К.ф.н. Кубдашева К.Б.

Алматинский университет энергетики и связи, Казахстан

К вопросу о составляющих понятия структурно-семантический комплекс

 Работа писателя – это творческий процесс, загадочный и сложный. Бесспорно, что на конечный результат, продукт творчества, оказывает влияние масса факторов – от мировоззрения, национальной культуры до духовного и личного опыта писателя. Творческий труд индивидуален, и поэтому любое творение художника неповторимо. В. Фаворский утверждает: «Каким образом творение, основой которого является мысль, воплощенная в материале, может не обнаружить законов, по которым она создается и живет? Раз есть цель и есть условие, то есть и законы. И открывая эти законы в классическом наследии прошлого, можно учиться, только нельзя превращать эти законы в правила. Законы живут, правила неподвижны» [1, с. 36]. Разделяя точку зрения цитированного автора,  мы предлагаем  свое понимание тех принципов, по которым строится художественное целое произведения. На наш взгляд концепция структурно-семантического комплекса в значительной степени будет способствовать раскрытию общих законов индивидуального авторского творчества.

Ключевыми компонентами в структурно-семантическом комплексе являются: идея, тема, язык, жанр, сюжет, композиция. Составляющие структурно-семантического комплекса распадаются на два взаимосвязанных единства: содержательных (идея, тема) и формальных (жанр, язык, сюжет, композиция) компонентов.

Первоначальным звеном структурно-семантического комплекса, определяющим основную направленность всего произведения, является художественная идея. Художественная идея – не нравоучение и не басенная мораль, это концепция автора (по В.Е. Хализеву), главная мысль, проходящая через все произведение красной нитью.  О первостепенной роли идеи в творчестве говорили писатели, литературные критики. Например, Л.Н. Толстой писал, что только одаренный писатель будет искать новые пути для выражения своей мысли и сетовал на то, что новые художники сначала придумывают технический прием, а потом втискивают придуманную мысль  [2, с. 515] . В.Г. Короленко утверждает: «Я держусь мнения, что идея есть душа произведения» [2, с. 610]. Художественная идея долго вынашивается в голове автора и оформляется в виде системы образов.

Следующий компонент  структурно-семантического комплекса – тема – является результатом развития идеи. Тема также является одним из элементов содержания. В.Е. Хализев заметил: «Тема как фундамент художественного творения – это все то, что стало предметом авторского интереса, осмысления и оценки» [3, с. 41]. М.А. Горький в «Беседе с молодыми» писал: «Тема – это идея, которая зародилась в опыте автора, подсказывается ему жизнью, но гнездится во вместилище его впечатлений, еще неоформленно и, требуя воплощения в образах, возбуждает в нем позыв к работе ее оформления» [4, с. 65]. Тема-идея, созревая в голове автора в виде образов-идей, в процессе создания формы ищет свое выражение в конкретно-ощутимых образах.

Материальное воплощение художественной идеи является самым трудным этапом творчества, который требует не только напряженной работы над словом, но и усилий в удачном выборе сюжета, композиции. Свидетельством тому многочисленные высказывания художников слова. Трудность заключалась в нахождении такой формы, которая полнее, яснее выражала бы авторскую идею. «Одно из главнейших условий всякого художественного произведения есть гармоническая соответственность идеи с формою и органическая целостность его создания» [2, с. 522]. В произведении каждое слово с предельной ясностью, точностью должно определять мысль. Писатель должен уметь отбирать из синонимичных рядов слово, полно выражающее идею.

Таким образом, в подлинно художественном произведении, главная мысль, идея пронизывает весь языковой материал, привлеченный писателем. Следующими формальными компонентами структурно-семантического комплекса является сюжет и композиция. Сюжет литературного компонента вытекает из идеи. «Сюжет рождается из мысли (идеи), из конкретной темы, произведения и осуществляется не по произволу автора, который волен придумывать все, что ему захочется», - отмечает Н.Погодин   [5, с. 115]. Одним из важных компонентов  структурно-семантического комплекса выступает композиция. Велико значение композиции в раскрытии идейного замысла произведения. Ведь от внутренней организации, от удачного расположения частей, элементов художественной формы зависит, насколько органически последовательно, законченно выражена в произведении авторская мысль, решается тематическая проблема.

Таким образом, основными составляющими понятия «структурно-семантический комплекс» являются две группы взаимосвязанных, взаимоопределяющих формально-содержательных компонентов. Идея и тема образуют ядро структурно-семантического комплекса. Формальные элементы структурно-семантического комплекса – язык, сюжет, композиция определяются особенностями темы и идеи. Тем не менее перечисленные формальные компоненты обладают большим значением, поскольку наряду с содержательными компонентами определяют художественность произведения.

         В последнее время в научных исследованиях филологического характера по лингвистике, литературоведению и смежными с ними дисциплинами наблюдается тенденция к интегрированию изучению текстов.

Литература

1.  Фаворский В. О художнике, о творчестве, о книге. – М., 1966.

2. Русские писатели о литературном труде (ХYIII-XX вв.). Т.3-Л., 1955.

3. Хализев В.Е. Теория литературы. – М., 2000.

4. Горький М.А. Беседы с молодыми. – М., 1956

5. Погодин М. Увлечение, знание, изобретательность. // О писательском труде.- М., 1955.