Значение морально-этических традиций в нравственном 

воспитании молодежи

Г.Т.  Алдамбергенова – доцент, зав.  кафедрой социально-гуманитарных дисциплин КазНАИ им. Т.К.Жургенова

Настоящее всегда связано с прошлым, потому что созидание нового невозможно без усвоения наследия и каждое новое поколение проходит через этот этап овладения всех ранее созданных обществом духовных, материальных и иных ценностей. 

Принимая во внимание рассматриваемую тему в целом, было бы  правильным изучить вначале общее значение понятия традиция, в том числе относительно традиции в морали и нравственности.

Само значение понятия «традиция» многозначно и разные ученые дают ей различные дефиниции:

· общественные явления одного порядка (обычай, ритуал, праздник), имеющие между собой небольшие различия и при этом обладающие схожестью признаков характерных им свойств;

· понятие «традиция» используется в более широком смысле относительно понятий ритуал, обычай и в этой связи имеет определенную прерогативу перед ними, т.к. связан с таким явлением, как порядок (военная традиция);

· использование понятий «традиция», «обряд», «обычай», «ритуал», «праздник» как синонимов [1, C.14]. Это несложно понять, просматривая некоторые комментарии. Так, в казахской советской энциклопедии говорится, что: «традиция – это исторически сложившиеся, передающиеся из поколения в поколение социальные нормы и принципы. Она духовная основа деятельности и поведения общественных организаций и объединений»  [2, C.503]. Философский словарь так трактует это понятие: «традиция (traditio – продолжение) - исторически сложившийся элемент социально-культурного наследия, сохраняющийся на протяжении долгого времени в обществе или в отдельных социальных группах, передающийся из поколения в поколение в виде обряда, обычая, общественного порядка, идеала, нормы поведения и т.д. [3, C.123].

В  некоторых комментариях даются следующие трактовки: «Традиция – обычай, обряд, наследие» [4, C.86], «Обычай – передающееся из поколения в поколение обряд, традиция» [5, C.135], «Обычай, праздник – наглядное проявление традиции» [6, C.14].  

Исследователь Попов Е.П. пытается дать определение традиции с помощью форм действий, по его мнению, традиция – это специфичное состояние сознания [7, C.12]. Петров И.П. утверждает, что традиция – появившаяся в результате исторического развития норма поведения, обладающая большой общественной ценностью и которую надлежит передать подрастающему поколению [8, C.9].

«Обычай – это передача культуры следующему поколению в традиционной форме», - считает Угринович Д.М. и этим самым фиксирует связь между обычаем и традицией. По мнению ученого, основой обычаев является традиция, все привычные действия человека в жизни и в быту превращаются в традицию [1, C.7].

В большинстве случаев понятия «традиция», «обычай» трактуются во взаимосвязи, например, в некоторых словарях традиция рассматривается как одна из форм поведения, отличающаяся устойчивостью и направленная на сохранение форм обычаев, оставленных в наследство.

В таком случае попытаемся разграничить понятия «традиция» и «обычай».  Если обратится к различным толкованиям, то можно установить, что существующая разница незначительна.

В толковом словаре говорится: «обычай – это превратившийся в традицию, установленный для  всех общественный порядок, ритуал» [5, C.575], в философском: «обычай – привычные действия людей, повторяющиеся в определенных схожих ситуациях» [3]. Таким образом, из вышеуказанного  становится очевидным, что понятия «традиция» и «обычай» практически тождественны. Однако следует отметить, что если одни ученые настаивают на отсутствии различий между данными понятиями, то другие, обращая внимание на семантические и этимологические признаки, утверждают обратное.

Отдельные исследователи склонны усматривать обычаи и традиции, как «формы реализации установленных порядков в жизни общества». 

Обратимся   к толковому словарю Ожегова С.И., где  говорится, что:  «обычай – это создание правил общественного поведения, согласно традиционно установленным правилам» [10, C.388],   а  в философском словаре: «обычай – это типичные поступки людей, которые присущи их поведению в определенных ситуациях» [3, C.91].  Эти  определения  приводят нас к мысли,  что необходимо отмеченные в словарях  правила поведения рассматривать  как обычай и не смешивать эти понятия с понятием, связанных  с традицией.

