Филологические науки/Язык, речь, речевая коммуникация

                                            К.ф.н. Тинякова Е.А.

       Акценты   национальной ментальности в учебных  программах современной  общеобразовательной   школы

                                   России

Предлагается краткое описание концепции комплексного учебника для  старших классов средней общеобразовательной школы (с разделением материала для 8-9  и 10-11 классов) и распределение учебного материала по следующим предметам: русский язык, литература, Содержательная порция  учебного материала на каждый предмет  соответствует 4-6 учебных часам, в зависимости от распределения часов в учебном  плане, и является обязательной частью учебной программы по соответствующему предмету, которая подлежит контролю как весь основной материал программы учебных предметов. Квоты учебного материала по каждому предмету включают информацию, окрашенную русской этнической  тематикой, которая вписывается в содержание выбранного предмета, а следовательно способствует усвоению основных проблем учебной программы по предмету. Если в начальной ступени образования и первой части средней ступени школьники еще сохраняют черты русской духовности, в основном через активно используемый материал сказок в разных вариантах, игровые методы обучения, различные формы внеклассной работы соответствующей тематики, то к 8-9 классам и особенно 10-11 русские национальные черты ментальности теряются в широком пространстве межкультурной коммуникации, современных формах культуры, большой информационной зависимости от ресурсов интернета, и поэтому именно в этот период этнически  насыщенная информация, но в рамках изучаемого предмета, даст духовную стабильность, которая является важной предпосылкой интеллектуальной стабильности. С точки зрения гражданского воспитания такой содержательный подход к учебным программам положительно повлияет на формирование гражданско-культурной идентичности, которая является стрежнем образованности человека.

Предмет «Русский  язык»

Язык–одно из главных  проявлений культуры человека. Фольклорный язык–это не просто средство коммуникации, но прежде всего творец, созидатель национальной духовности человека, которая не может быть аморфной. Фольклорность языка держит социально-политическую культуру, ценностные ориентации личности, корректирует исторический менталитет. Пословицы, поговорки, устный фольклор концентрируют эстетические качества русского языка. Для русской фольклорной речи характерна передача следующих настроений: ласковость, ненавязчивая  поучительность, твердость духа и готовность к терпимости, юмористические повороты, бóльшая концентрация мудрости, чем в обычной и даже литературной речи, внимательность к собеседнику, которая проявляется в доскональной детальности описания чего-то, присутствие в разговоре природных сил или сопровождение ими  разговора, рифмованные  прибаутки задают темп и ритм речи, вносят в нее стройность, сообщают эмоциональный заряд. Фольклорная речь в своей основе оптимистична, умеет даже трагические моменты скрасить добрым юмором. При использовании текстового языкового материала, насыщенного фольклором, рекомендуется обращать внимание на формирование указанных черт.

8-9 классы. Подобрать рифмованные фольклорные фразы, прибаутки игровой тематики и поговорки, развивающие чувство юмора, загадки, сформировать минимум фольклорного запаса слов (ориентировочно 700 лексических единиц).

10-11 классы. Проработать со школьниками свод наиболее распространенных пословиц, работать над фольклорными фразеологизмами и библиизмами (показать встречу народной и христианской мудрости), часто используемыми в речи православной ориентации, работать над короткими фольклорными текстами, давать задания для речевых ситуаций с фольклорной концентрацией.

Предмет «Литература»

8-9 классы. Знакомить школьников с жанровым составом русского  словесного фольклора, его богатством и разнообразием. Показать различие обрядовой и необрядовой поэзии; значение обрядовой поэзии в форме календарной, семейно-бытовой для формирования этнически русского морального облика; переход заговоров  на игровой уровень и защита от перевода их в магию православной религией. Необрядовое фольклорное литературное творчество: эпические, прозаические произведения, сказки, предания, легенды; стихотворные жанры–былины, исторические песни, баллады; лирические  стихотворные жанры–песни бытового  содержания, любовные песни, семейные, частушки, припевки; малые нелирические  жанры–пословицы, поговорки, загадки; драматические тексты и действа–ряженья, игры, хороводы, сцены, пьесы.

