Технические науки/12.Автоматизированные системы управления на производстве.

Магистрант Таурбаева А.М., к.т.н. Талгатбекова А.Ж.

Алматинский технологический университет

Особенности этнической культуры в индустрии моды Центральной Азии

 «Встречают по одёжке, а провожают по уму».

          На сегодняшний день одежда является основной темой обсуждения на всех мероприятиях, в котором принимает участие человек. И на протяжении всей жизни, каждый хочет отличиться и подать себя не только как утончённого в стиле человека, но своей одеждой подчеркивать индивидуальность, интеллектуальность и свободу мыслей. С учетом глобального развития дизайна одежды и  ежечасное открытие нового бренда  дает обычному покупателю разнообразный выбор. Но с этим, создается новая проблема, сочетание цветов, фактур, подбор  индивидуального образа с помощи смешивания разных брендов и в свою очередь, остаться при своем стиле и быть соответственно одетым на данное мероприятия.  Конечно, можно воспользоваться и услугами стилиста, а если хочет попробовать себя в роли дизайнера для этого можно постоянно проводить научные исследования  и  мониторинг последних трендов.

        Чем же нас интересует определенная одежда, больше чем другая? Для разбора этого вопроса исследователи, разработчики, дизайнеры  разных отраслей, профессий объединились и изучали всесторонне.  Что бы раскрыть все потребности и быть на шаг, а то и на два шага впереди. Для этого ежегодно походят различные семинары, форумы и конференции, обсуждаются тенденции в едином целом, раскрывают  все возможности для развития в том или ином виде. Например,  текстильное производство представляет новые виды тканей, дизайнеры, используя ткани, разрабатывают модели одежды, а конструктора и технологи представляют новые инновационные технологии для их выполнения. В Центральной Азии существует своя мода и тенденции. Есть своя особенность при выборе одежды, так как этнические и национальные особенности оставляют след на характере. На стыке Европы и Азии народ Средней Азии адаптирован на всякую моду, даже смешивает восток и запад и рождается новая своеобразное видение трендов. Это можно увидеть на том, как дизайнеры Средней Азии работают и продвигают, как реагирует на это западная мода.


        Яркие платья из войлока, украшенные  орнаментами, невозможно оставить без внимания, ведь новое это хорошо забытое старое. На отечественном рынке на данный момент среди всех этно-дизайнеров особо выделяется Ая Бапани. Появившись несколько лет назад, она произвела настоящий фурор на Казахстанской Неделе Моды KFW. Как бы то ни было, каждая вещь Аи Бапани – это огромный кропотливый труд, который  вызывает уважение.  Первый дизайнер, начавший серьезно и целенаправленно работать в этническом стиле. Но вопрос о том, как долго будет существовать спрос на столь неординарные вещи, остается открытым (рис 1).

         Вот правилу «золотой середины» к примеру, придерживается Салтанат Баймухамедова, эволюцию ее одноименного бренда Salta мы уже поэтапно проследили. Начав также, с яркой этнической коллекции, она преобразила ее в более минималистичную и концептуальную (Рис 2)[1].


 

 


        Также стоит отметить дизайнера Аиду Кауменову.  Разработавшая коллекции и собственную линию одежд под брендом Aida KaumeNOVA (рис 3).


 


        В Узбекистане прошел фестиваль хан-атласа. Коллекции, представленные на подиуме фестиваля, отличались большим разнообразием свежих идей, стилей и моделей: наряды в традиционном стиле, современные вечерние и коктейльные платья, повседневные брючные костюмы, туники, укороченные шапаны в качестве верхней одежды, яркие и интересные аксессуары. Объединял все модели, конечно же, хан-атлас, – один из символов и главный модный тренд Узбекистана, в одних коллекциях используемый, как основной материал, в других – в качестве вставок и деталей одежды (Рис 4)[2].


   

         Таджикистане, «Мода» в общепринятом в мире понятии этого слова появилась совсем недавно, не более 10 последних лет, точнее сказать попытки создания коллекций одежды соответствующей этому понятию. Для подготовки квалифицированных кадров художников - стилистов в январе 1992 года при Таджикском Технологическом университете открыта кафедра художественного проектирования изделий лёгкой промышленности, которой вот уже 15 лет руководит народный художник РТ, выпускник Ленинградской академии прикладного искусства барона Штиглиса - Зухур Нурджанович Хабибуллаев. За время существования этой кафедры подготовлено более 100 специалистов этой отрасли. Ежегодно каждый выпускник этого факультета готовит дипломную коллекцию модной одежды, и «защита диплома» проводиться, как правило, в красочное шоу. Среди выпускников этого факультета, уже отмечены специалистами, имена наиболее талантливых и подающих большие надежды дизайнеров одежды, таких как – Джамшед Ганиев, Равшан Шералиева, Джамиля Хотамова, Умед Негматов и др. В настоящее время ни один республиканский праздник, не обходится без показа моделей Мукарамы Каюмовой и Мавлюды Хамраевой (Рис 5)[3].


  

        Таким образом, можно с уверенностью сказать, что с развитием технологий мы не забываем и о своем прошлом, ведь без знания своего прошлого – нет будущего.

Литература:

1.      Из статьи Ж.Абилькасым  «Идентификация казахстанской моды» thefrontrow.kz/review/identifikaciya-kazakhstanskoi-mody. 2013 г.

2.     пресс-служба Fund Forum. www.krasota.uz/kulytura/7224. 2013г.

3.     Статья из официального сайта marhabo.org  «Особенности националь ной моды или за таджикской модой будущее» marhabo.org/indех.

2010 г.