Политология/ 2.Политическая конфликтология.

Доктор политических наук Пыж Владимир Владимирович

«Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф.Лесгафта». г.Санкт-Петербург», Россия

e-mail: vvp_21812@mail.ru                  тел.+7(921) 575 45 38.

 

ДУХОВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБЩЕСТВА И ПРОБЛЕМЫ

ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Безопасность общества  -  явление  многогранное  и весьма  сложное. По мере эволюции изменяются условия жизнедеятельности людей, а  вместе с ними характер и содержание угроз и опасностей для людей и общества в целом. Специфическим объектом национальной безопасности является духовная сфера общества.

Следует отметить, что если в Законе РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-I

«О безопасности»  отмечалось, что «К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности (выделено мной); государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность»[1], то в Федеральном законе Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ «О безопасности»[2] духовная составляющая почему-то пропала. (По всей видимости она вошла в состав «иных видов безопасности». См. ст.1 настоящего закона).

Возможно это связано с тем, что специфика этой сферы заключается в том, что духовные потребности людей в отличии от биологических (потребности в пище, одежде, жилище, продолжении рода и других) являются как бы менее выраженными,  менее  очевидными  и для их глубокого понимания требуется умение субъектов безопасности анализировать духовные процессы.

Эта кажущаяся второстепенность духовной сферы в сравнении с экономической или политической сферами и объясняет тот факт, что не всегда и не  везде ее безопасности уделялось и уделяется должное внимание. Между тем духовная деградация, низкое качество социокультурной  среды нередко становились причиной гибели цивилизаций, государств и отдельных социальных общностей.  Примеров тому  в истории достаточно.

В последнее время, когда стали очевидными негативные для общества последствия посттрансформационного кризиса духовности и культуры, а надежды на всесилие «невидимой руки рынка» как «универсального гармонизатора» значительно ослабели, интерес к духовным факторам существенно возрос.

В первую очередь, это касается духовной безопасности общества как составляющей всего комплекса национальной безопасности. Духовная безопасность – это, как следует из самого понятия, определенное состояние духовной сферы общества.  Само это понятие еще находится в процессе формирования и концептуализации. Его введение в научный оборот обусловлено, главным образом, потребностью реформированного российского общества в стабилизации и самосохранении не только в экономико-производственном плане, но и в плане поддержания и развития национальной, культурной, социальной макроидентичности.

Российская политическая элита постепенно приходит к осознанию важности духовных факторов как конститутива идентичности перед лицом вызовов глобализации и угроз, связанных с посттрансформационным кризисом и негативными последствиями деидеологизации общества.

На наш взгляд вопрос духовной безопасности связан с определением духа русского народа, русской культуры, русской истории, русской государственности, который должен быть тщательно, путем очень тонких и деликатных, совершенно не пиаровских, операций осмыслен и понят.

Осознание обществом и элитой проблем духовной безопасности можно рассматривать как обязательную составляющую сохранения Россией национального суверенитета и культурной идентичности, преодоления посттрансформационного  социокультурного  кризиса, дальнейшего движения по пути социальной и политической модернизации.

На наш взгляд когда мы говорим о духовной сфере как об объекте обеспечения национальной безопасности, её следует рассматривать, прежде всего, как совокупность духовных отношений, основанных на сохранении, осмыслении и выборе соответствующей системы ценностей, идеалов, идей, целей, лежащих в основе взаимосвязи людей, реализации их чувств, восприятия личного и общественного бытия».

Поэтому основными целями обеспечения национальной безопасности духовной сферы (духовной безопасности) современного российского общества являются: сохранение единого духовного пространства российской нации; защита от деструктивного информационно-психологического влияния на общественное сознание, формирование и сохранение патриотического самосознания российской нации; сохранение русского языка как средства духовного объединения и межнационального общения российской нации; сохранение и развитие национальных культур народов России, их традиционной ментальности.

Необходимость достижения данных целей обусловлена тем, что в современных геополитических условиях латентного противостояния с экономически развитыми и активно развивающимися странами духовный (интеллектуальный, нравственный, эстетический) потенциал российского общества – это один из главных объектов и факторов обеспечения национальной безопасности, в том числе безопасности военной.

