Профилактика преступлений на Кавказе историко-правовой
экскурс:
«Средства для борьбы с разбоем на Кавказе»[1]
В русле исследования проблем преступности нами был отработан
интересный источник-это «Важнейшие опечатками 1898» года,
напечатанные по разрешению Председателя Кавказского Юридического общества,
«Средства для борьбы с разбоем на Кавказе»
Хочется остановиться, на самой первой главе
данного материала и изложить свои
впечатления и мысли по прочитанному материалу.
В данном
материале в первой главе при определении сущности и причин так называемого
«Кавказского разбоя» прослеживается, на мой взгляд, предвзятое отношение к
кавказским народам : «Кавказский разбой
есть результат исторической жизни Кавказских народов, их прежнего политического
и социального строя, их отношения к другим кавказским народам, к правящей
власти, их законодательства – писанного и адатов. Это результат субъективных
взглядов Кавказских народов на разбой, как удальство, молодечество;их нравов и
обычаев; в совокупности их поэзией и играми; эта страшная потребность в
ненасытной мести, это отсутствие нравственного, религиозного и общественного
развития Кавказцев, это последствия их разгула и праздной жизни, их наклонности
к укрывательству преступников и индеферентизм к вопросу об искоренении разбоя».
Какова связь между исторической жизнью кавказских народов и таким понятием
как разбой, отсюда получается, что со времен первых стоянок человека на
Кавказе, в каменном веке, тут начал распространяться разбой? И чем это
историческая жизнь кавказских народов кардинально отличается от исторической
жизни других народовна земле, все народы на земле прошли одни и те же
исторические этапы. Если взять историю других народов, кавказские народы
никогда не вели колониальных войн и не истребляли друг друга.
Что
касается политического и социального
строя народов Кавказа – как раз до
прихода царских войск, на Кавказе
существовала стабильная налаженная политическая и социальная система, которая
была разрушена. Какие могут быть еще
отношения на Кавказе между народами, у которых много общего в истории,
культуре, традициях, обычаях и т.д., не иначе как братские. Конечно, бывали
определенные трения и конфликты на Кавказе, но они скорее носили бытовой
характер, а не националистический.
Не
понятно, что подразумевается под понятием – правящая власть на Кавказе. Например,
Дагестан до второй половины 19 века не
представлял собой единого целого в политическом отношении. Он был разбит на ряд
владений, имевших самостоятельную политическую власть. Кроме того, в нагорной
части Дагестана существовало более 60 относительно самостоятельных вольных
обществ. Каждое из этих обществ имело свои особенности, свои адаты, свой язык.
Какое
отношение поэзия, игры, нравы и тем более обычаи имеют к такому тяжкому
преступлению как разбой? Получается, что в кавказской литературе, традициях, обычаях, адатах, играх,
нравах восхваляются, почитаются, поддерживаются преступления и криминал.
Особенно задевает фраза, что кавказские
народы имеют страшную потребность в
ненасытной мести и не имели нравственного, религиозного и общественного
развития.
На Кавказе мстили своим обидчикам и ненасытной жажды в ней никто не испытывал.
Сама месть не выражалась в какой-то беспредельной системе, а подчинялась
определенным правилам, законам. За нравственное развития говорят кавказские
обычаи, традиции, культура, ремесленное развитие, куначество, гостеприимство и
т.д. На территории Кавказа существовало язычество, христианство, иудаизм,
ислам. На Кавказе в Карачаево-Черкесии находятся самые первые в России христианские
монастыри. В Дербенте самая первая и самая древняя на территории России мечеть,
сам город Дербент является самым древним городом России. Огромное количество
культурных и исторических памятников на Кавказе, здесь жили известные ученые, к
которым учиться приезжали из самого Багдада и т.д. Тут много можно говорить о
культурном, историческом, языковом многообразии Кавказа.
При
тяжелой горской жизни, при постоянных агрессиях на Кавказ, кавказским народам
было не до разгула и праздной жизни, они выживали, творили и в принципе внесли важную лепту в
становлении единой культурного пространства современной России
В
заключении хочется сказать, что в данном материале, при определении сущности и
причин разбоя на Кавказе, не дается четкого юридического определения разбою и
кавказскому разбою в частности . В чем схожесть и специфика различия. Тут также
упоминается о удальстве и молодечестве,
но это не является разбоем, это скорее можно квалифицировать как хулиганство,
присущее подростковому поколению, исходя из их переходного возраста. И самый главный
вопрос возникает, что же такое «Кавказский разбой»? Стоит ли давать географический или этнический признак?
Разбой есть разбой и не важно, в каком месте он происходит, ведь нет такого
понятия как «Кавказский разбой», тогда надо говорить о русском, татарском, европейском,
американском, африканском и т.д. разбое.