Философия / 1. Философия литературы и искусства

 

Аспирант Титарева Л.Д.

Забайкальский государственный университет, Россия

 

Преемственность женского авторства как фактор возникновения женской прозы в России конца XX-начала XXI вв.

 

Для четкого понимания возникновения феномена женской прозы в России в конце ХХ в., необходимо рассмотреть развитие женского литературного творчества в России в историческом контексте, а также с точки зрения преемственности женского авторства и взаимного влияние женщин-писательниц друг на друга.

Исследователи женского литературного творчества в России (Е. Щепкина [10;131],  Е. Лихачева [4;273], И.Л. Савкина [7;23], К. Келли [1;10], Н.В. Воробьева [2;18]) связывают появление женщин-писательниц с 1770-ми годами XVIII в., когда происходит зарождение общественно-культурной жизни. По мнению Е. Лихачевой, на то, что появились первые публикации под авторством женщин повлиял  гендерный фактор общественных изменений: женщине первый раз в России представилась возможность проявить свою мысль и таланты в то время, когда у власти находится с 1762 г. по 1796 г. Екатерина II и «женское» в прямом смысле сливается с властью [4;273].

Н.Новиков в 1779 г. издал первый журнал для женщин – «Модное ежемесячное издание или библиотека для дамского туалета», который носил общелитературный характера и призывал к просвещению женщин через легкое чтение. Первой русской писательницей Е. Лихачева предлагает считать дочь А. Сумарокова – К.А. Сумарокову, которая писала свои стихи под влиянием отца и подписывала их мужским именем, так как считалось неприличным писать стихи о любви женщине [2;20].

В «Библиографическом словаре русских писательниц князя Н.Н. Голицына» к писательницам причислены почти все, кто что-нибудь написал – будь  то детские сочинения, переводы (княгинь К.А. Меньшикова,В. Голицына, Е. Нилова, княжны Волконские), размышления, оригинальные произведения (А.П. Хвостова) или статьи в журналах.

На переломе XVIII-XIX веков «начинается настоящий процесс  "феминизации" русской литературы» [2;20]. Появляются новые «ультра сентиментальные журнальчики для женщин» [10;229] (например, «Журнал для милых», «Аглая», «Московский телеграф»), в которых поддерживается общая тенденция преклонения перед просвещенными представительницами прекрасного пола. В это время писатели и издатели активно привлекают женщин к литературной деятельности, в семьях поощряются подобные занятия дочерей: «Иные семьи спешили записать девочку в литераторы, как малолетних сыновей в гвардию» [10; 205]. Женщины-писательницы пользуются успехом в обществе: с ними ищут знакомств, ободряют их, посвящают им стихи. Поэтессы А.А. Волкова и М.А. Поспелова, написавшие хвалебные оды императору Павлу получают благодарность императора и вознаграждение.

С середины первого десятилетия XIX в. в критике формируется двойственное отношение к женщинам-писательницам. «С одной стороны, издатели и критики льстивыми любезностями побуждали женщин смелей и громче подымать голос в печати, с другой – авторитетные представители общественного мнения, даже Державин, покровитель писательниц, твердили им, что тихость и смирение суть первые достоинства, истинные превосходства женщин» [10;208].

В это время расцветают литературные салоны, которые дают возможность талантливым и образованным женщинам проявить свои возможности. Хозяйка салона соединяет в себе остроту ума, художественную одаренность с женской привлекательностью. Такими были салоны С. Пономаревой (1820-1823 годы) или З. Волконской (вторая половина 1820-х годов).

1830-1840-е годы – еще один этап, когда в литературе возникает целая плеяда женских имен. И.Л. Савкина выделяет три тенденции: формирование профессионального писательского труда (складывается журналистика и книжный рынок), выход прозы на стремнину литературного процесса, вхождение в русскую критику нового понятия «женская литература» [2;26].

Появляются первые профессиональные писательницы, которые создают литературу для детей: А. Ишимова, А. Зонтаг, Л. Ярцева. В русскую литературу приходят писательницы, с чьими именами современные критики (К. Келли, И.Л. Савкина, Н.В. Воробьева) связывают появление традиции русской женской прозы в сегодняшнем понимании: Е. Ган, Н. Дурова, М. Жукова, А. Зражевская, А. Марченко, С. Закревецкая и др. Они создают первые истории о женщинах, рассказанные женщинами.

Критика этого периода также отодвигает женскую литературу в область незрелого, детского, а самостоятельные литературные поиски женщин рассматриваются просто как неприличия и непристойность. Женщина – слабое, милое существо, украшение жизни мужчины. Такие фигуры, как княгини З. Волконская и Н. Дурова воспринимались как феномены уникальные [3;8].