В этих условиях основным направлением обеспечения безопасности духовной сферы современного российского общества можно считать формирование системы защиты общественного сознания граждан России как объекта деструктивного воздействия, осуществляемого с применением средств и методов информационно-психологической войны со стороны геополитических конкурентов России.

Культурная и духовная самобытность России, специфика ее исторического пути во взаимодействиях с западной и восточной цивилизациями, проблемы сохранения ее неповторимого типа духовности всегда составляли сердцевину интересов отечественных политических мыслителей, философов, социологов  прошлого. (См. напр.: Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Н.Я. Данилевский, И.А. Ильин, В.С. Соловьев, П.А. Сорокин,
Н.С. Трубецкой, Г.О. Флоровский и др.)

В последние годы роль долговременных этносоциокультурных, ментальных, религиозных факторов в формировании и воспроизводстве самобытной российской духовности  затрагивались и специально анализировались рядом современных российских культурологов, историков, социологов – С.С. Аверинцевым, А.С. Ахиезером, В.Н. БеспаленкоА.А. Горским, Н.И. Губановым, Н.П. Косларской, М.М. Кромом, Б.Б. Мезенцевой, Г.С. Померанцем, А.В. Тонконоговым,А.Ф. Филипповым, А.Я. Флиером, Р.Г. А.В., В.А. Юрченковым, Р.Г.Яновским и др.

Проблемам духовной безопасности и путях ее обеспечения в нашей стране было посвящено диссертационное исследование Тонконогова А.В. «Духовная безопасность российского общества в условиях современного геополитического соперничества (социально-философский анализ), где автор справедливо отмечает, что современные события внесли в этот традиционный для российской мысли контекст свои коррективы.[3]

 Происходящие в  современном  мире  политические  процессы, среди которых особо следует отметить изменение геополитической ситуации,  увеличение  числа  конфликтов в различных регионах, ухудшение экологических условий на планете,  вновь и  вновь  с невиданной ранее силой приковывают к себе внимание и вынуждают задумываться о судьбах отдельных наций,  народов,  государств, обществ и человечества в целом.

Темпы же общественного развития стали настолько высоки, что просчеты в выборе форм и методов политических действий могут привести к непредсказуемым социальным катаклизмам.  Примером тому служит крах одной из  общественных систем, лидером которой был Советский Союз.

Причины этого  явления не могут оставлять равнодушным всякого здравомыслящего человека, тем более ученых-обществоведов и политиков-практиков. Глобальные процессы, подобные краху СССР, требуют продолжительного времени для осмысления, но уже сейчас можно сделать вывод о том, что всеобъемлющий кризис общественной системы в Советском Союзе и других странах  бывшей  социалистической системы в немалой степени был вызван духовно-идеологическими процессами.

Анализ сложившейся  ситуации приводит к выводу о том,  что происходившие в духовной жизни советского   общества  процессы столь негативно повлияли на экономику,  политику и другие стороны общественной жизни,  что вызвали деградацию и, в конечном счете, привели к гибели государство.

Каждое общество  имеет  свою   судьбу.   Ее   невозможно  предсказать, но  прогнозировать тенденции и направления поступательного движения необходимо. Научный прогноз невозможен без учета состояния  духовной  сферы  и процессов,  происходящих в  ней, ибо опыт свидетельствует о том,  что  стихийно  развивающийся духовный  мир приводит к трудно преодолеваемым катаклизмам, к деградации духовности и к всеобщему  кризису  общества.

Извлекая уроки из недавнего прошлого советского государства можно сказать, что духовно-нравственная безопасность современной России - это система условий, позволяющая российскому обществу сохранять свои жизненно важные параметры (прежде всего культурного, этического и интеллектуального характера), в пределах исторически сложившейся нормы.

Духовная безопасность является важнейшей составной частью  безопасности современного российского общества вообще. Она представляет собой такое состояние социокультурной среды, при котором объединяются общественное сознание, духовные ценности, культура и обеспечиваются условия для духовного совершенствования и прогресса личности, общества и государства на основе национальной самобытности и сохранения духовной общности народа.

«...Всемирная история,  - отмечал Гегель, - есть вообще проявление духа во времени».[4] Грандиозность гегелевского "духа во времени" проявляется в  создании  и постоянном совершенствовании материальных условий, в непрерывно расширяющихся и углубляющихся научных знаниях,  в  постепенном освоении природных  сред  (суши,  мирового океана,  воздушного пространства, космоса),  в развитии мировоззрения, в преодолении суеверий и невежества, в совершенствовании отношений между различными социальными общностями и т.п., что и составляет созидательную функцию разума.

