Агаева Р.Д                                                                  Каф.юридических

 дисциплин ДГУ

                                                                  (Избербаш).

 

 

Кровная месть и примирение в Дагестане: вчера, сегодня, завтра.

 

В своей статье, я хотела бы раскрыть вопрос кровной мести, а так же примирения в Дагестане, во все времена. Человеческое общество в течение всей своей истории всегда находили разнообразные формы разрешения конфликтных ситуаций, наиболее показательным является - кровная месть ,где примирение является логическим завершением мести.Безусловно, примирение было представлено по-разному.

В современном Дагестане создана комиссия по адаптации боевиков ,а в Чечне комиссия по примирению. Рассмотрим проблемы мести   в дореволюционном Дагестане.

Взаимные обязанности помощи, защиты и мщения за обиды состав­ляют одну из важных черт родового строя. "...Безопасность индивида зависела от его рода; ...родственные узы были могущественными элементом взаимной поддержки...Нанести обиду кому-либо значило нанести обиду его роду и оказать помощь кому-либо значило вступиться за не­го совместно со всеми его родичами", - писал Л. Г. Морган, характери­зуя ирокезский род1.

Именно из кровных уз рода возникла по Ф. Энгельсу обязанность кровной мести. "Если члена рода убивал кто-нибудь из чужого рода, весь род убитого был обязан ответить кровной местью"2.

Кровная месть в Дагестане во П половине XIX - начале XX вв. не имела ничего общего с кровной родовой местью, которая применялась при нанесении ущерба единому коллективу родственников. Она, как от­мечали очевидцы , была широко распространена в научаемое время, но характер ее совершенно изменился.

Кровная месть как явление общественной казни, хотя специально в ней исследовалась, вызывала значительный интерес у авторов П поло­вины XIX - начала XI вв.

Особое мecтo в этом отношении в дореволюционной литературе принадлежит выдающемуся историку, этнографу, правоведу М. Ковалевскому предметом исследований которого являлось как обычное право в частности так и общественный строй дагестанских народов в целом. Несмотря на то, что М. Ковалевским был допущен ряд ошибочных выводов относи­тельно существующих по eгo мнению в рассматриваемое нами время на Кавказе родовых отношений значение его труда огромно.

Большой фактический материал по интересующему нас вопросу соб­рал и опубликовал начальник Среднего Дагестана генерал А. В Комаров.

Попутно этой темы касались и другие дореволюционные авторы.

Советские историки и этнографы в своих грудах, посвященных исследованию отдельных народов, а также общественному строю всех дагестанских народов, уделили  внимание и изучению института кровной мести. Среди них следует отметить прежде всего исследования М.О. Косвена1, С.Щ. Гаджиевой2, Р. М. Магомедова3, Х.-М. Хашаева и других. 

В данной работе сделана попытка охарактеризовать институт кровной мести П половины XIX - начала XX в с точки зрения влияния на него двух факторов - обычного права и русской администрации.  Подобная постановка вопроса и определила основной круг источников, использованных нами при написаний статьи, - это некоторые издания адатов и документы царской администрации.  В работе частично затрагивается вопрос о мероприятиях Шамиля, имеющих отношение к кровной мести.

 В отчете начальнику Дагестанской области за 1865 год начальник Северного Дагестана писал: "…мщение за кровь считается в Дагестане одною из самых священнейших обязанностей близких родных убитого; чувство мести до того еще сильно в народе, что несмотря на строгое воспрещение кровомщения и наказание нарушителей этого воспрещения ссылкою в Россию, случаи, в которых здешние жители жертвуют свободою для удовлетворения чувства мести, бывают нередки.

Множество дел по дракам, по ранениям, а в особенности по кровомщению решалось по свидетельству Беккера в Касумкентском доме окруж­ного управления, где помещался и суд.

О широком распространении в Дагестане кровной мести свидетель­ствует и тот факт, что зал Дагестанского народного суда в Темир-Хан- Шуре в той его части, которая предназначена для свидетелей, разделен был на - двое досчатой перегородкой, в которой имелась дверь. При слу­шании дела о преступлении, требующей кровной нести, эта дверь наглу­хо запиралась, чтобы месть не была осуществлена прямо на суде. Таким образом свидетели-родственники убитого и убийцы были разделены перегородкой. Эта часть помещения суда называлась "кровником", по адату кровомщение полагалось за убийство, изнасилование жен­щины, прелюбодеяние с замужней женщиной, мужеложество с насилием. Однако на практике, в повседневном быту, рамки действия кровной мести по существу были безграничны. Малейшее оскорбление влекло за собой убийство, а последнее - месть.

