Психология

К.филос.н. Семенова Э.Р., д. филос. н. Рахматуллин Р.Ю.

Башкирский государственный аграрный университет, Россия

Деятельностная концепция личности

и возможности её применения в вузах

Деятельностный подход к изучению человека разрабатывался в науке в двух взаимодополняющих направлениях: психологическом и философском. В психологии в её  развитие большой вклад внесли Дж.Брунер, Л.С.Выготский, В.П.Зиновьев, А.Н.Леонтьев, Ж.Пиаже и др. Суть деятельностного подхода в психологии изложена в теории интериоризации. Интериоризация – это процесс перехода структуры (схемы, формы) практического действия человека в план сознания. Понятие интериоризации впервые сложилось во французской социологии, где оно означало привитие социально значимого знания еще к не социализированной психике индивида, т.е. перенос общественного в индивидуальное. В психологии эта теория возникла  для объяснения механизма формирования логического мышления индивида, позже ее стали использовать и для объяснения формирования зрительного образа.

Известно, что люди не рождаются со способностью мыслить: это качество у них появляется в результате социализации в обществе. Но как это происходит? Ведь в обществе никто черепную коробку родившегося ребенка не вскрывает и не вставляет в мозг логические схемы. Согласно культурно-исторической теории Л.С.Выготского,  вещи и люди представлены в нашем сознании особыми репрезентантами – «культурными знаками». В процессе мышления эти «культурные знаки» соединяются между собой по той схеме, по которой соединены в деятельности человека обозначаемые ими предметы (денотаты). Процесс «овнутривания» схемы практики протекает по законам формирования динамического стереотипа: чем чаще повторяется практическое действие с денотатами, тем устойчивей становится его психический аналог, т.е. мысль.  Таким образом, мышление, как главное отличительное свойство личности, есть интериоризованная практика. Эта теория была подкреплена величайшим психологическим экспериментом ХХ века, осуществленным в Загорской (ныне г. Сергиев-Посад) школе-интернате для слепоглухих детей [1]. Здесь с 1970-х годов  успешно практикуется формирование логического мышления у детей, лишенных зрения и слуха, путем насыщения их жизнедеятельности обычной человеческой практикой. Весь этот многолетний опыт, начатый А.И.Мещеряковым, подтверждает, что мышление есть результат предметной деятельности с денотатами.

Почти одновременно с традиционным вариантом теории интериоризации она начинает разрабатываться и в другом направлении – как концепция формирования зрительного образа. Большой вклад в её разработку внесли психологи Н.Ю.Вергилес, Ю.Б.Гиппенрейтер, А.В.Запорожец и др.[2]. Согласно этой теории структура зрительного образа строится в результате «ощупывания» глазом предмета, «скольжением» взгляда по границам вещи. Зрительный образ есть результат интериоризации перцептивного действия.

В российской философии деятельностную концепцию личности развивал Э.В.Ильенков [3]. Будучи активным участником Загорского эксперимента, он экстраполировал его результаты в область философии и получил оригинальную концепцию идеального, которая легла в основу его теории личности. Согласно Э.В.Ильенкову, в культуре функционируют некие организующие начала – формы-образцы, по которым строится  человеческая деятельность. К примеру, существует форма (схема) проведения  судебного заседания, приготовления борща, строительства дома и т.д. Такая форма существует объективно, но имеет идеальную природу. Виртуальность этой формы-матрицы заключается в том, что, существуя объективно, она может реализовать себя только в определенном субстрате,  материале, не являясь в то же время таковым. Форма проведения судебного заседания, несомненно, присутствует в самом судебном заседании, но не сводится ни к судьям, ни к свидетелям, ни к документам. Это способ организации перечисленных феноменом в систему, называемой судебным заседанием. Он может быть реализован совершенно в другом месте, с другими участниками, по другому уголовному или гражданскому делу: в этом его виртуальность. Социализация, согласно Э.В.Ильенкову, есть процесс овладения индивидом объективно существующими формами человеческой деятельности. «Личностью – социальной единицей, субъектом, носителем социально-человеческой деятельности – ребенок станет лишь там и тогда, когда сам начнет эту деятельность совершать. На первых порах с помощью взрослого, а затем и без нее ˂...˃. Личность и возникает тогда, когда индивид начинает самостоятельно, как субъект, осуществлять внешнюю деятельность по нормам и эталонам, заданным ему извне – той культурой, в лоне которой он просыпается» [3, c. 398].

