Кунтишева Марал Мухтарбековна

 

Магистрант университета «Туран-Астана», г. Астана, Республика Казахстан

 

Психологические аспекты творческой самореализации студентов в ВУЗе

 

Творчество - это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека и человечества на основе объективных законов действительности. Творчество как созидательная деятельность характеризуется неповторимостью (по характеру осуществления и результату), оригинальностью и общественно-исторической (а не только индивидуальной) уникальностью [1].

Творчество всегда происходит в конкретных социально-исторических условиях, оказывающих на него серьёзное влияние, в тесной связи с окружающим миром, формами уже созданной культуры, в разветвленную сеть которых всегда включен субъект творчество. Одним из необходимых условий развития научного и художественного творчество, является свобода критики, творческих дискуссий, обмена и борьбы мнений. Выдвижение новых идей предполагает выход за рамки сложившихся и уже ставших привычными теорий и связанных с ними методов, критическое отношение к традиции.

Догматизация достигнутого уровня знаний тормозит развитие науки. Так, Аристотель высоко поднял научную культуру античности, но абсолютизация его авторитета привела к догматизации всех его теоретических положений, что на века затормозило развитие ряда областей знания. Открытия в науке делает чаще всего тот, над кем не довлеет авторитет преходящих истин [2].

В психологии творчество изучается главным образом в двух аспектах: как психологический процесс созидания нового и как совокупность свойств личности, которые обеспечивают её включенность в этот процесс.

Творчество как процесс рассматривалось первоначально, исходя из самоотчётов деятелей искусства и науки. Некоторые крупные естествоиспытатели (Г. Гельмгольц, У. Кеннон и др.) выделили в этих самоотчётах несколько стадий в процессе творчества от зарождения замысла до момента (который нельзя предвидеть), когда в сознании возникает новая идея. Английский учёный Г. Уоллес (1924) расчленил творческий процесс на 4 фазы: подготовку, созревание (идеи), озарение и проверку. Так как главные звенья процесса (созревание и озарение) не поддаются сознательно-волевому контролю, это послужило доводом в пользу концепций, отводивших решающую роль в творчество подсознательному и иррациональному факторам. Однако экспериментальная психология показала, что бессознательное и сознательное, интуитивное и рассудочное в процессе творчества дополняют друг друга. Будучи поглощён своим объектом, индивид меньше всего способен к самонаблюдению, сохраняя лишь неопределённое ощущение общего направления движения мысли: моменты догадки, открытия, внезапного решения переживаются в виде особо ярких состояний сознания, которые первоначально, главным образом, и описывались в психологии ("ага-переживание", осознание нужного решения - у К. Бюлера, "инсайт", акт мгновенного постижения новой структуры - у В. Кёлера, и др.). Однако изучение продуктивного мышления выявило, что догадка, "озарение", неожиданное новое решение возникают в экспериментальных условиях при соответствующей организации процесса творчества (М. Вертхеймер, Б. М. Теплов, А. Н. Леонтьев). На примере открытия Д. И. Менделеевым периодического закона Б. М. Кедров показал, что анализ продуктов и "субпродуктов" (неопубликованных материалов) творчество позволяет выявить вехи на пути научного открытия безотносительно к тому, как они осознавались самим учёным. При этом личностные механизмы творчество могут быть раскрыты только в контексте их обусловленности конкретной общественно-исторической ситуацией [3].

Наряду с объективной обусловленностью процесса творчества большое значение имеют и субъективные факторы, прежде всего внутренняя мотивация личности, наличие продуктивного воображения, развитой фантазии, в воспитании которой существенную роль играет искусство.

Рассмотрим один из этих факторов более подробно. Фактор внутренняя мотивация, если разобрать, по словам, есть наш внутренний мотив, то благодаря чему мы совершаем многие поступки в нашей жизни. Следует привести пример, чтобы лучше понять, что же подразумевается. Вот у вас есть цель - поступить в Гарвард, выйти замуж за иностранца, уехать в Англию на пмж и пр., это одна из ваших целей, к которой вы стремитесь, а ваша внутренняя мотивация, это то, что питает вас, придает вам силы идти к намеченной цели. Такая мотивация обычно возникает у человека под влиянием каких-то событий в его жизни или под влиянием какой-либо личности [4].

Мотив (лат.  moveo - двигаю) - это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Для осознания мотива требуется внутренняя работа. Сегодня этот термин понимается разными учеными по-своему. Например, мотивация по В.К. Вилюнасу это совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность. А К.К. Платонов считает, что мотивация, как явление психическое есть совокупность мотивов[5].

Если рассматривать виды мотивов то для нас наиболее интересным является: Мотив саморазвития - стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию. Это важный мотив, который побуждает индивида много работать и развиваться. По мнению Абрахама Маслоу, это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность. Как правило, для движения вперед всегда необходима определенная смелость. Человек часто держится за прошлое, за свои достижения, покой и стабильность. Страх риска и угроза потерять все сдерживают его на пути саморазвития.

Таким образом, человек часто как будто «разрывается между стремлением к движению вперед и стремлением к самосохранению и безопасности». С одной стороны, он стремится к чему-то новому, а с другой - страх перед опасностью и чем-то неизвестным, желание избежать риска сдерживают его движение вперед.

 

 Список литературы:

1                   Краткий словарь по социологии. – М.: изд. Проспект, 1988. – 532 с.

2                   Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С.И.Гессен. - М.: Школа-Пресс, 1995. – 448 с.

3                   Адлер, А. Понять природу человека /А.Адлер. – СПб.: Наука, 1997.–250 с.

4                   Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) / О.А.Конопкин // Вопросы психологии. - 1995. - № 1. – 12 с.

5                   Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 528 с.