Принимая во внимание все вышеуказанные определения, мы со своей стороны, рискнем поделиться собственным видением данного вопроса.

Традиция – это характеризующаяся своей устойчивостью и постоянством, передающиеся из одной общественной группы в другую ценности истории культуры. Нами дается такое определение потому, что на наш взгляд, только традиция в силах сохранить и передать будущим поколениям ранее накопленный социально-исторический опыт. В традиции сосредоточено все многообразие и единство культуры предыдущих поколений. Она, охватывая все многообразие сторон жизни общества, помогает нам понять мудрость, накопленную веками. Молодое поколение через опыт своих предков черпает ценности из духовной кладези. И абсолютно не вызывает сомнения тот факт, что культурные ценности, в соответствии с требованиями современности, видоизменяются.

Понятие традиция используется учеными в разных отраслях науки: в демографии, в педагогике, психологии и по этой  причине классифицируются. Например: Зелинин Д.К. так подразделяет данное понятие: территориальная, национальная, семейная [10, C.89], Белоусова Е.В. систематизирует традицию по-иному:

· социально-политическая, религиозная, экономическая;

· народно-национальная, семейная, коллективная;

· государственно-патриотическая, трудовая, героическая и т.д.

Традицию по сферам проявления она подразделяет на:

· школьную;

· трудовую;

·  профессиональную.

по степени влияния на общественные и промышленные процессы:  

· политическая;

· национальная;

· традиция в национальном искусстве;

· моральные традиции;

· религиозные традиции;

По мнению Плахова В.Д. существует «мертвая» и «живая» традиции. «Мертвая» традиция в повседневной жизни активно не проявляется, «живая» делится на действующую и бездействующую. К действующим традициям относятся:

· по отношению к субъекту общественных отношений– народная, этностная, семейная;

· по характеру и сфере воздействия –  трудовая, промышленная, военная;

· по формам общественных отношений – экономическая, политическая, эстетическая, религиозная [11, C.119].

Темурова С.Х,  анализируя традицию семейного воспитания у узбеков, по характеру воздействия подразделяет его на прогрессивную и консервативную, религиозную. Далее, первая составная подразделяется по форме на праздничную и ежедневную, по содержанию еще на 3 подгруппы [12].

Бешимов С.И. подразделяет традицию на семейную (аульная, колхозная, районная), национальную и общечеловеческую [13], Дроздов К.Д. – на революционную, трудовую, семейно-бытовую.

В сфере духовной жизни общества он ее подразделяет на научную, нравственную, художественную, религиозную. По мнению Мусурманова А.И. традицию необходимо рассматривать как  прогрессивную, национальную и консервативную [14].

Традиции – историческая категория. У каждого народа существуют присущие только ему, неповторимые традиции. Они украшают жизнь людей и совершенствуют национальную культуру. Народ бережно хранит и приумножает их, этот процесс тесно взаимосвязан с общим экономическим положением и уровнем культуры. Каждое новое поколение использует опыт предыдущего,  применения традиций. В принципе, воспитание есть процесс передачи накопленного опыта одного поколения другому и потому традиции играют большую роль в этом вопросе.

Общие вопросы традиции в достаточной мере разработаны в исторической науке и философии.

Сарсенбаев Н.С. разделяет традицию на 3 группы. К первой группе относятся общие обычаи и формы быта, оставшиеся нам в наследство от предков. Таким образом, он рассматривает обычаи и  традиции, как явления одного порядка, так как. считает, что традиция состоит из множества правил и обычаев.

Вторую группу составляют знакомые нам с детства части общеизвестных обычаев и ритуалов.

Третья группа связана с именами людей, которые оставили свой след в науке, литературе, искусстве, политике и т.д. [15, C.3-25].     

Ряд ученых в своих работах останавливаются на значении традиций в морали и духовной жизни общества.

Новиков В.И. предлагает следующую классификацию: политическая, философская, религиозная, нравственная традиция, а также традиции в литературе и искусстве [16, C.10].

