицо другое, и звук голоса тоже другой. Подлинно культурного человека можно узнать по эластичности и богатству интонаций. А человек с нищенско-бедной психической жизнью бубнит однообразно и нудно. Поэтому для таких подрастающих  школьников литература была и остается самым скучным, ненавистным предметом.

Но существует и противоположная точка зрения, что великий и могучий русский язык – это огромная стихия, которой совершенно невозможно управлять! Одним из первых эту мысль утвердил гениальный ученый В. Гумбольдт: «Язык совершенно независим от отдельного субъекта… .  Перед индивидом язык стоит как продукт деятельности многих поколений и достояние целой нации, поэтому сила индивида по сравнению с силой языка незначительна».

А некоторые наоборот считают, что стоит только людям, говорящим на «плохом» языке, усвоить некоторые правила, устранить из своей речи некоторые слова и обороты или заменить их на иные - «хорошие»,  - и задача будет решена: наступит век безукоризненной, идеально-правильной речи.

Думающие так заблуждаются! Лишь та речь может называться культурной, у которой богатый словарь и множество разнообразных интонаций. «Пока ты не открыл рот, тебя считали философом», – говорили римляне. Так пусть наши слова не разочаровывают собеседника, а убеждают его в нашей профессиональной компетентности и в наличии культуры общения.

Культура речи неотделима от общей культуры. Чтобы повысить качество своего языка, нужно повысить качество своего сердца, своего интеллекта!

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Аникин В.П. Теория фольклора. Курс лекций. - М.: КДУ, 2007. - 432с.

2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2013. - 1376с.

3.Чуковский К.И. От двух до пяти. – М.: КДУ, 2005. -  400с.

4. Чуковский К.И. Живой как жизнь: о русском языке. - М.: КДУ, 2004. - 224с.