Намеченная женской литературой тенденция 1840-х годов – выражать и исследовать свое «Я» – становиться характерной чертой женской романистики конца ХIX в. Основным жанром становится эпистолярный: повесть-дневник, роман в письмах, повествование от первого лица с концентрацией внимания на внутреннем мире героини (Л. Ожигина «Своим путем, из записок современной женщины» (1870), А. Комарова «Одна из многих (из записок нигилистки)» (1880), Е. Конарди «Исповедь матери» (1874), А. Панаева «Рассказ в письма» (1864), А. Суслова «До свадьбы» (1863) и др.).

В начале ХХ в. впервые категория женственности и пола (хотя и на время) становится центральной категорией национального философского сознания. Вл. Соловьев вводит положение о женственном начале мира (София – как Мировая душа – первоматерия, Вечная Женственность – возлюбленная и предмет Божественной любви). Данная философская идея входит в учения большинства мыслителей Серебряного века и в философии этого периода выражена в двух метафорах: «пол как полярность» (В. Розанов, Н. Бердяев)  и  «пол как половина» (В. Соловьев, С. Булгаков) [6;159].  Естественно, что и литературная критика начинает оперировать категориями «женственности» и «мужественности».

Литературное женское творчество становится модным и легкодоступным занятием. Появляется множество женских имен в литературе. В это время Л. Зиновьева-Аннибал организовывает  первое творческое женское сообщество «Фиас», которое просуществовало недолго. В начале ХХ в. писательницы создают в своих текстах «новый женский тип». Так, А. Колонтай в своей статье «Новая женщина» (1913) отмечает: «Героини с самостоятельными запросами на жизнь, утверждающие  свою личность, протестующие против порабощения человека в государстве, семье, обществе» [3;162]. Главной темой женской прозы начала  ХХ в. становится освобождение женщины и проблема пола (М. Ельцова, Е. Нагродская, Л. Зиновьева-Аннибал и др.).

После революции 1917 г. женское растворяется во внегендерном универсальном и служит политическому строю. Создается образ «Родины-Матери», который распадается  на «колхозницу», «девушку с веслом», «работницу и мать». «Советская эпоха»  не создает женской прозы, так как интересы женщин не должны были выделяться из интересов советского народа. Поэтому творчество женщин-писательниц отражало общую тематику и проблематику литературы советской эпохи: производственную (М. Шагинян «Гидроцентраль» (1930)), социалистическую (В. Василевская «Просто любовь» (1944), «Когда загорится свет» (1946)), военную (поэзия Ю. Друниной).

В 1960 г. приходит «оттепель» и в женской прозе появляются новые имена и новые темы. Будничная повседневность и тема женской судьбы отражены в сентиментально-психологических произведениях И. Грековой, И. Велембовской, В. Пановой, Н. Давыдовой, Н. Баранской и др. Повести В. Осеевой и С. Георгиевской о девочках-подростках продолжают литературную традицию Л. Чарской. Тем не менее, как самостоятельное направление женская литература не могла быть зафиксирована и не существовала ни в официальной культуре, ни в культуре андеграунда. Новый подъем женской прозы приходится на 1980-1990-е годы. В России с 1989 г. один за другим стали выходить сборники современной женской прозы: «Женская логика» (1989), «Не помнящая зла» (1990), «Чистенькая жизнь» (1990), «Новые амазонки» (1991), «Жена, которая умела летать» (1993), «"Glas" глазами женщины» (1993 г.), «Чего хочет женщина...» (1993). Сборники включали в себя рассказы, повести, стихи, пьесы, как уже известных (Н. Садур, В. Нарбикова), так и молодых или малоизвестных писательниц (Ю.Немировская, Е.Глинка, Р.Мустонен, Г.Скворцова, М. Палей, О. Татаринова, И. Полянская, Л. Ванеева, С. Василенко, Е. Тарасова, Н. Горланова).

Позднее, Издательский дом Русанова совместно с фирмой «Контекст» в 1995 г. запускает серию «Любит - не любит», где публикуются произведения Г. Щербаковой «Вам и не снилось», А. Крыловой «Птицы небесные», А. Тюковой «Мое спасение». Фабула всех этих романов вполне откровенно заявлена на титуле – «Русский любовный роман». От этой тенденции не остались в стороне и еще несколько издательских фирм: в 1995 году редакция международного журнала «Панорама» публикует роман С. Оникс «Любовные каникулы», объявляя его первым романом сериала «Приговоренная к любви», а московская фирма «ВиМо» совместно с вильнюсским издательством «Полина» открывают серию «Любить по-русски» романами Г. Гилевской «Обжигающая страсть» и В. Васильевой «Все для тебя». Издательство «Ассоциация» выпускает серию «Любовь и грезы», где издает романы Е. Катасоновой «Возвращение в Коктебель» и др. Издательство «Вагриус» запустило в производство серию «Подарок Афродиты», в рамках которой только в 1996 г. вышли в свет романы Е. Галецкой «Скитания беспутной», Г. Яхонтовой «Черная роза Анастасии» и «Сны Анастасии», Н. Порошиной «Василиса Прекрасная» [8;149].