По утверждению Султанова Ф. основу традиции составляет необходимость (спрос).

 Он считает, что простая и сложная традиция, ее нравственное значение является общим признаком обычая. Действенность традиций выражается в формах и методах ее реализации. Традиция в нравственности не только влияет на моральное воспитание человека, но и укрепляет его духовную веру. Нравственные традиции – это сформировавшиеся в процессе исторического развития правила и нормы поведения [17, C.66].    

Существуют  мнения ученых, рассматривающие нравственные традиции как неизменную, передающуюся из поколения в поколение и функционирующую определенное время элемент морали (норма, характер, поведение).

Макаренко А.С. к нравственной или морально-этической традиции относит те, которые служат и выражают моральные отношения. 

По мнению Власкина А.Г. «нравственными традициями называются перенятые из прошлых обществ, передающиеся из века в век элементы морали (норма, характер, поведение)» [18, C.36].

«Морально-этическая традиция – это общепринятые, устойчивые, передающиеся из поколения в поколение и действующие в области нравственности правила морали».   

Мы попытались всесторонне рассмотреть различные определения, данные понятию морально-этическая традиция.

  Присоединяясь в целом тем определениям, которые были даны понятиям «нравственная» и «морально-этическая» традиции, мы вместе с этим, желали бы высказать свои соображения по поводу встречающихся в них основам общих элементов морали и их особенностям (присущие всем традициям жизнестойкость, стабильность, повторяемость и т.д.).    

Предлагаем ограничиться понятиями «нравственные традиции», «морально-этические традиции», «этические традиции». 

В этой связи считаем уместным использовать в своих выводах данные ранее определения: «нравственность – взаимоотношения людей на практике и их отношение к объекту нравственности» или «нравственность – это поддержанная и контролируемая обществом общепринятая норма».

  «Мораль – комплекс норм регулирующих поведение человека».  «Этика – это наука, объектом ее исследования является мораль, ее природа, структура, функции, развитие» [5, C.130]. 

 Мораль формируется на основе общих принципов, которые являются побудительными причинами возникновения нравственных норм и правил. Именно с этого момента в истории человечества этика стала теорией морали.

Морально-этические традиции – это не только мировоззрение, которое рассматривает формирование нравственности каждой личности, это является еще и началом нравственного воспитания человека.      

Во-вторых, мы рассматриваем морально-этические традиции как моральный исток сущности нравственных отношений [5, C.20].    

Моральное сознание – это отражение в человеческом сознании нравственных принципов, т.е. другими словами, нормы поведения, которые регулируют взаимоотношения между людьми или отношения человека к обществу. Моральное сознание формируется на основе развития общества и личностного суммарного поведенческого опыта, оно приобретает форму нравственных понятий и умозаключений. Формирование морального сознания – это не только  усвоение личностью моральных категорий, это еще формирование моральных принципов под их воздействием и попытка внедрить эти принципы в повседневное свое поведение. Только в этом случае моральные понятия превратятся в моральные убеждения и появится мотив к моральному поведению.

Моральное сознание и моральное убеждение формируются в процессе нравственного воспитания. На формирование морального сознания влияет процесс воспитания ребенка в семье, собственное самосознание, его познание мира, его отношения в коллективе. Давая моральную оценку отдельным поступкам, общество, таким образом, готовит основу развития моральных привычек, моральных чувств, морального сознания.

Нравственные понятия (категории) – это понятия, которые отображают значимые стороны моральных взаимоотношений между человеком и человеком, человеком и обществом. Моральное сознание отображается в моральных категориях. К важным моральным категориям относятся: доброта, долг, правдивость, честь, совесть, ответственность. Сущность понятия мораль также связана с оценкой и мотивом поведения.   

Модель человеческих отношений находит свое отражение в моральных нормах, они должны соответствовать требованиям, которые предъявляет общество к поведению, планировать человеческие отношения, в согласии с общественным спросом. Норма, определяя содержание человеческих отношений, рассматривает способы их реализации.

Этическая норма – это форма человеческих постулатов, регулирующая посредством наложения запретов или введения общих правил поведение людей. «Моральная норма – это одна из простейших форм нравственных требований, она встречается в двух случаях – первая в виде элемента моральных отношений, другая в форме морального сознания» [5, C.195].

