Е.Г.Сабаев

Соискатель социологического факультета Саратовского      государственного университета им. Н.Г.Чернышевского 

 

СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО  И  КОНТУРЫ ПРОБЛЕМНОГО ПОЛЯ СОЦИОЛОГИИ ПРАВОСЛАВИЯ

 

С начала XXI века в российском обществе стало расти доверие к Церкви и надежда на то, что она сможет стать одной из ведущих духовно-нравственных сил, способной влиять на общественное сознание и решать многие задачи нашего общества. По данным Центра стратегических исследований Русская Православная Церковь пользуется доверием большинства жителей России (54%). Столько же процентов есть только у Сбербанка, так показал опрос, который проводился среди населения в возрасте от 21 до 40 лет. Как считает завсектором Института социологии РАН Михаил Черныш, показатель опроса в отношении Церкви традиционен. "Даже в самые трудные для России периоды россияне доверяли, прежде всего, Русской Православной Церкви - как единственному институту, который консолидирует, укрепляет российское общество, который сообщает этому обществу некоторые ценности, для него очень важные. Церковь - это хранитель русских ценностей в эпоху радикальных перемен. Это стабильный институт", - подчеркнул социолог[1].

Строительство новых храмов и восстановление разрушенных является главной задачей епархий. Только в Саратовской области за последние 6 лет число действующих храмов увеличилось вдвое. Святейший Патриарх Кирилл высоко оценил деятельность в сфере взаимодействия Церкви и государственных структур. «В области церковно-государственных отношений в России сегодня не осталось ни одного принципиального вопроса, который бы содержал в себе некий конфликт между Церковью и государством, — заявил Святейший Владыка. — Было три таких вопроса: это образование, то есть присутствие религиозно ориентированных дисциплин в школе; это участие духовенства в Вооруженных силах и возвращение Церкви незаконно отнятого у нее имущества. Богу содействующую за немногим более полутора лет все эти три вопроса решены»[2]. Церковь предлагает обществу, прежде всего, истинную веру, ведущую к познанию Бога Истинного, к Жизни  вечной и блаженной. Вера есть необычайная форма мировоззрения и мироощущения, построенная на свободном и динамическом самораскрытии человека в Боге, удостоверяющей божественные истины, превышающие «возможности» разума и его естественного опыта достоверности, который окрашивает его жизнь эмоциональной напряженностью, любовью к истине и совершенной в ней убежденностью.

И без преувеличения причину этого явления нужно видеть во всеприемлющем духе русского народа, издревле возникшем православием. Ярко говорит на эту тему наш классик Ф.М.Достоевский: «Русский народ живет только Православием и его идеями; кроме Православия в нем нет ничего другого и ничего ему не нужно, потому что Православие все, Православие – это Церковь, Церковь же – это венец всего, притом в вечности»[3]. Оно одушевляет восприятие так, что скорее не буква закона, дух любви, присущий народу, позволяет ему свободно принимать и усваивать иное, обновлять свою жизнь и как бы в свободе поддерживать и укреплять собственную веру и духовность. В этом мобилизационная основа модернизации Российского общества, здесь должны быть видны: и динамика, и тенденции, и перспективы. Однако мы видим пока дестабилизацию социальных структур современного общества, и в этом есть существенные причины. Концептуальная перемена взглядов на общество, заставляет людей приобщаться к новым ценностям. Человек делает выбор в процессе отучения от старых ролей, норм, ценностей, следствием чего наступает десоциализация личности. Идея же действительно христианского общества состоит в том, чтобы каждый заботился бы обо всех, а все заботились бы о каждом; то есть элементарным основанием социальных отношений в таком обществе становится любовь, а не меркантильные интересы, взаимопомощь, а не взаимовыгода. На личном этическом плане забота каждого обо всех реализуется в понятии служении обществу, понятии, имеющий глубокий христианский смысл. Именно служение обществу, а не служение себе составляет главное нравственно-этическое отличие такого общества от капитализма.

