Кандидат филологических наук, Жанбершиева Улжан Нахатовна

Кызылординский государственный университет им. Коркыт Ата

 

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ТРАДИЦИЙ В ПОЭЗИИ АКЫНОВ-ЖЫРАУ СЫРДАРЬИНСКОГО РЕГИОНА

 

         С древних времен Сырдарьинский регион богат поэтическим наследием. Со второй половины Х1Х века до начала ХХ века в низовьях Сыра славилось своим поэтическим мастерством свыше ста акынов-жырау. Несомненно, акыны-жырау населяли Сырдарьинский регион не только в указанный период. Истоки поэтической традиции нужно искать в глубокой древности. Великий мыслитель, гениальный музыкант-кобызист Коркыт Кайулы жил и создавал свои бессмертные поэмы и Кюи в нашем регионе. Казахский народ по праву гордится Коркытом, считая его Покровителем жырау.

         Ученые утверждают и доказывают объективность таких фактов, как создание сказания «Огузнаме» на земле Сыра. Они справедливо полагают, что автор широко распространенного на Востоке легендарного сказания «Награда истины», ставший гордостью тюркского народа Игунеки родился и жил на побережье Сыра. Следовательно, традиции жырау и акынов, передающиеся от поколения к поколению, имеют глубокие корни в далекой древности. Вместе с тем древнетюркские памятники оказали влияние на творчество акынов-жырау. Для акынов Сырдарьинского региона характерно исполнение поэтических творений под аккомпонимент домбры, кобыза, баяна. Народ высоко ценил творчество поэтов-исполнителей.

         В регионе Сыра сформировалась традиция айтыса акынов. Стали традиционными такие формы айтыса, как: коллективный айтыс, айтыс-загадка, айтыс-переписка. Вместе с тем сложилась традиция дидактического мотива в айтысе. В советский период  письменный айтыс впервые возник в Кызылординской области. В 1939 году Кармакшинский акын Байсугуров состязался с Жалагашским акыном У.Калжановым. Акыны, вступавшие в айтыс-переписку, характеризовали жизнь с разных сторон. Они опирались на поэтическую традицию и наряду с этим творчески развивали идеи предшественников, привнося в произведения новые штрихи.

         Народ прозвал особо отличившихся мастеров слова «дур акынами», или «сулеями». Если «дур» в переводе с казахского языка означает «драгоценный камень», то «сулей», производное от «Сулеймен» (царь Соломон), трактуется как «царь поэзии». Поэтому талантливых акынов казахи почитали как царей поэзии.

         Безусловно, народная традиция есть неделимое единство трех начал: искусства, истории, жизни. Выдерживает испытание временем и становится бессмертным только то произведение искусства, которое по душе народу. История есть многовековое сосуществование поэтического произведения с народом. Жизненны только те словесные творения, которые характеризуют эпоху. Такие поэтические произведения не просто живут десятки лет как духовные ценности, но и служат образцами  для творчества последующих акынов. Они оказывают благотворное влияние на произведения потомков. Благодаря этому молодое поколение впитывает в себя все то лучшее, что накоплено предшественниками. Это и есть народная традиция.

          Акын – представитель искусства. Для истории важен не сам факт рождения и биографические сведения о жизни акына, а его творческая деятельность. Акын вписывается в историческую летопись только своими произведениями. В устной поэзии имена акынов уходят в забвение, но остаются на века их словесные творения. Немало случаев, когда время жизни известных акынов определяется через их творчество.

         Традиция – весьма емкое понятие. Это явление, присущее для человеческой жизни, искусства, науки. М.Ауэзов заметил,что «Традиция выдерживала оценку истории, отвечала эстетическим требованиям народа и отражала национальное богатство языка».

         До настоящего времени продолжает развиваться поэтическая традиция Кудерикожи Кошекулы, Ешнияза сала, Балкы Базара, Азилкеша Шымырулы, Дур Онгара, Кулана Алдабергенулы, Кете Жусупа, Омара Шораякова, Керейта Даумурына Кенжебекулы, Канлы Оспана Сулейменулы, Наймана Жуманазара Уримкулулы, Кете Есимбая, Кете Есенжола, Абахана Кете Аманжола, Керейта Нурмагамбета, Жаппаса Кеншимбая, Шабдара Сарсенбая, Кете Шахара, Таубая Кыдырбайулы, Алибека Байкенулы, Молды Баима, Алима Саина, Жакаима Еспенбета, Нуртугана, Ырысты и других акынов Сыра.

         Всех акынов, жырау, жырши, термеши объединяет одна общая черта – импровизаторство. Без традиции импровизаторства невозможно развитие и совершенствование акынской поэзии. Можно проследить историческую преемственность, поэтическое созвучие и творческую взаимосвязь между тремя этапами искусства жырау: творчество жырау в древности, творчество жырау в средние века и творчество жырау в современную эпоху. Следовательно, традиция формируется только тогда, когла преемственность сочетается с новаторством. Вместе с тем выше упомянутые жырау придерживались традиции поиска вдохновения перед созданием крупного произведения.

         Стремление вдохновить  самого семя традиционно для акынской поэзии. Например:

                            Я славный поэт (шаир)

                            Родов Алим и Шомен.

                                                                           (Базар жырау)

                            С детства я мастер искусного слова,

                            Думал, нет никого талантливее меня.

                            Как из шелковых нитей плел кружева

                            Разных поэм и сказаний.

                                                                 (Т.Изтлеуов)

                            О, народ вселял в меня веру

                            В правильность моего пути,

                            Поил меня из словесного родника.

                                                                 (Омар Шораяков) и др.

         Такое вдохновенное выступление, духовное возвеличивание себя – естественная, природная традиция. Обращение к образцам восточной поэзии традиционно в казахской поэзии. Акыны согласно традиции, не сразу излагают события, а исполняют вступительную часть, в которой стремятся передать в целом идейное содержание сказания. Акыны Сыра четко следуют традициям народного творчества. Среди них много жырау, которые придерживаются традиции исполнения дидактического терме.

         Резюмируя вышеизложенное, следует заметить, что в какую бы эпоху не жили известные мастера слова, они всегда будут образцами для подражания и творческими наставниками  поэтов последующих периодов. Таким образом, акыны-жырау Сыра синтезировали в своем творчестве устное творчество и письменную литературу и на этой основе создали новую традицию. Эту традицию развили акыны начала ХХ века и создали поэтические школы и группировки.

 

РЕЗЮМЕ

         В данной статье рассматривается проблема преемственности традиций в поэзии акынов-жырау Сырдарьинского региона. Акыны Сыра подражали образцам восточной поэзии и устного народного творчества и наряду с этим сформировали свою традицию.