К.ф.н. Халявина Д.В.

Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия

Концепт ВОЗДУХ в поэтическом идиолекте

Василия Каменского

 

Исследование особенностей индивидуально-авторского мировидения в рамках семантического пространства текста является актуальным направлением современной лингвистики, получившим распространение в работах В.В, Виноградова, Г.О. Винокура, В.П. Григорьева, Ю.С. Караулова, В.К. Харченко и др. Одно из направлений исследования художественного текста предполагает выделение отдельных фрагментов мира, существенных как для обыденного, так и для художественного сознания.

Языковая и поэтическая картины мира изучаются в различных направлениях и разными способами: анализируется внутренняя форма слова и его структура, парадигматические, синтагматические и деривационные связи, система метафорических переносов, образов и ассоциаций. Однако до сих пор многие из этих способов и направлений остаются неоднозначно определенными и малоизученными

Составляющими картины мира являются стихии ВОДА, ВОЗДУХ, ЗЕМЛЯ, ОГОНЬ, которые имеют особый историко-культурный контекст, занимают важное место в жизни народа и находят отражение в художественной картине мира, особенно в поэтической.

Стихия ВОЗДУХ, по утверждению исследователей,  является одним из основных фрагментов русской языковой картины мира. Это проявляется как на уровне лексики, так и на уровне словообразования. Структура и состав концепта ВОЗДУХ отражают важный фрагмент русской языковой картины мира, совмещая объективно-исторический, мифологический, религиозный аспекты концептосферы современного русского языка.

В центре нашего внимания находится - концепт ВОЗДУХ, рассматриваемый в русском языке и, в частности, в его поэтической разновидности – идиолекте поэта Василия Каменского. Своеобразие языковой реализации данного концепта состоит в индивидуально-авторском осмыслении его структурных составляющих.

Целью работы является выявление и описание концепта ВОЗДУХ в поэтическом идиолекте В. Каменского средствами словообразования. Достижение поставленной цели предполагает решение ряда научно-исследовательских задач: 1) установить состав и структуру концепта ВОЗДУХ в поэтическом языке В.Каменского; 3) определить положение концепта ВОЗДУХ в поэтической картине мира поэта.

Василий Васильевич Каменский был одним из основоположников русского футуризма. Он вошел в русскую литературу на волне этого движения и занял в нем особое место как талантливый поэт и живописец, прозаик и один из первых русских авиаторов. Каменский был активным сторонником и пропагандистом авиации. Он разъезжал по городам России с лекциями об авиации, сопровождая их не только чтением стихов, но и показательными полетами:

Поэт-мудрец и авиатор,

Художник, лектор и мужик,

Я весь изысканный оратор,

Я весь последний модный шик…

[Моя карьера].

Поэтический язык В. Каменского представляет собой любопытную картину борьбы и сочетания живой непосредственности и вычурной искусственности, непринужденной естественности и «головоломного эксперимента», словесной ясности и «зауми» [Масленников: 65]. Отличительной чертой его идиолекта является использование многочисленных индивидуально-авторских новообразований. Но надо заметить, что его новообразования не выглядят чем-то искусственным, они естественны. Н. Гумилёв, современник поэта, так отзывался о творчестве В. Каменского: «все, что он говорит, выходит естественно, даже его бесчисленные неологизмы, подчас очень смелые, читатель понимает без труда и … уносит впечатление новизны, свежей и радостной» [Гумилев: 120].

Т.И. Вендина, рассматривая русскую языковую картину мира «сквозь призму словообразования», утверждает, что «словообразование … открывает возможности для концептуальной интерпретации действительности. Оно позволяет понять, какие элементы внеязыковой действительности и как словообразовательно маркируются, почему они удерживаются сознанием, ибо уже сам выбор того или иного явления действительности в качестве объекта словообразовательной детерминации свидетельствует о его значимости для носителей языка» [Вендина 1998: 9].

