К.ф.н. Биль О.Н.

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

 

Образ вселенной в идиостиле К. Бальмонта, В. Брюсова, М. Волошина, Н. Гумилева

 

            «Смысл всякой космологии, т.е. учения о космосе, вселенной, состоит в том, чтобы свести своеобразные знания о мире в единую, достаточно стройную картину, объемлющую наиболее важные факты и представления» (7, с. 6). Первоначально космос отождествлялся с такими понятиями, как порядок, устроение, в настоящее же время космос определяется как «мир, вселенная; вселенная как организованное целое; как вся система мироздания; мировое пространство; весь существующий мир, безграничный в пространстве и бесконечный во времени» (8, с. 724, 11, с. 1483, 5, с. 89).

         Впервые мир был назван космосом Пифагором, который обратил внимание на царящие в нем порядок и гармонию. Мыслители древности по-разному определяли космос: например, Гераклит разработал учение о космосе как мирострое, у Платона космос являлся упорядоченной частью Вселенной, противопоставленной хаосу, у Гомера космос мыслился телом конечным и имеющим определенную форму (9, с. 334). Важным вопросом во все времена  считался вопрос о происхождении Вселенной. Система взглядов философов Древней Греции отличалась многообразием концепций происхождения мира, согласно которым космос возник из воды (Фалес Милетский), первовещества «айперона» (Анаксимандр), воздуха (Анаксимен), огня (Гераклит). Согласно представлениям древних египтян, Вселенная образовалась благодаря девяти видам субстанций, древнекитайские мыслители утверждали, что развитие космоса определяется взаимодействием двух космических процессов инь и янь, в результате союза которых возникло мироздание. Космос является неотъемлемой частью теологии многих религиозных течений. Несмотря на различия в учениях, в мировых религиях представление о космосе как о многоярусном строении, включающим в себя деление на небо и сферы, является общепризнанным. В христианском учении мироздание является трехчастным, состоящим из неба, земли и преисподней, которые исчерпывают собой весь космос, являясь его главными структурными компонентами. Подобная трехступенчатая модель Вселенной распространена в исламе и в буддизме. Космос, космические объекты являются предметом внимания  в культурологии, которая отражает взаимосвязь космических образов с культурой, а также народные представления о системе мироздания. В культурах разных народов существуют различные модели мира. Так, например, модель космоса у греков – шар-круг с центром и диаметром, для итальянцев характерна модель мира, представляющая собой арку, купол неба, нисходящий на землю, русский образ мира – это путь-дорога от порога в бесконечность по горизонтам равнины, для болгарской культуры характерно представление о космосе как о чаше вверх и вниз дном (4, с. 25 – 27). В обыденном сознании образ космоса стереотипен, так, по данным «Русского ассоциативного словаря», построенного по результатам массового опроса носителей языка, космос, вселенная отождествляется с такими наименованиями, как бесконечность, бытие, вакуум, пустота, бездна, простор, вечность.

         Космос, вселенная как важный фрагмент национальной картины мира имеет особую значимость как для всех носителей языка в целом, так и для отдельной языковой личности, что подтверждается перманентным вниманием художников слова к космическому пространству как составной части природы, духовно-нравственного потенциала личности, а также присутствием космических образов в различных жанрах устного народного творчества (пословицах, поговорках, загадках, приметах), во фразеологизмах, что формирует совокупный образ космического пространства в языковой национальной картине мира. В художественных произведениях русских писателей и поэтов отдельные космические образы, а также образ космоса в целом играет важную роль, становясь рефреном, приобретая разнообразные смысловые оттенки и широкие изобразительные возможности. Космическое пространство является неотъемлемой частью образной картины мира в языке поэзии авторов XVIIXXX вв.: М. Ломоносова, Ф. Тютчева, А. Фета,              А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Блока, И. Анненского, С. Есенина,                   А. Ахматовой, К. Бальмонта, В. Брюсова, М. Цветаевой, Н. Гумилева,              М. Волошина и многих других, что дает широкие возможности анализа и сопоставления описания космического пространства в произведениях русских поэтов, космические номинации имеют особый эстетический смысл, специфическую семантическую и экспрессивную нагруженность.