Поводом для кровопролития могло послужить нечаянное прикоснове­ние мужчины к лицу, руке или даже к платью женщины, что считалось бесчестьем для нее и позором для ее родителей1. Такое "оскорбление" редко прощалось. Иногда подобные "дотрагивания" практиковались и с определенной целью отомстить жениху, отцу, брату девушки.

Поводы для убийств и других преступлений, влекущих за собой кровную месть, иногда бывали совсем пустяковые, а кровная месть, к которой они приводили, захватывала несколько поколений людей и дли­лась многие годы.  Один из таких типичных случаев нашел отражение в сатирической лакской сказке, в которой рассказывается о том, как охот­ник нашел в горах пчел, собрал торбу меду и принес еro лавочнику. Когда лавочник пробовал мед, капля упала на землю. Муха слизала ее ласка, принадлежащая лавочнику съела муху, собака охотника загрызла ласку, лавочник убил собаку, а охотник – лавочника. Тогда к месту происшествия пришли родичи охотника и лавочника; началась кровавая схватка, в которой погибло множество людей.

А. Руновский со слов Шамиля писал, что для возбуждения кровной мести не обязательно было совершить тяжкое преступление, "поводом к убийству и к прямому его следствию - к кровомщению, могли служить... самая ничтожная брань, самое малое воровство, как например воровство курицы".

Женская честь и ее сохранность были дороги для всех горцев, поэтому всякое покушение на нее являлось одним из главных поводов для кровной мести. "Ежегодно сотни трупов, - писал В.С. Кривенко, - свидетельствовали о проявлениях ревности и желании сохранить в чистоте супружеское ложе. Мстителями за поруганную честь являлись мужья, братья, сыновья и другие родственники. Бывали случаи, что 12-летние мальчики поднимали оружие и убивали оскорбителей материнской чести. Чаще всего поводами для убийств, а следовательно и для кровной мести являлись поземельные пастбищные и вообще имущественные споры.

Кровная месть уносила в могилу массу людей. Это были ничем неоправданные жертвы. Особенно нежелательны такого рода людские noтeри были во время войны горцев под предводительством Шамиля против царизма. Поэтому Шамиль начал предпринимать некоторые меры для ограничения кровной мести. Сберегая народ для войны, Шамиль стремился цену крови заменить денежной пеней и примирением кровников но хотя это нe всегда удавалось.

Следующей мерой Шамиля по частям реформ в области кровомщения был запрет кровомстителям обращать свою месть на родственников убийцы, теперь кровью за кровь отвечал именно тот, кто ее пролил, неисполнители этого приказа Шамиля объявлялись ослушниками против Корана, а следовательно подвергались смертной казни.

Шамиль лишил убийц возможности укрываться в селениях, входивших в имамат. Он завел порядок, по которому всякий горец отправ­ляясь из своего наибства в соседнее, должен был получить от своего наиба билет, удостоверяющий его личность в указывающий цель выезда и срок. Убийца, не имея на руках такого документа не имел возможности заехать в какой-нибудь населенный пункт, так как это грозило ему быстрейшим раскрытием и расправой. "Эта последняя мера и была тем невиданным до сих пор врагом, которого убийца встречал везде где ни появлялся"1.

Кроме того Шамиль запретил разрушать недвижимость имущества, что предписывалось адатами некоторых обществ, из сказанного можно заключить, что Шамиль не мог да и не стре­мился полностью покончить с кровной местью, он лишь предпринял не­которые меры по ее ограничению, поскольку это сказывалось на ходе военных действий. Отвергнув адат, борясь за его искоренение, он в рвении всех вопросов и в частности вопросов кровной мести, опирался на Шариат, вернее, на свои "низамы", составленные на основании шариата с учетом потребностей страны. При этом преследовалась не только цель, указанная выше, но и необходимость как-то унифицировать разбирательство дел по убийствам, так как каждое село в этом отношении придерживалось своего обычая.

Кровная месть – древний обычай, возникший в родоплеменном строе, и сохранившаяся по сей день у некоторых народов.

В настоящее время кровную месть иногда применяют в Чечне и в Дагестане. У каждого народа правила мщения понемножку отличались друг от друга, но основным принципом было отомстить за убитого родственника. У одних считалось достаточным убить одного из представителей семьи обидчика, у других кровная месть должна была продолжаться до тех пор, пока число убитых не сравняется.

