Мурзалинова А., Чемоданова Г., Уалиева Н.

Северо-Казахстанский государственный университет им. М.Козыбаева

Эстетический аспект в преподавании предметов гуманитарного цикла

При  изучении  предметов гуманитарного цикла на всех уровнях образования  имеются  большие  возможности  для  формирования  у  обучаемых эстетического  отношения  к  действительности, т.к. общественно-гуманитарный цикл обеспечивает возможность вычленения эстетических явлений в общественной жизни, формирует идейно-эстетический общественный идеал.

Востребованность эстетического аспекта в обучении обусловлена следующим: «В сложное, противоречивое время перемен в нашей стране особенно важно, чтобы дети ясно представляли себе, какие явления общественной жизни и исторические события оцениваются сегодня как прекрасные, возвышенные, героические, благородные, а какие – как трагические, безобразные, отвратительные, омерзительные. Эстетическая оценка общественных явлений создает эмоциональный фон нравственного влияния на детей» [1, 74]. 

Методический подход  к организации изучения  дисциплин  гуманитарного  цикла состоит  в  необходимости  раскрытия  не  только  понятий, но  и  эстетической  сущности  изучаемых  явлений.  Анализ  сущности  явления  должен  убедить обучаемых  в  том, что  определенные  элементы  действительности  прекрасны. Вместе  с  тем  важно  показать, что  явления  в  природе  и  обществе  развиваются  диалектически, на  основе  законов  единства  и  борьбы    противоположностей, перехода  количества  в  качество, отрицания  отрицания. Кроме  того, в  ходе  проникновения  в  сущность  явлений  учащиеся  знакомятся  с  гармонией  их  развития, видят  гармонию  в  правильном  использовании  познанных  законов, дисгармонию – в  их  нарушении  и  обострении  жизненных  противоречий.

В этом случае сформированные эстетические знания, умения и навыки, эмоционально-смысловые ориентации, оставаясь исходной базой, получают в процессе изучения гуманитарных дисциплин свое углубление и обогащение, перерастая в систему эстетической культуры личности. Последнее немаловажно, т.к. в структуре целостной личности значительное место занимает ее эстетическая воспитанность.

Нами выбран гуманитарный аспект учебных дисциплин, т.к. гуманитаризация образования направлена на приоритетное развитие общекультурного компонента личности учащегося (студента) в целом и эстетической культуры в частности. При этом ведущая идея  связана с необходимостью и возможностью формирования у обучаемых на основе освоения предметов гуманитарного цикла целостной картины окружающего материального и духовного мира, способствующей осознанию принадлежности каждого из них к единому человеческому сообществу, восприятию духовных, культурных, нравственных ценностей в их национальном и общечеловеческом понимании, ознакомлению с образом жизни, ценностями и приоритетами народов мира, в первую очередь, народов Казахстана.

Предметом гуманитарных наук является человек, его культура, история, в котором ценностно-смысловое не может быть вынесено за рамки теоретического исследования и входит в его конечные выводы. В процессе изучения предметов гуманитарного цикла учащиеся (студенты) усваивают это содержание, осознают эстетическую значимость материальной и духовной культуры. В этом случае гуманитарное образование становится формой проявления культуры, трактуется как образ культуры. В подтверждение этого приведем образно-наглядную и вместе с тем диалектическую аналогию В.Ф.Сидоренко. Образование и культура совместно образуют «большое дыхание» - ритмичное действие, аналогичное вдоху и выдоху. «Для себя» образование – образ культуры, воспроизведенный через образование, для социума – это его «легкие».  На вдохе образование «втягивает» в себя культуру, обретая тем самым содержание и предмет для творческого воспроизводства и само становясь особой формой и образом культуры. На «выдохе» культура воспроизводится, давая социуму культурную форму и дееспособность [2, 86]. Таким образом, функция образования на основе дисциплин гуманитарного цикла состоит в том, чтобы посредством развития личности обеспечить развитие культуры, в том числе эстетической.  Главной  педагогической  целью  занятий  дисциплин  гуманитарного  цикла  является  отработка  практически  необходимых  навыков, а  основной  целью  применения  навыка – удовлетворение  жизненных  потребностей  в  эстетически  положительной  форме. Второй, опосредованной  педагогической  целью  этих  занятий  является  формирование  высокого  эстетического  вкуса  по  отношению  к  окружающей  действительности.

Проиллюстрируем сказанное на содержании двух предметов гуманитарного цикла, изучаемых в школе.

   Эстетическое  воспитание  на  занятиях казахского  (русского)  языка  должно  исходить  из  положения  о  том, что в  языке  «выражается  жизнь  мысли», непосредственная  действительность  мысли, позволяющие  человеку  совершенствовать  природу  сознания, расширять  и  углублять  научные  и  эстетические  представления  о  мире.

Аспект, выявляющий эстетическое содержание курса  казахского (русского) языка мы связываем с лингвокультурологическим подходом в обучении языку. Лингвокультурология – это «отрасль лингвистики, возникшая на стыке лингвистики и культурологи и исследующая проявления культуры народа, которые отразились и закрепились в языке» [3, 9].  По утверждению Г.А.Кажигалиевой, лингвокультурология «изучает на основе системно-целостного подхода факты языка и культуры в синхронном их взаимодействии и отражает это взаимодействие через комбинированные межуровневые единицы – лингвокультуремы с целью выявления национальной картины мира, воплощенной в данном национальном языке», что позволяет «максимально реализовать  требования современного образовательного процесса, идеалом которого является «человек культуры» [4, 197].  Лингвокультурологический подход основан на принципе соизучения языка и культуры и одинаково эффективен как при изучении родного языка, так и неродного.