Таким образом, и психологический, и философский варианты деятельностного подхода к человеку утверждают одно и то же: личность формируется  в процессе овладения человеческими способами обращения с вещами и людьми.

Вышеизложенная концепция хорошо вписывается в ролевую концепцию личности (Т.Парсонс, Т.Шибутани и др.). Личность, согласно сторонникам этой концепции, есть совокупность социальных ролей, которые она освоила для жизни среди других людей. Каждый из нас – это совокупность личин, масок, которые мы надеваем на себя в соответствии с ситуацией. Одна и та же личность – это и преподаватель (одна роль), и муж (вторая роль), и отец (третья роль), и друг (четвертая роль), и тамада (пятая роль), и водитель (шестая роль) и т.д. Совокупность этих самых различных ролей и создает тот ансамбль, который мы называем личностью. Стало быть, становление личности происходит при осознанном или неосознанном освоении социальных ролей.

А что такое «социальная роль»? Это способ организации своих действий  в той или иной ситуации, возникающей  среди людей. Роль судьи предполагает знание и умение организовать судебное заседание как совокупность определенных действий, протекающих в определенной последовательности. Следовательно, овладение социальной ролью есть результат процесса усвоения формы деятельности в определенной сфере культуры. Такой вывод полностью вписывается в теорию интериоризации и её философское истолкование.

Думается, что вышеизложенные идеи имеют большую эвристическую ценность в педагогической сфере: как в образовании, так и воспитании личности. При их проецировании на педагогический процесс в образовательных учреждениях можно прийти к следующим рекомендациям:

1.        При формировании профессиональных качеств нужно отдавать предпочтение практическим методам обучения – деловым играм, учениям, практикумам и т.п. В идеале необходимо как можно раньше включать студента в ту реальную практическую деятельность, которую после окончания вуза ему предстоит выполнять. Это можно было бы организовать, к примеру, путем прикрепления студента к опытному практическому работнику, с которым он мог бы участвовать в конкретной практической работе по своей будущей специальности.

2.        При преподавании сугубо теоретических дисциплин следует обратить внимание на уяснении студентами структурных связей между изучаемыми абстрактными объектами. Это лучше всего достигается построением теоретических моделей (теоретических схем) с обязательным участием при этом самих студентов. Можно давать домашние задания, содержанием которых является построение структурно-логической схемы предметной области той или иной теории с последующим обсуждением этой схемы на семинаре или практическом занятии.

3.        Усвоение формы деятельности лучше всего происходит при помощи механизма подражания, имеющего очень глубокие психические корни. Поэтому следовало бы больше привлекать к проведению занятий по профессиональной подготовке практических работников, которые могли бы выступать в качестве «личностных образцов» (М. Оссовская) или «значимых других» (Р.Бернс). Они могли бы на примерах из собственного опыта передать студентам наиболее важные образцы действий в изучаемой сфере.

4.        Если будущая профессиональная деятельность студента связана с работой с людьми (менеджер, учитель, психолог, полицейский и т.п.), то для формирования навыков управления людьми, необходимо поручать студентам хотя бы на непродолжительное время исполнение самых разных ролей – старосты учебной группы, организатора художественной самодеятельности, спортивных соревнований, уборки помещений, литературного вечера и т.п.

Литература:

1. Гургенидзе Г.С.,  Ильенков Э.В. Выдающееся достижение советской науки // Вопросы философии. 1975. № 6.

2. Запорожец А.В. и др. Восприятие и действие. М., 1967; Зинченко В.П., Вергилес Н.Ю. Формирование зрительного образа. М., 1969; Восприятие и деятельность. М., 1976.

3. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991.