Но вместе  с тем разум породил и такие явления и процессы, результаты которых в определенной степени противоречат  логике здравого  смысла  и  не  способствуют общественному прогрессу.

Война, социальное неравенство, национализм и другие социальные явления  были  и остаются незаживающими язвами на теле человечества. И даже есть основания заявить, что они при сложившимся положении могут  погубить  цивилизацию.  Только  в  результате "просчетов" разума возникли глобальные проблемы, каждая из которых чревата апокалипсисом для человеческого сообщества.

Поэтому разум не только не есть абсолютная панацея от социальных катаклизмов,  но и является одной из первопричин,  их порождающих.

Совокупность результатов всех  видов  деятельности  людей, обусловленных  разумом человека,  видоизменяет окружающий мир, создает искусственную среду,  названную В.И.Вернадским ноосферой. В  ней особое место занимает социокультурная среда.  Она представляет собой диалектическое единство общественного  сознания,  системы  духовных ценностей,  духовной культуры и деятельности людей по созданию благоприятных условий для духовного совершенствования индивидов и общества в целом.

Социокультурная  среда  способствовала превращению человека- дикаря,  т.е.человека, неосознающего собственного "Я", человека с коммуналистическим мышлением, человека , не отрезанного историей от пуповины, связывающей его с естественной общностью первобытного рода,  в духовно развитую индивидуальность.

В конечном счете социокультурная среда становится  интегрированным критерием  цивилизованности  общества  и выступает источником, фактором исторического развития,  одной из судьбоносных  основ человеческого  общежития.  Она  же  выступает составной частью оборонной мощи государства.

На протяжении длительного времени материальные потребности человека  ограничивались  пищей,  добываемой  и распределяемой коллективно, необходимостью жилища, представляемого самой природой. 

В то же время потребности в осмыслении окружающего мира,  фиксировании посредством изобразительных средств  общественной  жизни,  передаче  накопленной информации и социального опыта будущим поколениям были достаточно развитыми  и  относительно  укоренившимися.  Это дает основание полагать,  что как целостная система духовная сфера сложилась не позднее экономической.  Поэтому  она с самого начала человеческой истории существенно определяла отношения с окружающим природным и  социальным миром. Следовательно, она издревле была важнейшим объектом безопасности.

На более  высокой  стадии  цивилизованности  акценты были  смещены в экономическую сферу,  которая на протяжении всей истории классового общества некоторой частью исследователей считалась определяющей в обеспечении безопасности общества и  государства.  Но в реальности духовная сфера играла и продолжает играть ключевую роль в жизнедеятельности общества и  индивида.

Именно поэтому  она  сознательно  и  специально подвергалась и подвергается негативным воздействиям (а стало быть и  опасности) как извне, так и изнутри самого общества.

Внешние воздействие  на  духовную  сферу  непосредственным противником  осуществляется прежде всего в   ходе    подготовки  и  ведения  войны. 

В  частности,  китайский мыслитель  и полководец Сунь-Цзы (6-5 вв.  до н.э.) считал моральный дух армии и народа одним из источников победы,  а венцом военного искусства - поражение противника без сражения. Но если дело дошло до сражения, то умеющий вести войну полководец будет  избегать противника,  когда его дух бодр,  и ударяет на него,  когда его дух вял. По мнению Сунь-Цзы это и есть управление духом.

В историях  войн  мы  находим  и другие конкретные примеры достаточно эффективного воздействия на сознание и психику противника.  А.Македонский,  Чингис-хан  и другие военные деятели  применяли конкретные меры по деморализации противника.

Нередко духовная  сфера  становилась  и  одной  из видимых первопричин ожесточенных войн.  К таковым можно отнести крестовые  походы, имевшие место в ХI-ХIII в.в.

В России первая специальная акция по разложению морального духа противника была проведена в 1799 году Генералиссимусом А.В.Суворовым.  Его современник Наполеон считал,  что четыре газеты смогут причинить врагу больше  зла, чем стотысячная армия и для этих целей он использовал походную типографию.

