Филологические науки / 8.Русский язык и литература
К. филол. н. Колмакова
О.А.
Бурятский государственный университет, Россия
Концепция «кайротического времени»
в современной русской прозе
В европейской культуре
ХХ столетия возрождается античная идея «кайротического времени», которое
противопоставляется «хронологическому» по шкале «качественное –
количественное». «Кайросом» древние греки называли бога
счастливого мгновения. Как замечает немецкий философ П. Тиллих, «тонкое
языковое чутье заставило греков обозначить хронос, «формальное время», словом,
отличным от кайрос, «подлинное время», момент, исполненный содержания и смысла»
[1, с.217].
Русскую
прозу конца XX – начала XXI вв. характеризует
необыкновенное многообразие способов воплощения авторской концепции времени.
Так, образы бытового времени-пространства исследуют Л. Улицкая и В. Маканин.
Для Ю. Мамлеева, А. Королева и Т. Толстой характерно романтическое мироощущение,
ориентированное на создание дублирующих, «виртуальных» реальностей. «Замкнутое
время» сказки привлекает внимание Ю. Буйды и М. Елизарова. Концепция «кайротического времени» находит свое воплощение в прозе Л. Петрушевской,
О. Славниковой и В. Пелевина.
Повесть Л. Петрушевской «Время ночь» (1990) – монолог-исповедь главной героини,
55-летней поэтессы Анны Андриановны. Монолог этот – цепь несчастий,
происходящих одно за другим в ее семье: сына посадили в тюрьму за драку, откуда
он вернулся озлобленным и нервным. Тем временем мать Анны Андриановны,
Серафима, методично «складывая у себя в комнате на серванте свои свободно
вынутые из десен зубы», окончательно сходит с ума. Дочь Алена живет «неизвестно
где» и «неизвестно на что», и в каждый ее приход к матери Анна Андриановна узнает
о новом внуке. Сама героиня живет с внуком, пятилетним Тимошей, у которого
«нервы расшатаны, как у истеричной бабы».
В поэтике повести время «здесь и сейчас» часто
является более значимым, чем прошлое, а иногда и будущее героя. Появляется
мотив кайроса как мига, минуты, определяющей всю жизнь героя. В повести
кульминационным моментом во взаимоотношениях матери и дочери является такая
минута. «Как
я жила! Мама!» – восклицает вернувшаяся домой Алена. «Одна минута между нами,
одна минута за три последних года», – размышляет Анна Андриановна [2, Т.1, с.385].
Эта минута подсвечена христианской символикой – сценой покаяния блудного дитя
перед родителем, любящим его несмотря ни на что.
Основная коллизия романа О. Славниковой
«Стрекоза, увеличенная до размеров собаки» (1997) – те же, что и у Л.
Петрушевской, отношения матери и дочери, Софьи Андреевны и Катерины Ивановны. Приемом
максимальной поляризации взаимоотношений героинь друг с другом и с окружающим
миром является отсутствие коммуникации между ними: все повествование в романе организованно
как несобственно-авторское, диалоговые реплики исключены.
Однако момент смерти героинь изображается
автором в аспекте «кайротического времени» – как этап наивысшего
духовно-нравственного развития, когда, по словам С.С. Имихеловой, происходит
«обретение <…> смысла собственной жизни, несмотря на трагический исход» [3,
с.142]. Так, перед смертью на Софью Андреевну «сходит благость»: в самый последний сознательный миг она вдруг поняла, «что
ее так скоро прошедшая жизнь была нестерпимо счастливой, вынести это удалось,
только выдумывая себе несчастья, которых на самом деле не было» [4, с.456]. Последнее
мгновение перед смертью становится откровением и для Катерины Ивановны,
прозревшей, что между небом и землей «нет непроходимых границ».
Особая
акцентуация определенного момента времени, «секунды» характеризует время героя в
романе В. Пелевина «Чапаев и Пустота» (1996). Петр Пустота постигает, что
единственной подлинной ценностью в пустоте реального бытия является миг,
«секунда»: «…я
подошел к ближайшему коню, привязанному к вбитому в стену кольцу, и запустил
пальцы в его гриву. Отлично помню <…> ощущение полноты, окончательной
реальности этого мига. И хоть оно длилось всего одну короткую секунду, я в
очередной раз успел понять, что эта полная и настоящая жизнь никогда не длится
дольше в силу самой своей природы» [5, с.221]. Так,
антитезой реальности, далекой от совершенства, оказывается космос отдельной
«собственной вселенной» героя – как учил Чапаев: каждый «в силах создать
собственную вселенную» [5, с.331].
У Пелевина в мотиве
секунды объективируется не столько психологический, сколько онтологический
аспект категории времени. Главная цель героя
–достижение сверхвременного бытия, именуемого вечностью. Рассуждая об
«ощущении полноты мига», Петр задает вопрос Чапаеву: «Значит ли это, что этот
момент, эта граница между прошлым и будущим, и есть дверь в вечность?» Чапаев
отвечает: «Этот момент, Петька, и есть вечность» [5, с.259].
Итак, в концепции «кайротического времени» русские
писатели конца ХХ в. реализуют идею восприятия индивидуального, «частного» времени
героя как части вечности, универсального бытия, задающего личности ее метафизические
и нравственные ориентиры.
Литература:
1. Тиллих П. Кайрос //
Тиллих П. Избранное: Теология культуры: пер. с англ. / П. Тиллих. – М.: Юрист,
1995. – С. 216-235.
2. Петрушевская Л.С. Собр. соч. В 5 т. / Л.С.
Петрушевская. – Харьков: Фолио; М.: ТКО АСТ, 1996.
3. Имихелова С.С., Грязнова
О.Б. Особенности структуры «текст в тексте» в повестях Г. Башкуева «Пропавший»
и «Записки пожилого мальчика» / С.С. Имихелова, О.Б Грязнова // Вестник Бурятского
госуниверситета. Сер. Язык. Литература. Культура. – 2013. – №1. – С.141-152.
4. Славникова О.А.
Стрекоза, увеличенная до размеров собаки: Роман / О.А. Славникова. – М.:
Вагриус, 2000. – 508 с.
5. Пелевин В. Чапаев и
Пустота. Желтая стрела: Проза / В. Пелевин. – М.: Вагриус, 1999. – 416 с.