УДК 347. 633 (5 – 015)

Б 619

Аспирант, Бимбаева О.Л.

Сибирская академия права, экономики и управления, Иркутск, Россия

Усыновление в обычном праве стран азиатско ‑ тихоокеанского региона

В статье анализируются правовые основания института усыновления в азиатских странах (на примере Китая, Кореи, Японии, Монголии) периода XYIII – начала XX века.

Ключевые слова: усыновление, усыновитель, усыновляемый, правовой обычай.

Усыновление было известно во многих странах мира. Сегодня предпочтение отдается полному усыновлению (adoption plena), которое влечет не только интеграцию ребенка в новую семью, но и обрывает связи с биологической семьей. В настоящее время данная тенденция подвергается критике и все больше юристов выступают за «старую форму» усыновления. Она отличается тем, что сохраняет правовые связи между ребенком и его биологическими родителями.

Для оценки положительных и отрицательных сторон «старой формы» усыновления обратимся к истории семейного права зарубежных государств.

Обычаи Китая допускали использование всевозможных средств, которые могли бы обеспечить нормальное функционирование семьи. В этой стране бездетным считался тот, кто не имел сына, даже, если он имел 10 дочерей [9, с. 1]. В китайской семье обычно больше желают рождения мальчика как продолжателя рода, опору семьи, поддерживающего культ предков дома [2, с. 20]. Если в семье не было мужского потомства, муж имел право взять наложницу и сделать наследниками рожденных от нее сыновей [8, с. 4]. Законная жена признавалась матерью всех детей своего мужа и вместе с ним распоряжалась их судьбой. Настоящие же матери (наложницы) теряли всякие права на своих детей [7, с. 370]. Широко была распространена практика усыновления мальчиков из чужих семей, хотя формы ее были неодинаковы в разных областях Китая. Так, в большинстве районов Северного и на побережье Южного Китая обычай разрешал усыновлять только кровных родственников по мужской линии, тогда как в Восточном Китае допускалось усыновление детей сестер или даже мальчиков, купленных в младенческом возрасте [8, с. 4]. Но нельзя было брать в усыновляемые единственного сына из другой семьи [9, с. 1].

Отношение к сыну как к опоре семьи способствовало развитию института усыновления и в Корее.

Обряд усыновления совершался с согласия всех родственников по мужской линии. Усыновляемый непременно должен был быть родственником усыновляющего по отцовской линии, притом непременно одной степенью ниже его, поэтому усыновлять можно было сына своего родного брата, сына двоюродного брата и т.д., но запрещено было усыновлять родных, двоюродных и т.д., братьев или внуков. Тот, кто имел женатого сына, умершего бездетным, не имел права усыновлять от собственного имени, а обязан был это сделать от  имени умершего и, согласно обычаю, должен был выбрать для этой цели родственника из поколения детей своего сына, т.е. внуков своих братьев (родных, двоюродных и т.д.). Усыновленный исполнял по отношению к своим приемным родителям все обязанности родного сына и за это приобретал все без исключения права и преимущества, присущие старшему сыну, так что по смерти приемного отца он наследовал имущество последнего в ущерб приемной матери и прочим родственникам покойного. Если в семье была единственная дочь, то её выдавали замуж за усыновленного. Таким образом, усыновление носило форму примачества.

Также в Корее существовал и другой способ усыновления. Он встречался преимущественно в среде народа, где люди, бездетные или имевшие одних только дочерей, брали на воспитание мальчика из другой семьи, чтобы в старости иметь поддержку. Это усыновление совершалось без всяких формальностей и без потери усыновляемым прежнего имени, родства и семейства. К этому способу прибегали те, кто по бедности не в состоянии был усыновить по правилам, установленным законами. Тем не менее, после смерти таких приемных родителей право собственности на их дом, утварь и имущество незначительной ценности переходило к усыновленным детям [4, с. 133-134].

Японцы шире других используют правовой институт усыновления. Он служит не только способом защиты прав детей, потерявших родителей или попавших в тяжелую жизненную ситуацию, но и выполняет древнюю функцию обеспечения сохранения имущества внутри одной семьи [9, с. 2]. Произвести потомство было обязанностью всех членов семьи чтобы родословная была непрерывной. Для этого семейному клану требовался наследник. Одним из способов заполучить его было усыновление.