В новейшее время увеличиваются масштабы, интенсивность  и социальные последствия войн. В интересах победы в них духовная сфера  становится объектом более пристального внимания политиков и военных.  Это было обусловлено резким обострением противорчий  противоборствующих  сторон  и совершенствованием сил и средств воздействия на духовную сферу.

Первая мировая война и события,  связанные с Великой Октябрьской социалистической революцией в России,  явились специфическим рубежом и полем  для проверки  сил в борьбе за изменение мировоззрения противоборствующих сторон.

Особенно больших масштабов воздействие на духовную  сферу, причем  как в собственных странах,  так и в странах своих противников,  лостигло накануне и в ходе  второй  мировой  войны.  Лорд   Нортклифф,  руководитель  английской  пропаганды,  свои  действия осуществлял на основе убеждения в том, что "бомбардировка  сознания  немцев почти так же важна,  как бомбардировка  артиллерией"[5]

Не могли не понимать роли духовной сферы и в других  странах.  Однако лидерство по реализации в жизнь программы изменения массового сознания принадлежало фашистской Германии  и  ее cателлитам.  Ведь в свое время моральный дух кайзеровских солдат оказался слабее моральной стойкости солдат Антанты.  И это  было  одной из причин поражения Германии в годы первой мировой войны.  Руководители фашистского движения сделали вывод из печального  опыта.  Гитлер не уставал повторять,  что сила живой cтены мужчин и женщин, преисполненных высокой любви к отечеству и фанатического национального энтузиазма,  сильнее оружия и cистемы крепостей.  Поэтому для возрождения  великой  Германии нужно было создать соответствующего индивида.

Во имя этих целей создается невиданная нигде ранее пропагандистская  машина. Сконструированные ею идеи, падая на благоприятную почву, давали ядовитые всходы, на которых вызрела вторая мировая война.

В послевоенные  годы  интерес к духовной сфере как объекту воздействия не только не ослаб,  а,  напротив, стал  еще  более значимым.

Дело не только в том, что роль морального духа, преданности собственной стране и народу возросла,  а в  том,  что увеличились  возможности влияния на сознание населения. 

Так по мнению военного руководства США,  силы психологических  операций составляют важную часть современной военной и политической силы, являются одним из важных компонентов национальной  мощи.

В происходящих в глобализирующемся мировом пространстве процессах геополитического соперничества государств всё чаще активно используются средства и методы информационной, психологической, кибернетической войн, предполагающих приоритетное воздействие не на физические объекты противника, в том числе живую силу, но более всего на духовность обществ геополитических конкурентов.

Конечной  целью  этих психологических операций является  убеждение враждебных,  дружественных и нейтральных стран и  их  вооруженных сил в непобедимости армии США и бесполезности сопротивляться ей.  Эффективные психологические операции изменяют поведение людей,  против которых они проводятся,  воздействуют на национальную волю. Это наглядно было продемонстрировано во время военных действий объединенной коалиции в Ираке, когда т.н. хваленые федаины Саддама Хусейна не смогли  оказать практически никакого сопротивления наступающим войскам.

В ходе боевых действий  психологические акции  призваны способствовать достижению целей военных операций своих вооруженных сил, что и наряду с воздействием на внутренний мир людей  в  процессе подготовки  и  ведения войны боевые действия наносят часто невосполнимый ущерб, уничтожая духовные ценности, следовательно, подрывая основы воспроизводства духовной жизни,  культуры.

Об этом красноречиво свидетельствуют данные Великой Отечественной войны. В ее ходе из 992 музеев СССР были уничтожены и разграблены 427, в том числе 173 музея в России. Из 88 историко-художественных памятников Новгорода только 2 сохранились в относительной целостности. Из Ленинграда, Павловска, Гатчины вывезено или погибло 116346 экспонатов. Подобная участь постигла духовные ценности Петергофа,  Пушкина и  многих  других  городов России.[6]

 Наш  народ  в  ходе войны потерял выдающихся деятелей литературы,  искусства, науки и других представителей интеллигенции. Можно утверждать, что в конечном итоге война губительно отразилась на духовной жизни, снизила духовный, интеллектуальный потенциал страны.