На более серьезного читателя рассчитаны произведения русских писательниц, включенные «Вагриусом» в общую серию. Среди них романы Г. Щербаковой «Год Алены», И. Ратушинской «Одесситы», Л. Улицкой «Медея и ее дети», Н. Медведевой «А у них была страсть...», Л. Петрушевской «Настоящие сказки».

Такова была картина появления в русской литературе целой плеяды женщин-писательниц в 1990-е годы, что вызвало потребность в обособлении женской прозы, развивающейся, при всех трудностях экономики и политики, достаточно энергично и многосторонне. Это свидетельствует о том, что в этот период произошел «прорыв» женской прозы в культурном пространстве России. Согласимся с утверждением Н.В. Воробьевой, что «идея "новой женской прозы" как литературной стратегии была все-таки успешной. Уже к середине 1990-х годов и критика ушла от споров о праве "новой женской прозы"  на существование – та утвердила себя явочным порядком настолько, что стала не только привычным и заметным фактом литературного процесса, но вошла и в литературный, и даже академический контекст» [2;93].

В целом, женская литературная история развивается скачкообразно, с временной прерывностью – конец XVIII в., 1810-е годы, 1830-1840-е годы и 1860 годы, Серебрянный век, 1980-1990-е годы.  Таким образом, в конце ХХ в. появление феномена «женской прозы» было определено в первую очередь тем, что по утверждению М.Ю. Лотмана «система (в данном случае русская культура) обладает памятью о своих прошедших состояниях и потенциальным "предчувствием" будущего» [5;146].  Так, одной из основных причин  рассматриваемого феномена в русской культуре конца ХХ в. является предшествующая история женской литературы в России, начиная с конца XVIII в.

Выше был сделан анализ развития женской прозы не только с точки зрения фактографических данных, но и в русле преемственности женского авторства и взаимного влияние женщин-писательниц друг на друга, не смотря на то, что в конце каждого периода активизации женского письма в России предшественницы были подвергнуты забвению. Современные женщины-писательницы (Л. Петрушевская, Д. Рубина, Т. Толстая, В. Нарбикова, С. Василенко, Н.Горланова, Л. Ванеева, Н. Садур, Т. Толстая, М. Палей, В. Павлова, М. Вишневецкая, И. Полянская, Л. Фоменко, Н. Габрилян, Е. Тарасова, О. Татаринова, Т. Набатникова и др.), независимо от того, относят ли они сами себя к женской прозе или нет, вошли в конце ХХ в. в литературный процесс  и отвоевали место для женщин в культуре России, что ни у кого уже не вызывает сомнения, благодаря тому, что до них в русской литературе уже была создана определенная традиция женского литературного творчества.

 

Литература

 

1.     Kelly K. A History of  Russian Women's Writing 1820-1992. – Oxford, Clarendon Press, 1994. – P. 10.

2.     Воробьева Н.В. Женская проза 1980-2000-х годов: динамика, проблематика, поэтика: дис. канд. филологических наук: 10.01.01. – Пермь, 2006. – 257с.

3.     Коллонтай А. Новая женщина // Современный мир. – 1913. - № 9. – С. 151-186.

4.     Лихачева Е. Материалы для истории женского образования в России (1086-1796). – СПб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1890. – 267 с.

5.     Лотман М.Ю. Культура и взрыв / Лотман М.Ю. Семиосфера. – СПб.: Искусство-СПБ, 2000. – С. 12-149.

6.     Рябов О.В. Русская философия женственности (XI-XX века). – Иваново: Юнона, 1999. – 360 с.

7.     Савкина И.Л. Провинциалки русской литературы (женская проза 30-40-х годов ХIХ в.). – Wilhelmshorst: VerlagF.K. Gopfert, 1998. – 211 с.

8.     Трофимова Е. И. Женская литература и книгоиздание в современной России // Общественные науки и современность. – 1998.  №5. - С. 147-156. 

9.     Ученова В.В. Забвению вопреки. Творчество русских писательниц первой половины XIX в. // Дача на Петергофской дороге: проза русских писательниц первой половины XIX в. / сост. В.В. Ученова. – М.: Современник, 1996. – С.3-18.

10. Щепкина Е. Из истории женской личности в России. Лекции и статьи. – СПб.: Типография Б.М. Вольфа, 1914. – 307 с.