Философия/ 2. Социальная философия

Панькова Н.М.

Национальный исследовательский

Томский политехнический университет, Россия

Роль герменевтического метода в формировании

рефлексивного мышления

Гуманитарное познание является специфической формой отражения действительности. Его объектом могут быть и человеческое общество и его история, естественный язык, литература и искусство, результаты творческой деятельности и сам процесс творчества. Специфическим предметом гуманитарного познания являются тексты как семиотические представители мира гуманитарных явлений в системе гуманитарной культуры. В текстах отражаются особенности познаваемых объектов, но отражение всегда опосредовано субъективной деятельностью создателей текстов. Исследователь, опираясь на принципы научной методологии, должен уметь находить в текстах ответы на интересующие его вопросы.

В последнее время различного рода герменевтические концепции получили широкое распространение. Герменевтический подход может быть использован и в образовательном процессе.  

Герменевтика может быть представлена не только как искусство толкования текстов, но и как методология общественных наук вообще, как подлинно философское понимание человека, а так же как универсальное философское знание, способное служить методологической основой понимания действительности. Такой широкий диапазон трактовок говорит о том, что герменевтика претендует не столько на создание теории общественных наук, сколько на выявление философских, то есть методологических и мировоззренческих, оснований обществознания.

Вопрос о характере соответствия знания и действительности и самой возможности совпадения мысли и объекта является предметом разногласий между различными философскими направлениями с древнейших времён и до наших дней. Проблема истинного понимания возникает тогда, когда человек пытается раздвинуть границы обычного, ввести в свой опыт неизвестные прежде объекты и отношения. Тогда и возникает необходимость в философском анализе этой проблемы.

При изучении того или иного вопроса человек с необходимостью задумывается над критериями достоверного знания, задается вопросом каким образом объективная истина становится субъективным знанием, как мыслящий субъект находит точки соприкосновения объективного знания со своим опытом и как осуществляется механизм рождения нового знания.

С одной стороны, возникает ощущение, что подлинное понимание авторского текста читателем невозможно, так как у читателя и у автора текста представление об одних и тех же событиях, отраженных в тексте, может быть совершенно различным, смысловая наполненность терминов, обусловленная культурной традицией, может отличаться. С другой стороны, в процессе изучения текста человек, с позиции читателя, может понимать автора даже лучше, чем тот понимал себя сам, так как находится на некотором «расстоянии» от автора. Автор же, в свою очередь, «погружен» в текст, в проблему, и не имеет возможности такого критического осмысления «со стороны».

Герменевтика для Г.-Г. Гадамера – это не только искусство толкования и понимания. Задача герменевтики - исследовать наше пред-понимание, то есть тот пред-рассудок, основу, на котором наше понимание базируется. Пред-рассудок - это то содержание сознания, которое предшествует рефлексии.   И если методы естественных наук дают лишь чисто техническое понимание, которое направлено на внешний предметный мир, выступающий в качестве совокупности объектов, то герменевтика, по мнению Гадамера, ориентирована на принципиально иной вид познания. Для герменевтического подхода характерны, прежде всего, трансцендентальная постановка познавательных вопросов, так как герменевтический опыт имеет своей целью не истолкование данного конкретного предмета, а истолкование возможностей понимания вообще, раскрытие самых общих характеристик, изначально присущих человеческому пониманию.

Гадамер говорит о «круговой структуре понимания», говорит о диалоге с текстом: мы понимаем текст, лишь когда понимаем свой вопрос, на который текст является ответом, т.е. когда смысл текста понимается как некий ответ на наше собственное спрашивание. И когда это случается, текст уже не оторван от меня, он присвоен мною - он стал моим собственным ответом.

Но как может человек отвлечься от собственных стандартных пред-суждений?  По Гадамеру, надо «стать сопричастным тексту», «вовлечься в него», «принять в нем подлинное участие». Именно поэтому процесс решения герменевтической задачи Гадамер сопоставляет с процессом игры: Игра может поглотить нас целиком, а это приведет к самозабвению. Самозабвение - есть способ услышать другого и узнать через другого самого себя.

Человек - субъект культуры. В своей деятельности, поступках, мыслях, переживаниях он опирается на общечеловеческие духовные и нравственные ценности: культура обеспечивает человека образцами и средствами решения личностных задач. Сознание человека развивается внутри культурного целого, в котором соединен опыт деятельности, общения и мировосприятия. Человеку необходимо не только усвоить этот опыт, но и преобразовать на его основе свои естественные возможности и способности так, чтобы состоялось «второе рождение»- рождение своего собственного жизненного пути.

Используя герменевтический подход в процессе познания, мы получаем возможность более глубокого постижения знания через приобщение к базовым культурным ценностям и средства для формирования себя как творческой, способной к рефлексии, личности,  а также возможность выйти за пределы своих пред-рассудков и культурной традиции в сферу скрытых смыслов.

 

Работа выполнена в рамках государственного задания «Наука», тема № 6.2158.2011 «Исследование теории адаптации науки и высшего профессионального образования в условиях инновационных преобразований общества»