Людей сегодня привлекает и захватывает все большее количество имеющего у других и у них финансового эквивалента, и они желают и всячески стремятся еще больше заработать их. И мысленно погружаются в такую суету, однако останавливаемся только тогда, когда встречаются с трудностями, главным образом по здоровью. Но, не имея под собой правильного мировоззренческого фундамента, той, же суетой и другими мирскими устремлениями пытаются решить возникшие сложности. Мы уповаем на технический прогресс, на его облегчающие наши дни плоды, надеемся на то, что техническое совершенство поможет решить наши проблемы. Но без правильного их переложения, на основу  социально-христианского мировоззрения, даже самые совершенные технологии могут привести не к спасению человека, а к гибели нашей души. Это подобно тому, что пешеходам вдруг предоставят роскошный, удобный и быстрый лимузин, и они понимают, что на машине  действительно можно гораздо быстрее проделать намеченный путь. Но, если мы не знаем, куда нам ехать, если мы неверно представляем свой путь, то на предложенном нам  скоростном автомобиле мы можем быстрее оказаться в пропасти, а идя пешком, мы имеем время подумать, туда ли мы идем.

Современное общество все больше и больше стремится перейти в сконцентрированную форму существования и чем крупнее город, тем больше разобщенность его жителей, чем больше плотность, тем слабее социум. Если взять на примере отдельно сельскую общину и рассмотреть её жизнестойкость, то можно убедиться в её весьма крепкой духовно-нравственной силе. Из истории мы  помним, как легко безбожная власть укоренялась в городах, и как трудно ей было это сделать в деревне, где социум сельской общины не позволял чуждым, ложным идеям укорениться в своей среде, а «победа» этих идей стала лишь возможна только при уничтожении деревни. Актуальность социологии православия заключается как раз в том, чтобы увидеть слабость урбанизированного социума, где возможно небольшой процент населения, зараженный вражьей идеей, при создавшей пассивной отреченности остального большинства может навязать свою волю всему обществу.

Проблема состоит в разобщенности церковно-религиозного населения, его приходов. Раньше в храмах прихожане знали, чем дышит каждый член общины, и чем может он помочь другим. Русская община была и школой жизни, и самой жизнью. Если ее общность правильно развивалась, грамотно воспитывала и учила своих членов в духе взаимопонимания, взаимного уважения, в духе почитания, то такая община крепла и существовала длительное время. Если же в ней сеялись  везде присутствующие семена раздора, и если они давали дружные всходы и вовремя не устранялись, то такие общины распадались, и тем самым подтверждалась единственная возможность пути их развития, основанная естественным для человека состоянием - Богоустремленностью. Сейчас в городах в храмах прихожане друг друга не знают и мало чем могут помочь нуждающимся его жителям. А социум – это, прежде всего, связующее звено, оно должно быть устойчивым и связующая идея его соотносится с образом Божиим, с евангельским учением, обоюдной теплотой и счастливой радостью в Великой Любви.

Сейчас, когда все знания открыты, людям забивают в их разумные головы отвлекающую и отводящую от истинной цели информацию. Под флагом обеспечения прав свободы личности нас кормят «благими» идеалами лучшей комфортной жизни, лучшего «правильного» устройства нашего общества, семьи и подсовывают нам гнуснейшую развлекательную программу, развращают воспалением в наших не готовых к этому душах корыстолюбие. Нам провозглашают лучшую жизнь, хотя реально мы видим обратное. Если коснуться семейной жизни, то заметим, что количество разводов только возрастает, люди гибнут от спиртного, наркотиков, в суициде. В обществе укоренилось насилие,  совершаются убийства, обман, клевета, интриги, конкуренция, вплоть до диверсий и терроризма. Фактами социальной борьбы переполнены произведения художественной литературы, кинофильмы, телевизионные передачи и другие средства массовой информации. Люди не уверены в завтрашнем дне, не все верят в будущее России. И только лишь вооружившись нашей верой, мы можем отстоять право на свою жизнь, жизнь нашего государства, жизнь нашего общества. Лишь сердца укрепленные верой могут провести человека через все бури и невзгоды его жизни, сохраняя и приумножая добрые качества его души, через преобразование человека.

 

Литература



 

1. http://www.pravoslavie.ru/news/43654.htm (22.12.10)

2. http:  www.pravoslavie.ru/news/43196.htm (1.12.10)

[3] Цит.по: Иустин (Попович), Достоевский о Европе и славянстве. Тайна России//http//www.pagez.ru/olb228_1php.