Право/3.Охрана авторского права

 

 

Д.ю.н., доцент Пушкина Е.В.

Днепропетровский университет имени Альфреда Нобеля, Украина

ст.преподаватель Чебыкина Т.С.

Днепропетровский университет имени Альфреда Нобеля, Украина

 

Опыт европейского и американського законодательства в защите авторского и смежного права

В современных условиях социально-экономического развития ителлектуальный труд приобретает все большего распространения и влияет на разные сферы человеческой деятельности. От уровня интеллектуального потенциала общества, уровня его культурного развития зависит успех при решении многих экономических проблем, которые имеют место в Украине. Необходимость разработки эффективных средств правовой охраны общественных отношений в сфере создания и использования результатов интеллектуальной деятельности обусловлена временем.

Авторское право и смежные права представляют собой достаточно динамическую юридическую материю. В последнее время в ней происходят серьезные сдвиги. Особого внимания заслуживают вопросы правового регулирования авторского права и смежных прав в странах Европейского Союза  и Соединенных Штатов Америки.

Ключевым для понимания роли общеевропейского законодательства как источника национальных законов об авторском праве и смежных правах государств-членов ЕС является уяснение положений ст.28 и 30 Бернской конывенции об охране литературных и художественных рпоизведений и Директивы  Совета ЕС по охране некоторых смежных прав в сфере интеллектуальной собственности. Данные положения отобразили стремление европейского законодателя создать режим «единого рынка», т.е. единого совместного для европейских стран рынка, в котором отсутствовали бы внутренние границы или иные национальные барьеры, которые мешают свободному перемещению товаров.

В текстах четко прослеживается отличие между двумя категориями прав: «авторским» и «смежным». Последняя категория охватывает права исполнителей, производителей фонограмм, производителей первых фиксаций фильмов и организаций вещания [3].

Директивы рождались как результат разнообразного лоббирования и закулисных соглашений между разными государствами и заинтересованными группами. Закономерным итогом такой деятельности стал настоящий правовой гибрид, сложенный из элементов обеих концепций. С одной стороны, например, признается право авторов сданных в прокат (предоставленных для открытого доступа) произведений на «справедливое вознаграждение», что в целом соответствует, хотя и более широким, положениям французского и немецкого права, которые закрепляют принцип адекватного вознаграждения за такой вид использования. С другой стороны, компьютерные программы признаются литературными произведениями [3].

На сегодняшний день в сфере охраны прав исполнителей действуют такие документы:

·        Директива 92/ 100/ ЕЭС от 19.11.1992 г. О праве на прокат и праве на получение рентной платы и некоторых правах, связанных с авторским правом в сфере интеллектуальной собственности;

·        Директива 93/83/ЕЭС от 27.09.1993 г. О согласовании ряда правил, касающихся авторского права и смежных прав в сфере спутниковому вещанию и кабельной ретрансляции;

·        Директива 93/98/ЕЭС от 29.10.1993 г. Об унификации сроков защиты авторского права и некоторых смежных прав;

·        Директива 2001/29/ ЕС от 22.05.2001 г. По унификации некоторых аспектов авторского права и смежных прав в обществе информации;

·        Директива 2001/84/ ЕС о праве следования в пользу автора оригинальных произведений искусства.

Директива о праве на прокат, праве на временное пользование и некоторые смежные права состоит из двух частей, где нормы относительно проката и предоставление во временное пользование содержит первая часть, а вторая посвящена смежным правам. Со всего корпуса европейского законодательства эта последняя часть в большей степени воплощает идею кодификации авторского права и смежных прав.

Глава первая этой Директивы возникла под влиянием возрастающей необходимости закрепления за правовладельцами возможности получения дохода от сдачи экземпляров в прокат. Некоторые законодательные акты предусматривали право автора на прокат, иные содержали положения об отчислениях за предоставления во временное пользование произведение.  Государствам-членам предписано предоставить авторам произведений, которые охраняются в соответствии с Бернской конвенцией, а также исполнителям, производителям фонограмм и продюсерам фильмов право на сдачу в аренду и предоставлении во временное пользование экземпляров (исполнителям – записей) своих произведений (исполнений). Между тем государства-члены получили определенную самостоятельность регулирования данных отношений, в частности относительно случаев свободного использования [4. с.91]. важным в этом понимании предостережением является возможность не признавать авторское право на предоставление во временное пользование экземпляра произведения (записи исполнения), в случае, когда автор или исполнитель получает то или иное вознаграждение от такого использования. Государства-члены также получили право освобождать определенные организации от оплаты вознаграждения за предоставление во временное пользование. Директива требует от государств-членов признание главного режиссера одним из авторов такого произведения.