На этих основаниях мы рассматриваем индивидуально-авторские новообразования как важную составляющую часть концепта ВОЗДУХ.

Исследователь творчества футуристов Д.Б. Масленников называл индивидуально-авторские новообразования В. Каменского, относящиеся к данному концепту, «окказионализмами полета». Сам полет и, в частности, аэроплан предстает в творчестве поэта как символ быстро менявшегося, наводнявшегося новыми техническими изобретениями мира, поэтому занимает центральное место в его творчестве, отвечая основным идеям футуризма о переустройстве мира.

В поэтическом творчестве В. Каменского в состав концепта ВОЗДУХ входят следующие группы новообразований:

- производные с корнем - ЛЕТ - (летайность, летиночка, летан);

- производные с корнем - НЕБ - (небовать, небовеснить, небовой);

- производные с корнем - ЗВЕЗД - (звездолинный, звездно-опаловый, звездиться);

- производные с корнем - КРЫЛ - (крыль, яснокрылый, крыловейность);

- производные с корнем - ОБЛАК - (облачата, облачища, облака-соболя);

- производные со связанным компонентом АЭРО- (аэротишь, аэромудрость, аэронц);

- производные с корнем - ВЕТР - (ветрокудрый, изветриться, утроветер);

- производные с другими корнями (луномерцание, полномесяц).

Ядро концепта Воздух составляют индивидуально-авторские новообразования с корнем - ЛЕТ- , так как их состав наиболее разнообразен в плане представленности частей речи и повторяемости в поэтических текстах: летатели, пролетальщик, взлетания, перелетность, летайность, летиночка, летан, летинка, летайно, летан, летокеан, разлет, летка, разлетинность, напролетно, залетайный и т.д. Ярким примером словообразовательной игры, построенной на сочетании различных окказионализмов данной группы, является стихотворение «Лечу»:

Лечу над озером
Летайность совершаю
Летивый дух
Летит со мной.
Летвистость в мыслях
Летимость отражаю
Леткий взор глубок
Лет верен и устойчив
Летокеан широк.
Летистинная радость
Летисто улетать
Летинною весной
.

[Лечу]

Интересна позиция повествователя в поэтическом мире В. Каменского. Лирический герой не просто наблюдатель, а активный участник событий, которые разворачиваются перед ним. В стихах, связанных с авиацией и полетами, обнаруживается еще один взгляд автора на происходящие события – сверху, причём не просто из статической точки на небе, а со стремительно движущегося аэроплана. «Я пишу свободно, как поет сердце и творит разум, как разворачивается панорама жизни под летящим аэропланом» [Каменский: 311].

Раскрыляются крылья,

Быстрины взметая

Стаи цветистые

Птиц-корабли.

                             [Полет]

Индивидуально-авторские новообразования в стихотворениях В. Каменского представляют интерес не только в структурном, но и в смысловом планах. Они нестандартны, несут определенную идейную нагрузку. Использование В. Каменским многочисленных «окказионализмов полета», входящих в состав концепта ВОЗДУХ, подчеркивают важность данного концепта в понимании мира поэтом. Индивидуально-авторские новообразования, их отбор и употребление в поэтических текстах отражают художественную концепцию поэта в исследовании им окружающей действительности.

 

Литература

1.            Вендина Т.И. Русская языковая картина мира сквозь призму словообразования (макрокосм). – М.: Изд-во «Индрик», 1998. – 240 с.

2.            Гумилев Н.Г. Письма о русской поэзии / Сост. Г.М. Фридлендер. – М.: Современник, 1990 – 383 с.

3.            Каменский В.В. Стихотворения и поэмы. – М. -Л.: «Советский писатель», 1966. –  499 с.

4.            Масленников Д.Б. Окказионализмы в футуристической поэзии и особенности их функционирования: Дис…канд. филол. наук. – Уфа, 2000. – 282 с.