Д.ф.н. Воронина Н.И.

Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, Россия

Культурное пространство этноса

 

     Смыслы – это единство индивидуального мироотношения и универсальных характеристик мира. Пространство культуры выступает носителем человеческих смыслов. Смыслы не изобретаются.  Они фиксируют опыт всего исторического прошлого.  Мы черпаем их из глубины своего сознания. Основная задача культуры снабдить человека системой смыслов для ориентации в окружающем мире. Поэтому осмысление действительности происходит одновременно в двух пересекающихся направлениях: наделение смыслом окружающего мира  и поиска собственного смысла. При всем при этом культура лишь тогда может называться культурой, когда она национальна.

     Сам процесс возникновения культур характеризовался появлением качественного своеобразия, отличавшего разные культурные регионы. Обозревая историю человечества, нельзя не поразиться многообразию ценностных ориентаций, многообразию человеческих ти­пов, национальных характеров.  Главным и определяющим признаком культуры является привязан­ность к определенному месту в пространстве - этому на все времена родному телу, родной земле или Родине, которая в сознании русско­го ассоциируется с широким полем и березами, а в сознании афри­канца - с пустыней и пальмой на берегу моря.

     Л.Н.Гумилев, описывая этнос, выделяет его специфику и функциональную значимость, говоря, что «этнос у человека» – это то же, что «прайды у львов», стаи у волков, стада у копытных животных. «Эта форма существования вида Homo sapiens и его особей», которая отличается как от социальных образований, так и от чисто биологических характеристик, какими являются расы . 

      Он придает этносу статус коллектива людей («динамической системы»), противопоставляющего себя всем прочим аналогичным коллективам («мы» и «не мы»), имеющего свою особую структуру и «оригинальный стереотип поведения; то и другое подвижно, т.е. является одной из фаз этногенеза», процесса  возникновения и исчезновения этнических систем в историческом времени.

       Культура этносов несет в себе обычаи предков. Ее своеобразие и черты  проявляются в особенностях пищи, одежды, фольклора, народного творчества. В ней выражается вековой народный опыт жизни и рационального хозяйства. Этническая культура – исходный базис национальной культуры. Она источник народного языка, который в национальной культуре становится литературным.

         А.Я. Флиер  утверждает, что  «…«ничейной» Культуры, или  «Культуры вообще», в принципе «быть не может». А одно из важнейших свойств культуры – функционирование в качестве основания для самоидентификации общества и его членов, осознания коллективом и его субъектами своего группового и индивидуального (в группе) Я, «маркирования себя самобытными формами своей Культуры, различения «своих» и «чужих» по признакам Культуры и т.п.».

           Национальные, этнокультурные начала и основания культуры человечества «хоронить преждевременно, слухи об их смерти, как говорил М. Твен, «явно преувеличены». Есть во всем этом не «сложение», не «суммирование» культур, феноменов и особенностей различных культур, а общее основание (культуры как таковой),   которое   создает    удивительную

цельность национальных культур, наличие довольно поражающего сходства между отдельными культурами, в центробежное движение истории (от пранародов к национальным формированиям) – прекрасную мозаичность мировой культуры. История дает нам картину, похожую на образ «расширяющейся Вселенной» (П.С. Гуревич): народы все более и более утверждаются в свих национальных началах, все более стремятся к самопознанию и самоутверждению. До периода «интернационального сжатия» еще далеко».

        Многие люди "погружаются" в разные субкультуры, но для большинства в период слома социальной системы необходимо "зацепиться" за что-то более стабильное. Как и в других странах, переживающих эпоху острой социальной нестабильности, в России такими группами оказались межпоколенные общности - семья и этнос. Этническая идентичность является наиболее доступной формой социальной идентичности в России, Социальная идентификация и социальная дифференциация, если использовать категориальную сетку Тэшфела и Тернера строятся на процессе категоризации "мы" и "они". Или, по меткому высказыванию Поршнева, - "всякое противопоставление объединяет, всякое объединение противопоставляет, мера противопоставления есть мера объединения».

        Единый процесс дифференциации/идентификации приводит к формированию социальной идентичности, которая - есть результат процесса сравнения "своей" группы с другими социальными объектами. Именно в поисках позитивной социальной идентичности индивид или группа стремятся самоопределяться, обособляться от других, утвердить свою автономность. Значение и роль признаков восприятия членов этноса меняется в зависимости от особенностей исторической ситуации, от стадии консолидации этноса, от особенностей этнического окружения.

         Итак,  этнос определяется как устойчивая в своём существовании группа людей, осознающая себя её членами, на основе любых признаков, воспринимаемых как  этнодифференцирующие. Человеку всегда необходимо ощущать себя частью "мы", и этнос - не единственная группа, в осознании принадлежности к которой человек ищет опору в жизни. Состав такой группы постоянно обновляется, сроки их существования ограничены во времени, самого человека могут из группы исключить. Всех этих недостатков лишена этническая общность. Это межпоколенная группа, она устойчива во времени, для неё не характерна стабильность состава, а каждый человек обладает устойчивым этническим статусом, его невозможно "исключить" из этноса.

          Явления этнической культуры самобытны, но на совре­менном этапе остро ощутима их слабая включенность в контекст мировой и европейской культур. В связи с этим возрастает эко­логическое значение проблемы.