Внимание к психологическим операциям  возрастает  по  мере осознания тех негативных социальных последствий, которые возникают при использовании ядерного и других видов оружия  сверхуничтожения.  Понимая это, приверженцы силовой политики берут  на вооружение фашистскую идею о необходимости массового  изменения сознания людей.

Наряду с теоретическим обоснованием, она получает и средства воплощения в жизнь.  Идут интенсивные  поиски путей создания информационного, психотронного оружия.

Таким образом, в мире снова и снова появляются силы, ставящие своей  целью  насаждение собственных духовных ценностей, ломку  духовных идеалов и ориентиров целых наций и государств.

Теперь уже речь идет о глобальной духовной экспансии.  Но возникшая  ситуация  не является абсолютно новой.  Она имеет свои исторические корни. И ранее возникали условия, которые  требовали  резкой  смены    духовных  ориентиров.

Наиболее мощными и кардинальными были экспансии религиозного сознания. Становление всех ныне существующих религий происходило  в ожесточенной борьбе со старыми племенными и национальными религиозными верованиями. В то же время внутри каждой из  них  под воздействием новых условий жизни шли и идут сложнейшие процессы.

Не миновали эти религиозные  бури  и  Россию.  Введение  в древней Руси (конец Х века) христианства было сопряжено с неприятием его народными  массами.  Однако  требования  реальной жизни преодолевают волю даже миллионных масс.

За пять с лишним cтолетий новая форма  веры укоренилась в душе российского  народа. Но  затем обстоятельства вынудили ввести новшества,  поcягнувшие на святые обряды православия на Руси и некоторые его постулаты,  что  вызвало гнев верующих во главе с определенной частью духовенства.  Сотни тысяч приверженцев старой веры оказались изгнанниками в родном отечестве,  вынуждены были искать приют на чужбине,  а многие лишали себя жизни. Лишь в наши дни cинод  Русской Православной церкви снял анафему со старообрядцев.

Еще более страшной была ломка сознания масс после Великой октябрьской социалистической революции.

За каждым  подобным  процессом  в  духовной сфере стояли и cтоят жизни миллионов людей, судьба общества. С одной стороны, они  обусловливаются мировыми социально-политическими и экономическими процессами, с другой, сами непосредственно влияют на все стороны общественной жизни,  сеют раздоры,  подрывают мощь государства.

В целом же этот трагичный опыт нашей  страны  есть  значительный вклад в опыт мировой цивилизации, который свидетельствует и о том,  что духовная сфера выступает одним из важнейших  объектов безопасности общества. Поэтому настоятельно необходим  поиск эффективных путей обеспечения безопасности духовного мира личности и духовной жизни общества в целом.

Духовно ослабленное государство непременно становится  объектом агрессии жаждующих наживы более сильных в экономическом и военном отношениях стран и их коалиций. Иначе говоря, изменения  в  духовной сфере,  ухудшение  социокультурной  cреды нарушают систему военной безопасности государства и  нередко становятся причиной крупномасштабных войн.

Негативный результат внешнего воздействия на духовную сферу усугубляется  процессами,  происходящими  внутри каждого общества. 

Это может быть,  во-первых, недооценка роли самой духовной сферы в создании и функционировании системы безопасности общества, во-вторых, неадекватность деятельности субъектов политики  (вследствии  их низкого теоретического и интеллектуального уровня) тенденциям и законам  общественного  развития,  в-третьих,  эгоистичность интересов правящих элит, низкие профессиональные навыки и моральные  качества  государственных  и политических деятелей и другие факторы.

В качестве значимого структурного элемента духовной безопасности можно выделить  адекватное потребностям времени функциональное состояние систем национального образования, здравоохранения и культуры, их ориентированность на реальные потребности населения, чем обеспечивается потенциальная выполнимость разработанных правительством стратегий гуманитарного и социального развития.

В современных условиях первостепенное значение имеют такие научные направления,  как определение тенденций  общественного  развития, выявление социальных последствий научно-технического  прогресса,  выбор  путей  выживания  цивилизации,  определение  форм,  методов и средств предотвращения, разрешения и устранения военных конфликтов, исследование роли насилия в обществе и другие. 

Без  этих и ряда других фундаментальных знаний невозможно решение животрепещущих проблем, стоящих перед обществом, а  это значит,  что отсутствие научных разработок гуманитарных проблем как одной из сторон духовной жизни  создает  опасность  для других сфер и для общества в целом.

