Философия/4. Философия культуры

Бакирова А.А., Нуртилеуов С.М.

Жетысуский государственный университет им. И. Жансугурова, Казахстан

Символизм, как художественный образ суждения.

 

                   Символизм окружало  человечество с древних времен, оно окружает нас и посей день. Если вы оглядитесь вокруг, то можете заметить, оно сопровождает нас везде: в древних памятниках культуры, в картинах, в рекламе, в геральдике, в литературе, в музыке, в архитектуре  и  во всех новых технических  преобразованиях.  

              Художественный образ или по-другому символизм –  форма мышления  в искусстве. Это иносказательная, метафорическая  мысль, раскрывающая одно явление через другое. Художник  как бы сталкивает  явления друг с другом и высекает искры, освещающие жизнь новым светом.

              В древнеиндийском искусстве, согласно Анандавардхане  (IX), образная мысль (дхвани) имела три основных элемента: поэтическую фигуру (аламкара - дхани), смысл (васт - дхвани), настроение (раса - дхвани). Эти элементы образной мысли строятся по законам художественного сопряжения, сопоставления разных явлений.  К примеру, дхвани настроения в «Шакунтале» поэта Калидаса, где поэт, прямо не называя чувство, овладевшее Душьянтой, передает читателю настроение любви, искусно сопоставляя мечтающего о поцелуе влюбленного с пчелой, летающей вокруг девушки.[1]

              В древнейших произведениях метофорическая природа художественного мышления предстает особенно наглядно. Изделия cкифских художников в «зверином стиле» причудливо сочетают реальные животные формы: хищные кошки с птичьими когтями и клювами, фантастические грифоны с туловищем рыбы, человеческим лицом и птичьими крыльями.  К примеру, композиция и набор изобразительных элементов в костюме Золотого человека, найденного в  1969 г. у подножия гор на берегу реки Иссык, где явно прослеживаются  метофорическое мышление или тот же символизм, воспроизводится троичная модель Космоса. Это модель передавала значение подземного мира – низа, воды; середины – земли и верха – неба. Конический головной убор сакского вождя оформлен как –  «чертеж» Космоса – космограмма, которая составлена согласно концепции Мирового дерева  или его эквивалентов. Золотой человек – символ космической горы, соединяющей мир людей с миром богов. Парные и квадратичные композиции (четыре протомы, четыре «лотоса», четыре крыла, четыре стрел, четыре рога) на иссыкском кулахе обозначают четыре стороны света.

              Эквивалент Мирового дерева в иносказательной форме у древних племен, вершина которого достигает неба, а корни находятся в подземном царстве Эрлик-хана. Дерево воплощало в себе шаманскую дорогу, связывающую все миры. Также гиперболизировано и окружено ореолом святости родовое священное дерево тюркских и монгольских народов, символизирующее источник сил и жизненной энергии рода. Целостность рода рассматривалась как структуру мира. Род понимался как перевернутая пирамида, у вершины которой находился один предок [2].      

              Квадратные и круглые в плане культовые сооружения соотносятся с образом земли и неба, а углы олицетворяют стороны света. Строение архитектурного памятника по вертикали отражает трехчастную структуру мира, где верхний раздел – купол  и навершие – символизирует небо, солнце, сакральный огонь; средний – призма или куб мавзолея – наземный мир живых людей; нижний – подземный мир и преисподняя – могила. 

              Для  сознания кочевников цвет имел особую информативную ценность: красный цвет и золотой блеск атрибутов служили символами Солнца, цветами жизни и нового рождения, подчеркивали божественность власти [3]. У древних тюрков цвет играл важную роль в космографической классификации. Красный цвет у них входил в солярные контексты, а белый и голубой – в небесные.    

              Европейский средневековый символизм отняло у своего героя  волю к действию и передоверило ее богу. Человек – существо страдательное, все дано свыше, мир объясняется богом – таковы концептуальные принципы средневекового искусства. Для  средневекового художника мир двухмерен, плосок. Картина передает не одно временное состояние. Последовательность действий, развертывание событий передается совмещением некоторых сцен, разделенных во времени. На одной и той же картине мы видим разворачивающиеся события: перед царем Иродом стоит Иоанн Креститель, рядом палач отсекает ему голову, а рядом  Иродиада подносит царю Ироду голову казненного - Иоанна Крестителя. В средневековой культуре земной мир есть символ мира сверхчувственного. Все явления  и поступки человека сопоставляются средневековым художественным сознанием с глобальным конфликтом добра и зла. Средневековое искусство символично. «Символизм средних веков – средство интеллектуального освоения действительности» [4] 

              Средневековое искусство  полно аллегорий и символов (например, символика цвета в византийской живописи, аллегоричность скульптурных фигур в соборе Парижской богоматери).Внутри средневекового символизма развивалось два художественного течения – религиозное и светское искусство.

               Символизм (от греч.sambolon – знак, символ) – направление в литературе и изобразительном искусстве Европы конца XIX - начала XX в. возник, как альтернатива исчерпавший себя эстетики и художественной практики реализма и натурализма., обратившись в антиматериалистическому и антирационалистическому образу мышления и подхода к искусству.

              В основе его мировоззренческой концепции лежала идея существования за миром видимых, реальных вещей другой, настоящей действительности, смутным отражением которой и  являлся наш мир.

              Все случающееся с нами и вокруг нас символисты считали порождением цепи причин, сокрытых от обыденного сознания, а единственным  путем достижения истины, момент прозрения – творческий процесс. Художник становится проводником между нашим иллюзорным миром и сверхчувственной реальностью, выражая в зрительных формах «идею в форме чувств».

              Символизм в изобразительном искусстве – явление сложное и неоднородное, не сформировавшееся в единую систему и не выработавшее своего художественного языка. Вслед за поэтами – символистами художники искали вдохновения в тех же образах и сюжетах: темы смерти, любви, порока, греха, болезни и страданий, эротика привлекали их. Характерной чертой движения было сильное мистико –религиозное  чувство. Художники – символисты часто обращались к аллегории, мифологическим и библейским сюжетам.

              Черты символизма отчетливо прослеживаются в творчестве – от Пюви де Шавана, Г.Моро, О. Редона  и прерафаэлитов до постимпрессионистов (П.Гогена, Ван Гога, «набидов» и д.р.). Для всех представителей этого направления характерны поиски собственного изобразительного языка: одни уделяли особое внимание декоративности, экзотическим деталям, другие стремились к почти примитивной простоте изображения. Такое стилевое многообразие в совокупности с освобождением живописи «от веков достоверности» создало предпосылки для   создания  новых  направлений в изобразительном искусстве.[5]

              В современный символизм несет в себе иное значение, для него характерны новые взгляды и иное представление об иносказательной, метофорической информации.

 

Литература:

1.     Бореев Ю.Б. Эстетика. М., 1988

2.     Акишев А.К. Искусство и мифология саков. Алма- ата: Наука, 1984.

3.     Турганбаева Л.Р.  Очерки истории материальной культуры и дизайна. Алматы: 2002

4.     Гуревич А.Я. Категория средневековой культуры. М., 1984, с.302

5.     Савельева А., Кашин Р. Мировое искусство (Иллюстрированная энциклопедия: Направления и течения от импрессионизма до наших дней. С-П., 2006