Исмаилов М.А.

д.ю.н. ,профессор,

Алиева Л.А.

аспирантка

кафедры истории

 государства и права

  ДГУ

 

Роль русской интеллигенции в исследовании правового наследия народов Дагестана.  Ф.И.Леонтович и Адаты Бежтинского округа

 

В свете  реформирования правовой системы РФ важное значение имеет   ее изучение не только как таковой, но и в сравнение с другими действующими или ранее существовавшими на территории данного региона системами норм, определявшими жизнедеятельность его населения.   Одним из путей решения возникающих здесь проблем, безусловно, является обеспечение дальнейшего всестороннего развития и совершенствования  правовой системы Российской Федерации. В этой связи особое значение приобретает изучение исторических предпосылок формирования права у народов России, в частности , в нашей работе – у народов Дагестана .

Исследование данных проблем необходимо в связи с интенсивным возрождением ислама в современном Дагестане и необходимостью изучения влияния шариата на регулирование отношений в обществе.

Важность изучения норм обычного права для современного государственно-правового строительства в России состоит в том, что именно в них нашли отражение важнейшие вопросы правового, политического и социально-экономического устройства и развития общества.

Обычное право направлено на регулирование общественных отношений в определенной местности для данной этнической или социальной группы населения. Важно отметить, что здесь в роли средств воздействия выступает общественное мнение, являющееся принудительной силой по обеспечению норм обычного права (в данном случае – адат) при их нарушении.

Здесь надо иметь в виду, что адаты занимали особое место в истории права народов Дагестана, более того, сохранились не все письменные источники. Поэтому сохранившиеся материалы обычного права представляют большую ценность для изучения и воссозда­ния истории развития обычного права народов Дагестана.

 Исследование обычного права Дагестана позволяет выявить закономерности правового развития его народов, а также восполнить пробелы в освещении исторического развития права в стране.

Обстоятельное знакомство с системами права российских этносов, начиная с XIX в. является неотъ­емлемым элементом политики России, в том числе и на Север­ном Кавказе[1].     

В работах ученых освещались отдельные вопросы формирования и развития систем права народов Дагестана, описывались некоторые памятники права, однако фундаментальных исследований нормативно-регулятивных систем XVII—нач.XX вв. Дагестана пока еще мало.

До октября 1917г. исследователи писали, например, о том, как воспринималось обычное право составителями некоторых из интересующих нас источников, и как оценивалась роль обычного права судом. Ряд наблюдений был приведен в статьях об отдельных специфических категориях судебных дел, при рассмотрении которых суд должен был учитывать адатные установки своего времени. 

  Ф.И. Леонтович писал, что «в обычном праве кавказских горцев сохранилось немало институтов глубокой старины, по своему происхождению и характеру принадлежащих к таким явлениям общественной культуры, которые встречались в истории всех народов. Адаты кавказских горцев представляют нередко целиком многие институты древнего германского или славянского права»[2]. Что интересно Леонтович по неизвестным причинам переиначил фамилию А.В.  Комарова на Макарова. [3]

По его свидетельству, современникам были из­вестны помимо «Бежитских адатов»[4] еще несколько древних сборника адатов в числе которых:

- Сборник адатов аварского народа, составленный в XI в. (по хиджри - М.И.) Омарханом Аварским, «который старался установить одно­образные адаты для своих владений. Омаровский сборник применялся в аварских (Дагестан) судах до новейших времен… в руководство при разборе дел ».

-Сборник адатов Кайтаха XII в он составлен местным уцмием Рустем-ханом «По своему содержанию сборник Рустама принадлежит к числу важнейших памятников древнего права кавказских горцев. С особенной же подробностью изложены все главнейшие институты права уго­ловного и процесса», — писал Ф.И.Леонтович.[5]

- Сборник кайтагских адатов XVI в., составленный правителем Ахматом. Правила, изложенные в этом сборнике, позже вошли в общую практику во всем Дагестане.

Сборники адатов были подготовлены к изданию в следующем порядке:

  I.Том-1.Предисловие. – Отдел I. Переписка Кавказского горского управления по собиранию сведений об адатах.

 – Отдел II. Адаты черкес бывшей Черноморской линии.