Эти этические или моральные нормы возникают как результат общественных воззрений, закрепляются в поведении человека и передаются из поколения в поколение через традиции и обычаи. В данном случае традиция не только организовывает жизнь человека, но и подчиняет ее определенным порядкам, обеспечивая исполнение принятых обществом неписанных законов нравственности.

Моральная норма – это понятия, сформированные на практике и выражающие закрепленное правило. Они появляются в результате анализа элементов действий, определяющих общественные воззрения.

Моральная норма не только направляет человека, она является тем мерилом, по которому общество оценивает и контролирует его поведение.

Считаем необходимым отметить, что соблюдение этих правил является залогом обеспечения и уважения простого общественного порядка. К таким правилам относятся постулаты, типа «Не убий», «Не воруй», «Не лги», «Держи данное тобою слово», «Не ленись», «Не богохульствуй», «Будь прилежным» и т.д.

Нравственные нормы регулируют важнейшие для человека общественные и личностные сферы жизнедеятельности: в коллективе, в общественной среде, в семье, между мужчиной и женщиной, между детьми и родителями и т.д. Они оберегают жизнь человека от различных неприятных ситуаций, от правонарушений, а само общество от неблагоприятных явлений. 

 

Литература:

1. Плахов Д. Традиции и общество. Философско-социолическое исследования. - М., 1992. - 220 с.

2. Казахская Советская энциклопедия. 3-том. А., 1973. - 624 с.

3. Словарь по философии. Ред. колл. Р.Н.Нургалиев. Г.Г.Акмамбетов, Ж.Ж.Абильдин. - Алматы, 1995. - 525 с.

4. Руссо Ж.Ж. Пед. соч.: в 2-х т. Т1. - М., 1981. – 656 с.

5. Толковый словарь казахского языка. Т8. - Алматы, 1985. - 591 с.

6. Соловьев В.С. Соч. В 2-х т., Т1. - М., 1982. - 350 с.

7. Попов Е.Т. Формирование и развитие социальных традиции народов Якутии. Автореф. дисс. На соиск. Учен. Степ. к.п.н. - Москва, 1975. - 22 с.

8. Петров И.Н. Традиции в строю.  - Москва, 1980. - 64 с.

9. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - Москва, 1983. - 816 с.

10. Зеленин Д.К. Избранные труды. - Москва: Индрик, 1994. - 405 с.

11. Плахов В.Д.  Традиций и общество. Философско-социологическое исследования. - Москва, 1992. - 220 с.

12. Темурова С.Х. Народные традиций в системе нравственного воспитания. Автореф.дис.канд.пед.наук. - Ташкент, 1970.  - 23 с.

13. Бешимов Ж.  Народные традиции в нравственном воспитании школьников старших классов. Автореф. дисс. на соиск. канд. пед. наук. - Казань, 1975. - 24 с.

14. Мусурманов  А.И. Использование прогрессивных народных традиций в нравственном воспитании младших школьников ( на  материале узбекских народных сказок). Дисс. канд. пед. Наук. - Ташкент, 1989, 154 с.

15. Сарсенбаев Н.С. Обычай и традиции и общественная жизнь. - Алматы, 1974. - 180 с.

16. Новиков В.И. Формирование нравственных традиции и привычек в советском обществе. Автореф. Дис. канд. пед. Наук.  - Москва, 1981. - 24 с.

17. Султанова Ф. Роль народных традиций в формировании коммунистической морали.  Автореф. дис. канд. филос. наук. - Ташкент, 1972. - 22 с.

18. Власкин  А.Г. Мораль и традиция. – Ленинград. 1981. - 36 с.

 

Summary

Moral norm not only directs the person, it is also the very measure which the society estimates and controls the person’s behavior by.

                                                      

Резюме

   В этой статье дается понятие о моральных нормах как совокупности  сформированных на практике и выраженных определенных правил поведения в обществе и различных социальных группах,  проявляющиеся в результате анализа элементов действий и общественных воззрений.