Обратимся к эстетическому содержанию предмета «казахская (русская) литература».  Эстетическая воспитательная сила литературного произведения заключается в том, что она побуждает обучаемого к эстетическому и нравственному самовоспитанию, развивает в нем чувство красоты. При этом мы принимаем во внимание точку зрения Б.Г.Нуржанова: «литература как феномен культуры значительно отличается от других культурных образований. Ни живопись, ни архитектура, ни театр, ни музыка не занимают так тотально все культурное пространство, как заполняет его литература» [5, 64].

В процессе изучения литературного произведения преподаватель показывает эстетическое своеобразие творчества писателя, поэта, а также отдельного (изучаемого) произведения.

В свою очередь, понимание учащимися эстетического содержания произведения предполагает ряд последовательных мыслительных операций: выделение в произведении литературных образов, ведущих к раскрытию эстетического содержания произведения; эстетический анализ особенностей ведущих образов: поступки, мысли, ценности, характер; целостное эстетическое восприятие ведущих и второстепенных образов [6, 61-62].

Отметим, что анализ литературного произведения есть часть целостного эстетического познания, понимание общих закономерностей литературного эстетического творчества.

В процессе изучения литературы формируется такое качество учащегося, как умение осознанно подходить к оценке и анализу литературного произведения, т.е. воспитанию эстетического убеждения, что является целью эстетического воспитания.

  Эстетическое  воспитание  на  занятиях  литературы  начинается  с  понимания  художественно-образной  специфики  слова. Слово  в  художественном  контексте    обретает  силу  эмоционального  воздействия  лишь  тогда, когда  оно  прочно  пустило  корни  в  живой  организм  произведения  и  стало  необходимым  элементом    его  целостности.

    Итак, процесс  обучения  литературе  и  языкам  естественно  сопряжен  с  воздействием  искусства: устная  и  письменная  речь, звук  и  слово используются в эстетических целях  прозаиками, драматургами, поэтами, народными  сказителями, певцами.  Поэтому  чрезвычайно  силен  эффект  прямого  эстетического  воздействия  посредством  слова, образа, стиля, языка. Сильное эстетическое воздействие при методически правильной организации работы способны оказывать образцы ораторского искусства. В этом плане интересен архивный материал «Словесность» из наследия Ш.Уалиханова: «Кайсак, рожденный в степи под открытым небом, взлелеян самою природой без всяких вспомогательных средств к образованию. Но, несмотря на эти условия, в народе кайсацком есть своя поэзия и литература, не записываемая на бумагу, но передаваемая устно потомству… Они имеют песни, поэмы, сказки и пр. …Общий характер песен родился в устах кайсака под влиянием степи, статного коня и красавицы» [7, 385]. 

В своей книге «В потоке истории» Н.Назарбаев отмечает историко-культурологический аспект, который необходимо учитывать в содержании предметов гуманитарного цикла: «Даже топонимика казахской степи всегда напоена поэзией, исторической драмой и юмором. Казахское слово с его многовековой традицией импровизации бесконечно много может сказать о народе, о его глубине и мудрости» [8, 118]. Учет данного аспекта перспективен для эстетического воспитания современных учащихся, что также подтверждается размышлениями Н.А.Назарбаева: «Редко какой другой народ мира может похвалиться, что его пастухи говорили языком князей. …Разве мог казах потерять свое остро наточенное для язвительных споров и лирических откровений, философских размышлений и родовых панегириков оружие, способное становиться щитом и мечом в зависимости от обстоятельств, свой лаконичный и пространный, ироничный и страстный, «вечно новый и старинный» язык?» [8, 28]. Далее в этой работе Н.А.Назарбаев актуализирует понятие «архетип», принципиальное, на наш взгляд, для системы эстетического воспитания в условиях гуманитарного образовательного пространства: «Национальная сказка, мифология, литература, музыка способствуют тому, что в сознании каждого из нас таинственным способом формируются образы, лежащие в основании наших оценок истории, культуры… Без таких архетипов вообще невозможно, видимо, говорить о национальной памяти, национальной картине мира. Самое удивительное в том, что на личностном уровне какая-нибудь мелочь вроде стаи перелетных птиц или звуков засыпающего в мирной ночи аула эмоционально сильнее тысячи самых высоких пропагандистских речений. И пока казаха охватывает не сравнимый ни с чем на свете восторг от картины утренней степи, пока мелодия национального фольклора будет иметь власть над его душой, пресловутый казахский архетип будет иметь место в архетипической мозаике мира» [8, 147-148].

Литература

1. Садыков Т.С., Абылкасымова А.Е. Методология 12-летнего образования. Учебное пособие. – Алматы: Ғылым, 2003. – 164с.

2. Сидоренко В.Ф. Образование: образ культуры //Социально-философские проблемы образования. – М.: Логос, 1992. – С. 86-102.

3. Маслова В.А. Лингвокультурология. – М.: Академия, 2001. – 208с.

4. Кажигалиева Г.А. Триада язык – культура – личность как сущностная основа лингвокультурологического подхода к языковому обучению //Евразийство и Казахстан. Труды Евразийского научного форума: «Гумилевские чтения». – Астана: Изд-во ЕНУ, 2003. – Т.2. – 228с. – С. 196-202.

5. Нуржанов Б. Культурология. – Алма-Ата, 1994.

6. Петрова Г.А. Эстетическое восприятие художественных произведений школьниками старших классов. – Казань: Казанский университет, 1993. – 68 с.

7. Валиханов Ч.Ч. Собрание сочинений в пяти томах. Том 4. – Алма-Ата: Главная редакция Казахской советской энциклопедии, 1985.

8. Назарбаев Н.А. В потоке истории. – Алматы: Атамұра, 1999 -  296с.