Обычно кровная месть применялась по отношению к убийцам, насильникам, и лицам совершивших другие тяжкие преступления. Так же наказывалось прелюбодеяние с замужней женщиной (руки провинившегося привязывали к ногам и бросали в яму, после чего мужчины прибивали его камнями, такое же наказание было для женщин). Общины горцев старались регулировать наиболее архаичные правовые нормы. Особенно это касалось кровной мести которая могла привести к взаимному уничтожению враждующих тухумов. В советское время применялись различные меры для предотвращения кровной мести. Так сторона, отказывающаяся от примирения, могла быть привлечена к уголовной ответственности путем лишения свободы на срок до двух лет и проведением воспитательных мер. Примерный обряд примирения кровников заключался в следующем. Родственники убитого собирались все вместе в назначенный день. Старики, кадий приводили убийцу и ставили его вдали от родственников убитого, так, чтобы можно лишь рассмотреть его лицо. Кадий становился посередине и молился о примирении враждующих, оканчивая молитву чтением фатихи, которую повторяли за ним и примиряющиеся. По окончании молитвы, кадий вытирал лицо руками в знак благодарности богу за ниспосланный мир. После этого прощения все родственники убитого приглашались на угощение. Как только подходили к дверям дома, где предполагалось угощение, убийца с обнаженною головою падал на землю и не вставал до тех пор, пока ближайший родственник не скажет ему: «встань, мы простили тебя». Присутствующие должны были поднять его. Во время угощения прощенный канлы стоял без папахи и пил из одной чашки с родственниками убитого. По окончании угощения, родственники убитого возвращались домой. У ворот стояла заранее приготовленная лошадь, оседланная и обвешанная оружием. Ближайший родственник убитого брал лошадь и раздавал оружие остальным своим родственникам. Женщины семейства убитого получали в подарок отрез шелкового материала на платье1.

В наше время от былого обычая кровомщения мало что осталось, но все таки время от времени где-то он дает о себе знать. Если бы нам удалось полностью изжить этот дикий обычай, это было бы большим народным счастьем.                    

Кровная месть в Чечне выполнялась следующим образом: При убийстве кого-либо из членов родовой общины сразу же собирался совет старейшин погибшего, в этот совет входили и близкие родственники убитого. После выяснения обстоятельств и причин убийства старейшины принимали решение об отмщении за пострадавшего.

 Род преступника так же собирал свой совет старейшин, который искал пути примирения с родом убитого. Очень часто обе стороны не находили компромисса. Поэтому их старались мерить нейтральные семьи, которые не имели отношения к враждующим. Они собирали совет всего племени и предлагали условия для примирения.

 Итак кровная месть – является видом мести, возникающий на почве личных отношений. Кровная месть в Дагестане была очень  широко распространена, кровная месть при убийстве выступает как обычай, пережиток прошлого, в силу которого родственники убитого или лицо, считающее себя обиженным, обязаны или "вправе" лишить жизни обидчика. Она представляется им как справедливое возмездие за причиненное зло. В силу того что кровная месть была очень распространена и ее наступление не зависело от тяжести преступления, т.е. поводом для кровной мести могло послужить самое малое воровство, как например воровство курицы. Кровная месть уносила в могилу массу людей. Это были ничем неоправданные жертвы.  Нередко кровная месть тянулась годами и это приводило к истреблению целых фамилий и тейпов. Шамиль не стре­мился полностью покончить с кровной местью, он лишь предпринял не­которые меры по ее ограничению, поскольку это сказывалось на ходе военных действий. Конечно,кровная месть в наше время не так актуальна, как это было раньше в Дагестане, но и сейчас это явление иногда присутствует и в наше время.



1 Морган Л.Г., Древнее общество, Л., 1964, стр 46.

2 Маркс К. и. Энгельс Ф. Соч., т.21, стр 89.

Косвен.М.О. Этнография и история Кавказа. М., 1961.

2 Гаджиева С.Ш.. Кумыки. М., 1961.

3 Магомедов Р.М.. Общественно-экономический и политический строй Дагестана в XVIII-нач. XIX вв. Махачкала, 1957; его же. Дагестан. Исторические этюды. Махачкала, 1971.

1 Магомедов Р.М.. Дагестан. Исторические этюды, стр. 250.

1 АКАК, т.12, стр.1428.

1 Гаджиева С.Ш. Указ. соч., с.86.