         Анализ поэтических текстов К. Бальмонта, В. Брюсова, М. Волошина, Н. Гумилева показал всеобъемлющую картину космоса, играющего решающую роль в жизни всего сущего, вместе с тем можно отметить разнообразие видения художниками слова образа Вселенной, зачастую мирозданье каждого из анализируемых поэтов – это индивидуально-авторская модель космоса, наполненная личностным видением и оценкой.

         В поэзии К. Бальмонта возникает картина космоса, воспринимаемая во всей ее глубине, беспредельности, изменчивости; необозримый, бесконечный  образ Вселенной – это образ мира, существующего самостоятельно, вне связи с человеком: странно в бездонной Вселенной (1, с. 234); бездны мирозданья… непонятно-глубоки (1, с. 23); Вселенная – безмерный ров (1, с. 453).

         В поэтическом творчестве В. Брюсова сосуществуют два образа мирозданья: «земной» образ, связанный с человеком, наполняющий всю его сущность, мир, в котором человек, с одной стороны, является ее центром, с другой стороны, выступает, как созерцатель происходящего: Вселенная в душе воплощена (2, с. 54); я… поэт… земной Вселенной (2, с. 175); сверток земной вселенной (2, с. 345); от Вселенной тебя не отымем (2, с. 13); В противовес «земному» образу мирозданья автор рисует образ «иного мира», мира божьего, вечного: луч над вечным мирозданьем (2, с. 29); об иных вселенных гласят (2, с. 57);   

         В поэтическом мире Н. Гумилева Вселенная и человек связаны неразрывной связью, представляя собой неразделимое целое; человек – властелин мирозданья, его неотъемлемая часть: я стал властителем Вселенной (6, с. 322); нить, нас связавшую с вселенной (6, с. 21); поэт – властитель Вселенной (6, с. 111);

         В идиостиле М. Волошина перед читателем предстает несколько приземленный, лишенный значимости образ космоса: на гноище поруганной вселенной (3, с. 37); звездный космос только механизм (3, с. 198); мы существуем в космосе, где все теряется, ничто не создается (3, с. 211); водопад сгорающих миров (3, с. 506).

         Анализ образа космоса в поэтических текстах авторов, представляющих различные литературные направления (К. Бальмонт – импрессионизм, В. Брюсова, М. Волошина – символизм, Н. Гумилев – акмеизм), позволяет представить целостное впечатление об образе космического пространства в поэзии определенного временного периода, а также отметить особое представление данного фрагмента русской национальной картины мира в поэтическом мире.

 

Список литературы

1.     Бальмонт К.Д. Собрание сочинений в двух томах. М.: Можайск: Терра, 1994. 832 c.

2.     Брюсов В. Собрание сочинений. В 7-ми томах / Под общ. ред.                  П.Г. Антокольского и др. М.: «Худ. лит.», 1974. 420 с.

3.     Волошин М. Собрание сочинений. В 2-х томах / Сост. и подгот. текста В.П. Купченко, А.В. Лаврова; Коммент. В.П. Купченко. М.: Эллис Лак 2004. 608 с.

4.     Гачев Г.Д. Космо – Психо – Логос: Национальные образы мира. – М.: Академический Проект, 2007.  511 с.

5.     Горбачевич К.С. Словарь синонимов русского языка /                             К.С. Горбачевич. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.  608 с.

6.     Гумилев Н. Сочинения. В 3 т. / Вступ. ст., сост., примеч.                             Н. Богомолова. М.: Худож. Лит. 1991. 590 с.

7.     Евсюков В.В. Мифы о вселенной / В.В. Евсюков. – Новосибирск: Наука, 1988. 176 с.

8.     Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный / Т.Ф. Ефремова. – М.: Рус. яз. 2000.

9.     Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. – Минск: Изд. В.М. Скакун, 1998. 896 с.

10. Русский ассоциативный словарь. В 2 т. Т. II. От реакции к стимулу / Ю.Н. Караулов, Г.А. Черкасова, Н.В. Уфимцева, Ю.А. Сорокин,               Е.Ф. Тарасов. – М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2002.  992 с.

11. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д.Н. Ушакова. – М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2000.