В 8-9 классах нужно предлагать школьникам задания на различение фольклорных литературных жанров.

Важно также давать упражнения на усвоение логики повествования русских сказок, триединство «зачина-развития-концовки» распределять на более мелкие повествовательные шаги; полезно предлагать классификацию или типологию известных русских народных  сказок. В заключение давать задание: изложить современный сюжет в логике повествования русских народных сказок и с использованием фольклорного языка.

10-11 классы. В старших классах нужно больше делать акцент на художественные средства фольклорной литературы и ее образное  содержание.

Символ в фольклорной литературе экологичен в своем истоке; моральное более  значимо, чем эстетическое; отдается приоритет простоте и ясности, но не примитивность, а универсальность; полярность добра и зла. Древнейшие символические  мотивы птицы, коня, древа жизни, женские  фигуры с поднятыми руками и т.д. еще  прочно остаются среди поэтических образов не только литературного, но и декоративного творчества.

Важнейшие функции аллегории: скрыть грубое, предрасположить к размышлению, объединить разное, акцентировать внимание на важном (например в обряде русской свадьбы).

Русский  простонародный мистицизм–это приметы, гадания, заговоры. Этот литературный материал нужно ориентировать только исключительно на игровой вариант. Это особенно важно с точки зрения современной волнующейся социальности, которая имеет тенденцию к магической ориентации. И защитить от этого развития поможет вместе с христианским менталитетом теоретически грамотное преподавание мистически ориентированной части русской фольклорной литературы.

Важной проблемой является также русской фольклорный образ. Школьникам полезно предложить выполнить задание по типологии русских фольклорных образов.

Предложенный  комплексный учебник для 8-9 и 10-11 классов, как планирует автор, полностью вписывается в существующие программы по упомянутым предметам. Обязательность учебного материала предлагаемого учебника будет способствовать его эффективности: формирование российской гражданско-культурной идентичности, укрепление  чувства патриотизма, чести и достоинства гражданина России в условиях экономических, политических, культурных и этноконфессиональных форм общественной жизни, развитие национальных русских традиций. Если предлагаемый учебник будет применяться на равных с другими учебниками, то это даст ему стабильный выход на современную российскую социальность.

Однако  предлагаемый учебник может иметь и факультативное применение, т.е. принять ориентацию на другую этническую тематику по матричной информационной сетке данного учебника. Это информационное расширение настоящего учебника может быть  по заданию учителя, т.е. учитель сам выбирает, какие параллельные дополнения нужно сделать к учебнику: 1. взаимоотношение русского языка и других языков, например чувашского или мордовского; 2. обратиться к примерам литературы выбранного этноса.

Факультативное расширение комплексного учебника может быть и по инициативе школьника, даже быть индивидуальным заданием, если в классе, где все ребята русской национальности, окажется, например, школьник-таджик или представитель другой национальности. У школьников нужно развивать когнитивный интерес к особенностям другого народа. Это важная черта и условие современной межкультурной коммуникации. Однако без глубокого знания своих этнических истоков, нельзя проявить интерес и к культурной сущности другого народа. С другой стороны, узнав что-то уникальное и захватывающее о другом народе, ученик будет искать параллель и в своей этничности. Такое взаимоотношение информационных векторов  будет вызывать высокую когнитивную активность, которая полезна как социально-культурно, так и интеллектуально, потому что вызывает «эвристический взлет».

При выборе народа  или народности для факультативной работы и сравнения с учебным материалом о русском народе, школьников обязательно нужно знакомить с этническим картографированием, т.е. чтобы они знали, какой это этнос славянский или другой группы. Самое лучшее познакомить школьников с современной картой распространения народностей, чтобы они могли в ней разбираться. Школьникам нужно объяснить, что есть исторические места проживания этносов, но были и миграционные процессы, как естественные, так и насильственные (в том числе на территории России, например, насильственная эмиграция калмыцкого народа). Старшеклассникам нужно также объяснить понятие «диаспоры», в которой, кстати, и они могут оказаться.