Глава II содержит положения о закреплении в национальных законодательствах разных прав относительно исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещаний. Так, исполнителям должно быть предоставлено исключительное право разрешать или запрещать запись, передачу в эфир, а также доведение к общему сведению свои незаписанные исполнения. За ним также закреплена возможность контроля прямого или опосредованного воспроизведения и распространения записей их исполнения. Подтверждено право исполнителя на получение соответствующей части вознаграждения за передачу в эфир или публичное исполнение фонограммы, на которой записано его исполнение [5].

В свою очередь, производители фонограмм наделены правом разрешать или запрещать прямое или опосредованное воспроизведение своей фонограммы и правом на получение адекватного вознаграждения за публичное исполнение и передачу в эфир своих исполнений. Организациям эфирного вещания должно быть предоставлено аналогичное право разрешать или запрещать фиксации своих незаписанных передач; прямое или опосредованное воспроизведение или распространение фиксаций передач, а также повторную передачу в эфир или доведение ее до общего сведения.

Аналогичные права закреплены и за производителями первой фиксации фильмов. Последние, как объект смежных прав, наделяются европейским законодательством особым правообъектным режимом, не тождественным правообъектному статусу аудиовизуальных и кинематографических произведений: фиксация фильма представляет собой любую запись движущегося изображения. Так, запись футбольного матча является первой фиксацией фильма, хотя она и не могла рассматриваться как аудиовизуальное или кинематографическое произведение. Производители таких фиксаций наделены правом разрешать или запрещать воспроизведение или распространение своих фильмов [6, с.208].

Появление Директивы об унификации сроков защиты авторского права и некоторых смежных прав имеет непосредственное отношение к указанному выше решению ЕС по делу компании «Патриция». Стало очевидным, что разная длительность срока авторского права в странах ЕС может помешать планам завершения формирования единого рынка. До принятия Директивы авторское право в большинстве стран Сообщества действовало на протяжении всей жизни и 50 лет после его смерти. В ряде стран последний срок составлял 60, а в Германии – 70 лет. Следуя повышенной стратегии гармонизации, Директива установила требование об имплементации национальными законодательствами единого срока длительности авторского права относительно всех произведений. Права владельцев всех смежных прав охраняются 50 лет после смерти автора [7,с.25].

Большого внимания заслуживает и вопрос нарушении прав интеллектуальной собственности у сети Интернет. Резолюция Европейского Парламента от 22.09.2010 г. Относительно прав интеллектуальной собственности на внутреннем рынке (2009/2178 (INI)5 предусматривает создание европейской обсерватори по вопросам контрафакта и пиратства («European Observatory on Counterfeiting and Piracy), которая должна стать инструментом централизации статистики и данных, которые будут служить базисом для предложений относительно эффективной борьбы с нарушениями прав интеллектуальной собственности в сети Интернет, а также обмена такими данными между заинтересованными сторонами. На наш, взгляд создание подобной институции в Украине и наладить крепкие связи с Европейской обсерваторией с целью выявления фактов нарушений, так и борьбы с нарушениями прав интеллектуальной собственности в сети Интернет было бы целесообразным.

Что касается США, в системе «копирайт» понятие смежного права не известно, но известно на европейском континенте. В Соединенных Штатах нет смежного права на фонограммы, но существует право «копирайт» которое относится к специфическим произведениям, а именно к фонограммам. Смежного права для артистов-исполнителей в США вообще не предусмотрено. Его не существует даже для организации телерадиовещания.

Что касается артистов-исполнителей, то их не очень привлекает понятие «смежное право», потому что оно не много может рассказать об их профессии – они оказываются «смежниками» авторов, их «соседями». Актеры, исполнители, артисты – по сути авторы. Они очень близки к ним. В отрасли музыки, например, часто встречаются, что владельцы и авторских, и смежных прав одни и те же лица[7, с.91]. Результаты творчества артистов-исполнителей – игра, исполнение – должны быть защищены, потому что в них, как в случае с авторским правом, отображается личность их творца. С течением времени появилась возможность записывать их живое исполнение на пластинки, магнитные пленки, лазерные диски, в связи с чем появился и новый класс пользователей их исполнений – это аудио- и видео промышленники. Таким образом, артисты-исполнители и производители фонограмм создали новую категорию владельцев смежных прав [9].

