Магистрант Керуенбаева К.М.

Кызылординский государственный университет имени Коркыт Ата, Казахстан

Сериализация объектов на языке C#

 

Язык C# является наиболее известной новинкой в области создания языков программирования и создавался параллельно с каркасом Framework .Net и в полной мере учитывает все его возможности - как FCL, так и CLR. Он является полностью объектно-ориентированным языком, где даже типы, встроенные в язык, представлены классами. C# является наследником языков C/C++, сохраняя лучшие черты этих популярных языков программирования.   

При работе с программной системой часто возникает необходимость в сериализации объектов. Сериализация - это процесс сохранения объектов в долговременной памяти (файлах) в период выполнения системы, а десериализация - это обратный процесс, восстановление состояния объектов хранимых в долговременной памяти.  

Механизмы сериализации C# и Framework .Net поддерживают два формата сохранения данных - в бинарном файле и XML-файле. В первом случае данные при сериализации преобразуются в бинарный поток символов, который при десериализации автоматическипреобразуется в нужное состояние объектов. Другой возможный преобразователь (SOAP formatter) запоминает состояние объекта в формате xml.

Сериализация позволяет запомнить рубежные состояния системы объектов с возможностью последующего возвращения к этим состояниям. Она необходима, когда завершение сеанса работы не означает завершение вычислений. В этом случае очередной сеанс работы начинается с восстановления состояния, сохраненного в конце предыдущего сеанса работы. Альтернативой сериализации является работа с обычной файловой системой, с базами данных и другими хранилищами данных. Поскольку механизмы сериализации, предоставляемые языком C#, эффективно поддерживаются .Net Framework, то при необходимости сохранения данных значительно проще и эффективнее пользоваться сериализацией, чем самому организовывать их хранение и восстановление.

Еще одно важное применение сериализации - это обмен данными удаленных систем. При удаленном обмене данными предпочтительнее формат xml из-за открытого стандарта передачи данных в Интернете по soap-протоколу, из-за открытого стандарта на структуру xml-документов. Обмен становится достаточно простым даже для систем, построенных на разных платформах и в разных средах разработки.

Так же, как и клонирование, сериализация может быть поверхностной, когда сериализуется на одном шаге единственный объект, и глубокой, когда, начиная с корневого объекта, сериализуется совокупность объектов, связанных взаимными ссылками (граф объектов). Глубокую сериализацию, часто обязательную, самому организовать непросто, так как она требует, как правило, рекурсивного обхода структуры объектов.

Если класс объявить с атрибутом [Serializable], то в него встраивается стандартный механизм сериализации, поддерживающий, что крайне приятно, глубокую сериализацию. Если по каким-либо причинам стандартная сериализация нас не устраивает, то класс следует объявить наследником интерфейса ISerialzable, реализация методов которого позволит управлять процессом сериализации.

Класс, объекты которого предполагается сериализовать стандартным образом, должен при объявлении сопровождаться атрибутом [Serializable]. Стандартная сериализация предполагает два способа сохранения объекта: в виде бинарного потока символов и в виде xml-документа. В бинарном потоке сохраняются все поля объекта, как открытые, так и закрытые. Для запуска механизма необходимо создать объект, называемый форматером и выполняющий сериализацию и десериализацию данных с подходящим их форматированием.

Библиотека FCL предоставляет два класса форматеров. Бинарный форматер, направляющий данные в бинарный поток, принадлежит классу BinaryFormatter. Этот класс находится в пространстве имен библиотеки FCL:

Класс System.Runtime.Serialization.Formatters.Binary является наследником двух интерфейсов: IFormatter и IRemotingFormatter. Интерфейс IFormatter имеет два открытых метода: Serialize и Deserialize, позволяющих сохранять и восстанавливать всю совокупность связанных объектов с заданным объектом в качестве корня. Интерфейс IRemotingFormatter имеет те же открытые методы: Serialize и Deserialize, позволяющие выполнять глубокую сериализацию, но в режиме удаленного вызова. Поскольку сигнатуры одноименных методов интерфейсов отличаются, то конфликта имен при наследовании не происходит - в классе BinaryFormatter методы Serialize и Deserialize перегружены. Для удаленного вызова задается дополнительный параметр, что и позволяет различать, локально или удаленно выполняются процессы обмена данными.

В пространстве имен библиотеки FCL находится класс SoapFormatter. Он является наследником тех же интерфейсов IFormatter и IRemotingFormatter и реализует их методы Serialize и Deserialize, позволяющие выполнять глубокую сериализацию и десериализацию при сохранении данных в формате xml. Помимо методов класса SoapFormatter, xml-сериализацию можно выполнять средствами другого класса - XmlSerializer.

 

Литература:

 

1. Троелсен Э.  С# и платформа  .NET – СПб: Питер, 2003.

2. Биллиг В.А. Основы программирования на C#. – М.:ИНТУИТ.РУ, 2006.

3. Павловская Т.А. C#: Программирование на языке высокого уровня. –   

    СПб.:Питер, 2007.

4. Нейгел К., Ивьен Б., Глин Дж. и др.  C# 2005 для профессионалов. –  

    М.:Вильямс, 2006.