Такое факультативное  расширение предлагаемого учебника будет способствовать укреплению единства многонационального народа России, способствовать развитию культуры взаимопонимания,  межконфессионального диалога и толерантности в отношениях между нациями и народностями нашей страны, противодействовать ксенофобии и фальсификации взаимоотношений народов России.

Заключение о методике применения комплексного учебника

Начнем методический комментарий с названия комплексного учебника–«Акценты  национальной ментальности в учебных программах современной общеобразовательной школы России». Поскольку речь идет об учебнике для российской школы, то, безусловно, в основу положена информация о русском народе. Однако проблема взаимоотношений русского народа с другими народами, проживающими на территории России, тоже будет решена в процессе использования учебника.

 Объясним, почему методически будет эффективнее объедннить в одном учебнике материал 8-9 классов и 10-11 классов. Такой подход лучше  будет реализовать целостность концепции. Продвигаясь на более высшую ступень в 10-11 классах «под руками» останется и предыдущая ступень 8-9 классов, которая сможет проявиться  вторично с дополнительной глубиной на материале 10-11 классов. Далее последует глава с заданиями для факультативной работы, где будет порекомендованы народы и народности для сопоставления с русским народом. Безусловно, в начале главы будет небольшое вступление о национальной ситуации в современной России: краткие сведения о СССР, история этнической ситуации в современной России, национальный состав населения России и современные миграционные процессы. Заключение. Поскольку комплексный учебник предназначен для выпускников школы, которые думают о выборе будущей профессии, то в заключение будет дана краткая информация о национальном раскладе в ведущих  профессиях народного хозяйства России. Комплексный учебник будет как обычно завершать библиографический список.

                                 Литература

1.      Тинякова Е.А. Приобщение к национальным истокам как важная компонента воспитания: региональная практика.//Народная культура и молодежь. Культура и культурная политика. Экспертно-аналитическая деятельность в структуре профессиональных компетенций. Выпуск 6-7.-Москва, Издательство РАГС, 2009.-С.153-160.

2.      Тинякова Е.А. Приобщение к природе молодой семьи–экологическая традиция русской культуры.//Молодая семья в контексте развития региональной семейной политики.-М.: РГСУ. 2008.-С.403-406.

3.      Тинякова Е.А. Воспитание в традиционной семье на селе.//Сельская семья: традиции и современность.- М.: 2007.-с.100-103.

4.      Тинякова Е.А. В чем загадка привлекательности русской  традиционной  культуры и ее международного признания.//Вопросы культурологии №7, 2009.-С.45-47.

5.      Тинякова Е.А. Современное творчество и традиционные фольклорные образцы Курского края.//Вопросы  культурологии №10, 2009.-С.46-48.

6.      Тинякова Е.А. Южно-русский тип этничности. Монография.-LAP Lambert Academic Publishing, 2011.-313 c.

7.      Тинякова Е.А.Игровой потенциал эстетики русского языка.//Роль народной культуры в духовном возрождении России. Доклады 1 региональной научно-практической конференции.- Курск, 1995.-С.6-14.

8.      Тинякова Е.А. Этнографический контекст эстетических качеств русского языка. (Методические рекомендации).//Роль народной культуры в духовном возрождении России. Доклады 1 региональной научно-практической конференции.- Курск, 1995.-С.91-117.

9.      Духовное наследие русской национальной культуры. Тезисы и доклады 1-ой региональной научно-практической конференции.- Курск, 1998.-77с.

10. Хренов Л.С. Народные приметы и календарь.- М.:ВО «Агропромиздат», 1991.-64 с.

11. Байбурин А.К. Календарь и трудовая деятельность человека.- Л.: 1989.-33 с.

12. Покровский Е.А. Детские игры. Преимущественно русские. –М.: 1895.-388 с.

13. Шуклин В. Мифы русского народа.-Екатеринбург,1995.-334 с.