Усыновление в Японии преследовало две главные цели: 1) получить наследника для передачи собственности на землю и имущества рода и 2) обеспечить исполнение соответствующих обрядов для ублажения прародителей семейного клана. Если в иэ (иэ – семейная линия (род), которая ведет начало от чьих-либо предков и продолжится в будущем) не было мальчиков, мог быть усыновлен муж дочери [6, с. 2]. Если в семье есть лишь дочери, отец и мать подыскивают одной из них жениха, согласного на усыновление. При такой свадьбе муж берет себе фамилию жены вместе с сыновними обязанностями по отношению к приемным родителям [3, с. 2].

В народном сознании монголов понятие счастья заключалось в обладании потомством. Отсутствие детей не могло быть восполнимо ни одним из благ. «Урчлэх ес» – традиция усыновления ребенка – была очень популярна в монгольском мире. С появлением приемного ребенка супружеская пара уже не считалась бездетной. Кроме того, что так они становились родителями, считалось, что усыновленный ребенок может привести к рождению в семье собственного малыша – «дагуулах», «татах» – «притянет». Это был наиболее доступный способ реабилитации бездетных родителей в обществе, и такая традиция существует поныне. Причем такого ребенка любят и берегут ничуть не меньше родного и все его права как полноправного члена семьи закреплялись как в общественном сознании, так и в «цааз бичиг» – правовых документах того периода. Ребенок мог быть взят по сговору у родственников или же у совсем чужих людей [5, с. 141].

Рождение ребенка вызывало большую радость в семье. К рождению мальчика или девочки относились одинаково. С рождением сына родители говорили, что родина обогатилась еще одним работником, а если рождалась девочка, говорили, что она обогатит их новой родней. При чрезвычайно низкой рождаемости и высокой смертности детей рождение ребенка вне брака не вызывало осуждения и не считалось позором. Наоборот, рождение ребенка с радостью встречалось в семье родителей женщины. В Монголии существовал обычай считать ребенка незамужней дочери ребенком матери, т.е., бабушки, причем фактическая мать в воспитании своего ребенка играла второстепенную роль. Девушка, родившая ребенка вне брака, быстрее выходила замуж [1, с. 48 – 49].

В целом можно заключить, что обычаи, регулировавшие усыновление у различных народов периода XYIII–начала XX века занимали значительное место в сфере семейных правоотношений. Анализ правовых обычаев относительно усыновления в территориально близких странах позволяет отметить общие закономерности развития данного института, в частности, важность не только экономических, но и сакральных факторов для усыновления, предпочтение мужской линии родства и узаконения детей мужского пола.

Список использованной литературы

1.  Банчиков Г.Г. Брак и семья у монголов. Бурятское книжное издательство. – Улан – Удэ, 1964. – 60 с.

2.  Баранов И.Г. Верования и обычаи китайцев. – М.: ИД «Муравей – Гайд», ‑ 1999. – 304 с.: ил.

3.  Верность – долг признательности. Г.Востоков. Общественный, домашний и религиозный быт Японии. Спб., 1904. 3с. http: // ichiban.narod.ru. По состоянию на 13.10.2012.

4.  Ионова Ю.В. Обряды обычаи и их социальные функции в Корее середина XIX – начало XX в. Изд – во «Наука» Главная редакция восточной литературы. – М., 1982. – 232 с.

5.  Монголоведные исследования: сб.науч.ст. Вып.3. Изд – во БНЦ СО РАН. – Улан – Удэ, 2000. – 180 с.

6.  По материалам издания «Япония. Как ее понять: очерки современной японской культуры» / ред. Роджер Дж. Дэвис, Осаму Икэно; пер. с англ. Ю.Е. Бугаева. – М.: АСТ: Астрель, 2006. 3 с. ISBN 5 – 17 – 034730 – 8 или ISBN 5 – 271 – 10505 – 9. http: // leit.ru. По состоянию на 13.10.2012.

7.  Сидихменов В.Я. Китай: страницы прошлого. – Смоленск: Русич, 2000. – 464 с.илл. – («Популярная историческая библиотека»).

8.  Традиционные общественные структуры в Китае: семья, клан, соседская община, землячества, профессиональные организации, тайные общества. Статья из книги Малявина В.В. «Китайская цивилизация». 9 с. http: // china.worlds.ru. По состоянию на 14.10.2012.

9.  Усыновление в Японии. Вера Кустова. 3 с. ОКНО В ЯПОНИЮ – Email бюллетень Общества «Россия ‑ Япония». http: // www.rujp.org / adoption.htm. По состоянию на 14.10.2012.