Филологические науки/1. Родной язык и литература

К. филол. н. Бедирханов С.А.

ФГБУН Институт языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы Дагестанского научного центра, Россия

Мотив патриотизма в этнопоэтической культуры лезгин конца 1980-х годов.

 

Реформы конца 1980-х годов задают «принципиально новый характер процессуального состояния движения Социума», обнаруживающий «факт реального перехода сообщества не просто на новый уровень исторического развития, а в исторически новое состояние, которое полагает не только суммативное накопление нового и, в результате,- определенные изменения качественного порядка, а прежде всего разрыв непрерывности и формирование новых системных  свойств (системы) Социума, не согласуемых с основными принципами воспроизводства общества в рамках цивилизационных характеристик и обусловливающих новые характеристики социокульторного выполнения социальной эволюции»[1]. Естественно, все это сопровождалось постепенным угасанием определивших в течение нескольких десятилетий духовную атмосферу ритмических импульсов, в результате происходит  деградация духовно – нравственной иерархии общества. 

 Эта ставит творческого духа перед необходимостью удержания смысла достоверности собственной субъективности. Решение данной проблемы выдавало потребность в локализации его структурных смыслов, которая была вызвана ослаблением культурных интеграторов (С.А. Ахиезер) общества.

Потребность в реконструкции культурных символов открывает творческому сознанию возможности, в реализации которых вырабатываются механизмы, переориентирующие его логические структуры на новые, основанные на локальные принципы, смыслы. Действенность этих механизмов задают условия зашифровывания новых знаковых кодов. В существенности этих условий удостоверяется обусловленность расшифровки новых культурных кодов активностью рефлекторных интенций национального самосознания, обращенного уже к проблемам этнической идентичности. Достоверность смысла идентичности  национальное творческое сознание видело в реализации патриотического настроения, ставшего уже духовным ориентиром обостренного национального чувства.

В стихотворении известного лезгинского поэта Ф. Нагиева  «Жив лезгинский народ» озвучена тема «народа». Произведение написано в 1989 г., потому его ритм лишен той напряженности, которую приобретает национальная проблема в последующие годы. В стихотворении мыслящее «я» воспроизводит самого себя, что делает его активным как духовную мощь, полагающую свою суть в качестве эстетической доминанты. Лексические единицы, материализующие его природу, генерированы его же потенцией и образуют семантические поля (в рамках отдельной строфы), в которых оно пребывает в самом себе. Это снимает необходимость в обращении к народу, так как само понятие «народ» репродуцировано им же («я») как ценностно-смысловая доминанта собственного содержательного бытия.

В произведении основную семантическую нагрузку несет слово «пока…, которое в качестве составной части глаголов сохраняет внутреннюю энергию «я» в активном состоянии:  /«Серединная река пока несет поток», /«В селах пока проводятся свадьбы», /«В душе пока сохраняется национальная соль [самосознание]», /«Жив лезгинский народ»*[2].

Выражения «серединная река несет поток», «в селениях играют свадьбы» отражают реальность. Однако приложение к ним слова «пока», рефлектирующего внутренние эмоции субъекта, снимает с их реальности актуальность, в результате они загружаются эстетическим содержанием. Только так становится возможным их приложение к «народу».

В третьей строфе стихотворения строки заканчиваются словом «тамукьрай» («пусть не останется»), которое также проявляет внутреннее содержание лирического героя, но в ином поэтическом контексте: /Пусть наши колыбели не останутся пустыми, /Пусть не будет девушки, которая /не станет матерью, /Пусть не будет никого, кто лишен ребенка, /Жив лезгинский народ.

В поэтическом контексте данной строфы слово «тамукьрай» («пусть не останется») активизирует чувственно – эмоциональный мир лирического «я», столь необходимого для генерации предметно-понятийных значений лексических единиц, в результате которой они рядополагаются, образуя поэтический контекст.  

Таким образом, анализ произведения поэта Ф. Нагиева проявляет деятельно-активную суть поэтического субъекта, обусловленную существенностью патриотического настроения.

 

Литература:

1.Цивилизация. Восхождение и слом: Структурообразующие факторы и субъекты цивилизационного процесса. (Отв. ред. Э.В. Сайко). М.: Наука, 2003. –С.5.

2. Нагиев Ф. Морщины на камне. - Махачкала, 1989. С. 4. (на лезг. яз.).

 

 



* Здесь и далее подстрочные переводы принадлежат автору.