 – Отдел III. Адаты черкес Кубанской области.

– Отдел IV. Адаты горцев Терской области – кабардинцев и малкарцев.

В первом томе Ф.И.Леонтовичем   опубликована переписка Кавказского горского управления по собиранию сведений об адатах  и адаты черкес бывшей Черноморской линии, Кубанской и Терской областей.

II.Том-2.Адаты осетин, чеченцев и кумыков.

– Свод адатов горцев северного Кавказа.

Во втором томе опубликован  «Свод адатов горцев  Северного Кавказа,[6] в частности   адаты осетин, чеченцев и кумыков.

III.Том-3.– Отдел V Адаты дагестанских горцев следующих округов:

1) Гунибского,

2) Казикумукского,

 3) Андийского,

4) Бежидского,

5) Даргинского,

 6) Кюринского (ханства),

 7) КайтагоТабасаранского  – :

 а) Рустем-хана, XII века,

 b) адаты 60-х годов настоящего столетия,

8) Самурского округа.

 Что касается третьего тома - посвященному  «Восточному Кавказу – Дагестану»[7]  том заявлен в содержании, более того аннотирован по округам Дагестанской области но по неизвестным нам причинам остался неопубликованным. 

Ф.И. Леонтович отмечал, что адаты «...дают возмож­ности для ближайшего ознакомления с правовым бытом народов и для «сравнительного правоведения». По его сло­вам, в них сохранилось «немало институтов глубокой ста­рины»[8].Леонтович Ф.И[9] сыграл важную роль в исследовании памятников права народов Северного Кавказа,он в чапстности обратил внимание на адаты Бежтинского округа.Он писал «…Перевода с арабского о существующих в Бежидском округе адатов. Мы нашли этот сборник во втором томе рукописного собрания адатов, принадлежащего университетской библиотеке, и относим его к древнейшим сборникам, не только в виду первоначального арабского текста, но и в виду самого содержания и системы изложения сборника, вообще резко отличающегося от новейших сборников и во многом напоминающего сборник Рустем-хана (XII в.).[10] Это сравнение вызывает интерес и потому что в одном из сел Нагорного Дагестана (Цунтинский район с.Сагада) найден список кодекса Рустем-хана.

Далее при сравнении памятников права Леонтович  выявил что «…В особенности буквальным почти сходством отличаются статьи о неявке на молитву, о постах, тусевах (соприсяжниках), переходе в другие «общества», поселении кого либо в «чужой деревни», о кражах, прелюбодеянии, насильном взятии чужого имущества и пр. В нашем сборнике есть, кроме того, статьи, в которых изложены самобытные адаты, не встречающееся в Рустемовском сборнике и принадлежащее к древнейшим кавказским обычаям, напр. о молотьбе хлеба в мельнице и отводе воды, о кошении сена прежде общества, посеве хлеба на чужой земле, пастьбе скота и пр…»[11] Привлекает его вывод о том что «есть основание думать, что собственно «перевод» адатов Бежидского округа (в южном Дагестане) составлен в новое время (чуть ли не в 60-х годах), в виде извлечения из нескольких древних арабских сборников, бывших исстари в употреблении в отдельных «наибствах» округа[12] и сведенных в нашем «переводе» в один общий сборник. Во всяком случае «перевод» имеет характер свода партикулярных адатов по каждому наибству: «перевод» состоит из пяти отдельных частей, из коих в каждой собраны местные адаты окружных наибств (именно – Дидойского, Капучинского, Анцухского, Ухнадальского и Джурмутского)[13].

 

 Как известно в Дагестане   традиционно каждое общество   имело свой совет старейшин и почетных жителей "для совещаний по общественным делам". Такой порядок существовал у большинства этносов. В Дагестане по делам, которые не могли быть решены по существующим адатам, община в лице старейшин устанавливала мирское соглашение, становившееся основой адата.