Хотелось бы отметить, что самые жесткие, на наш взгляд, санкции относительно нарушения авторских прав используются в США. Так, в 1908 г в США состоялось первое судебное рассмотрение по делу неразрешенного распространения копий записи музыки после изобретения фонографа Эдисона, который сделал возможным запись звука. Но в то время не было законодательных оснований для привлечения к ответственности пиратов и их оправдали Но со временем американский Конгресс внес изменения в закон об авторском праве, признав распространение и продажу записей незаконными. С тех пор дела о пиратстве стали рассматриваться судами, и на сегодняшний день понятие «пиратский» является обыденным к праве интеллектуальной собственности.

На сегодня борьба с пиратством в США ведется на основании перечня законов о защите интеллектуальной собственности. Последний – «Акт о семейном просмотре и авторские права (2005) – предусматривает пребывание в тюрьме на срок до 6 лет за съемку в кинотеатре, до 10 лет за изготовление пиратских копий для продажи и до 5 лет за распространение файлов с фильмами через компьютерные сети. Преследуются в судебном порядке также лица, которые незаконно размещают в Интернете большое количество музыки и иных лицензированных продуктов. ФБР сможет использовать Интернет-провайдеров для распространения предупреждающих писем тем пользователям, чьи учетные записи используются для незаконной загрузки музыки и фильмов. Кроме этого, законодатели собираются внести свою лепту в дело создания специальных технологий, которые не позволяют детям во время отсутствия родителей просматривать сцены сексуального характера, а также те фрагменты фильмов, в которых содержатся нецензурная лексика и насилие. С 2003 года запрещена рассылка членам Академии киноискусств кассет и дисков с фильмами, которые выдвигались на кинопремию «Оскар», а в телесигнал введен код для защиты от записи. Еще в 2008 году было предложено за нарушение копирайта штрафовать на 30 000 долларов, а рецидивисты будут получать судимость на 10 лет. Любой человек, который умышленно распространяет материал под копирайтом (стоимостью боле 1000 дол.), будет оштрафован на 30 000 дол. При повторном нарушении преступник может получить тюремный термин до 10 лет. Также оборудование, которым пользовался нарушитель для создания копий, будет конфискован и продано на аукционе. Кроме этого, в борьбе с пиратством, предусматривается выйти за пределы Штатов на международный уровень. Так, члены Конгресса планируют создать новый федеральный орган White House Intellectual Property Enforcement Representative. Это учреждение, под руководством советника Президента, будет отслеживать лиц, которые нарушают копирайт во всем мире. Также под контролем и наблюдением будут находиться страны, где авторские права защищены недостаточно [10, с.121].

Таким образом, при сравнении механизмов защиты прав исполнителей в США и ЕС, Соединенные Штаты Америки оказались лидером в этой отрасли.

 

Список использованной литературы:

1.            Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений от 24.07.1971 г. - Електронный ресурс]. Режим доступу: www.zakon4.rada.gov.ua.

 

2.            Директива Совета ЕС по охране некоторых смежных прав в сфере интеллектуальной собственности от 19.06.1992: по состоянию на 23.08.1996.- К.: Пульсары.2010.- 320 с.

3.            Женевская конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизведения их фонограмм от 29.10.1971.- [Електронный ресурс]. Режим доступу: www.zakon4.rada.gov.ua.

4.            Dorr A. Munch С. Protecting Trade Secrets, Patents, Copyrights and Trademarks USA. — N. Y., 2001. — P. 9192.

5.            European Parliament resolution of 22 September 2010 on enforcement of intellectual property rights in the internal market (2009/2178(INI). [Електронный ресурс]. Режим доступу: www.europa

6.            Яркiна Н.Є. Сумiжнi права в авторському правi: дис. …кандидата юр. наук: 12.03.2011 / Яркіна Наталія Євгеніївна. – Х., 2012 – 211 с.

7.            Яцишин Р.Д. Історія Директив ЄС у сфері авторського права та суміжних прав //Адвокат. – 2011. – № 4. – С. 2527.

8.            Dorr A. Munch С. Protecting Trade Secrets, Patents, Copyrights and Trademarks USA. — N. Y., 2001. — P. 9192.

9.            M. Fletcher Reynolds, Ph.D., J.D. Music Analysis for Expert Testimony in Copyright Infringement Litigation: Dissertation for the degree of Doctor of Philosophy (Music Theory), Kansas (USA), 2001. [Електронный ресурс]. Режим доступу: www.musicanalyst.com.eu.

10.       Захист прав інтелектуальної власності: досвід Сполучених Штатів Америки. – Збірник документів, матеріалів, статей / За заг. ред. О. Д. Святоцького. – К.: Видавничий Дім «Ін Юре», 2003. – 368 с.