Наиболее рациональным  путем  для обеспечения безопасности  каждого государства,  а стало быть и всеобщей безопасности, является  переход от военно-силовых средств решения политических  проблем к мирным средствам.

В современных условиях все  более  cоциально значимой становится идея ненасилия, некогда казавшаяся полной утопией.  Более того, возможность отказа от насилия  подтверждается практическим опытом,  в частности, достижениями  в области сокращения вооружений, запрещения производства некоторых   видов  оружия,  урегулирования  целого  ряда  межгосударственных и межнациональных конфликтов.

Установление взаимовыгодных  и  добрососедских  отношений обеспечение духовной безопасности  невозможно без сотрудничества в области культуры и связей в духовной жизни народов.  Этот  процесс  имеет  два ярко выраженных аспекта.  С одной стороны,  взаимообогащение,  взаимовлияние культур способствует развитию  каждой из них.

Взаимообогащение и взаимовлияние по своей сути  означает создание и улучшение среды развития культур.  Чем локальнее и однообразнее эта среда,  тем беднее культура. Изолирование национальной культуры от других культур неизбежно приводит ее к упадку, а часто и к гибели.

С  другой стороны, культура и духовный мир в целом в конечном итоге обусловливают развитие всех других сфер и сторон общественной жизни. Экономическое развитие, достижения в области  технологии,  успехи в научно-техническом прогрессе  невозможны  без соответствующего уровня духовной сферы.  В полной мере это  относится к характеру международных отношений. 

Духовный,  интеллектуальный потенциал, нравственный облик субъектов политического действия порой определяют конечный  результат  решения проблем, стоящих перед государствами, нациями, народами.

Обеспечение духовной безопасности требует кардинальных мер в области повышения эффективности основных социальных институтов, кризисное функционирование которых выступает одним из важнейших факторов духовной деградации и угрозы духовной безопасности современного российского общества. Следовательно, институциональные изменения выступают еще одним фактором влияния на духовную безопасность общества.

На духовную безопасность общества оказывает влияние такой мощнейший фактор, как глобализация, которая за последние десятилетия существенно изменила мировоззренческие представления людей на планете и послужила распространению в планетарных масштабах идеологии потребительского общества и массовой культуры, в результате чего только нарастает опасность экологического и антропологического кризисов.

Важным аспектом, подтверждающим актуальность проблемы обеспечения духовной безопасности в современной России, является дифференциация общества по конфессиональному признаку.

По мнению специалистов, эскалация межконфессионального противостояния в современной России до антагонистического уровня – один из реальных сценариев разрушения нашей страны извне и изнутри. Развитие социальных отношений в области государственно-конфессионального сотрудничества, ликвидация серьёзных внутренних угроз в сфере взаимодействия религиозных объединений между собой – это важная сфера обеспечения духовной безопасности современного российского общества.[7]

Исходя из сказанного можно сделать вывод, что духовная безопасность является важнейшей составной частью  безопасности современного российского общества вообще.

Она представляет собой такое состояние социокультурной среды, при котором объединяются общественное сознание, духовные ценности, культура и обеспечиваются условия для духовного совершенствования и прогресса личности, общества и государства на основе национальной самобытности и сохранения духовной общности народа.

 

Литература:

1. Закон Российской Федерации  от 5 марта 1992 г. N 2446-I «О безопасности».

2. Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ «О безопасности»./ Российская газета, 29.12.2010.

3. Тонконогов А.В. автореф. Дис. д. филос. наук. «Духовная безопасность российского общества в условиях современного геополитического соперничества (социально-философский анализ)»

4. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа.- Соч. - Т.8. - С.69.

5. Макаревич Э. Германия: программирование человека.// Диалог. - 1993.- N 4.- С.60.

6. Культура.  - 1993.  - 26 июня

7. См. напр.: Гаджиев К.С. Геополитика Кавказа. М., «Международные отношения», 2008; Ислам и политика на Северном Кавказе. Сборник научных статей / Северо-Кавказское обозрение Центра системных региональных исследований и прогнозирования ИППК при РГУ. Вып. 1.  – Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ,2009; Тонконогов А.В. «Деструктивная духовность» как социально-философская категория // Социально-гуманитарные знания. 2011. и др.