Оценивая роль русских исследователей и администрации Ф.И.Леонтович  заметил «…Таким образом, благодаря инициативе и настойчивости лиц, стоявших во главе горского управления Кавказом, в течение 40-х годов предпринят был и исполнен целый ряд описаний адатов горских племен Кавказа. Правда, местное управление не успело вполне осуществить конечной цели – составить вполне удовлетворительный свод, который был бы «верным изображением сущности так назыв. адата и мог бы впоследствии служить руководством начальства, замещая собой доселе малоизвестные основания этого первобытного права кавказских горцев[14]».

 Думаю, что этот край привлекал не только ученых но и художников к примеру    

 
Художник-баталист, по национальности, месту рождения и воспитанию баварский немец  Горшельт     был причислен волонтером к штабу главнокомандующего Кавказской армией князя Баратинского и совершил с русскими войсками все походы с 1858 по 1863 год    еще во время пребывания на Кавказе был избран членом русской Академии художеств со званием академика батальной живописи.

 

Возвратясь в Мюнхен в 1863 г. со множеством рисунков, этюдов и эскизов, он создал картину «Пленный Шамиль перед князем Барятинским», композиция которой включает в себя до сорока портретных изображений участников этой исторической сцены.


  Шедевром творчества художника считается большая картина на сюжет Кавказской войны — «Штурм аула Гуниб», получившая на международной выставке в Париже 1867 г. Большую золотую медаль.
  Горшельт также обратил внимание на с.Бежта и сделал два выше указанных наброска.

Все изложенное лишний раз подчеркивает что мир интеллигента он без предрассудков и каждый из них по своему созерцает мир культуры,природу и во многом соотносит себя с теми с кем общается и где он живет. Роль их ,безусловно  велика, и каждый из нас помнит первые уроки и с теплотой вспоминаем своих учителей в свое время приехавшие в Дагестан и внесший важный вклад в развитии образовании и науки наравне с другими специалистами начиная со второй половины Х1Х века. Данью этому творческому подвигу является памятник русской учительнице в центре Махачкалы где также создан тематический музей .

Ныне стены юридического факультета ДГУ украшает портрет Ф,И. Леонтовича, а художественно-графического факультета портрет Горшельта людей которые представляют собой образ истинного интеллигента

 



[1] См.: Мисроков З.Х. Адат и шариат в российской правовой системе. М., 2002.

[2]  Там же, С. 8.

[3] Там же. С. 4.

[4] Там же, С. 8.

[5] Леонтович Ф.И.   Адаты Кавказских горцев. Вып 1, Одесса 1882, С. 8.

[6] Там же Выпуск-2.С.3

[7] Там же С.27

[8] Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Одесса, 1882. С.36.

[9] Леонтович Федор Иванович – историк права, кандидат юридических наук, приват-доцент по кафедре истории русского права, родился в 1833 г., в селе Поповке, Конотопского уезда, Черниговской губернии. Воспитание получил в Нежинской гимназии и бывшем лицее князя Безбородко, по окончании курса которого поступил на юридический факультет университета св. Владимира и окончил в нем курс в 1860 г. с золотою медалью. Окончив курс в Киевском университете по юридическому факультету, получил степень магистра за «Историческое исследование о правах литовско-русских евреев» (Киев, 1863), степень доктора – за диссертацию: «Древнее хорвато-далматское законодательство» (Одесса, 1868.

В 1868 г. получил ученую степень доктора государственного права и в том же году произведен в должность экстраординарного и затем ординарного профессора Новороссийского университета по кафедре истории русского права.  Наиболее известной  его работой по обычному праву горцев была   Адаты кавказских горцев». Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. Одесса, 1883. Вып.1.»,  В 1869 г. избран ректором Новороссийского университета, в каковой должности состоял два срока (до 1877 г.), в 1879 г. деканом факультета, а в 1881 г. — проректором Новороссийского университета.

[10] Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Одесса, 1882. С.36.

[11] Там же

[12] Быть может, в нашем «переводе» помещены извлечения из древних сборников, какие по предании составлялись в Дагестане не только правителями областей, но и частными лицами – кадиями (духовными судьями) и грамотными картами (сельскими судьями), записывавшими для памяти местные адаты. (См. «Адаты» Комарова ( Макарова), стр. 9).

[13] В некоторых частях, кроме адатов целого наибства, приводятся также частные адаты «обществ», напр. в третьем и пятом наибствах.

[14] См. докум. №13