Н. А. Крупенина

Восточноукраинский национальный университет

им. Владимира Даля

Исследование феномена «интеллигенция» в социологии стран Азии

Украинская социология, исходя из анализа опубликованных работ, продолжает двигаться в русле отработанных десятилетиями направлений. Взгляды зарубежных исследований (в основной массе работ) учитываются лишь в плане их однозначно негативного восприятия (да и вообще учитываются ли). В тоже время в мировой социологии накоплен огромный фактический материал, проходят научные конференции и симпозиумы, появились обобщающие исследования по данной тематике, созданы научные центры.

Достаточно известен тот факт, что значительное число отечественных авторов как в прошлых так и в современных исследованиях утверждают, что интеллигенция – сугубо русское явление, которое не имеет аналогов в других культурах. В качестве одного из аргументов служит тот факт, что в иноязычных словарях слово intelligentsia сопровождается этимологической ссылкой  Rus, которая свидетельствует о том, что оно заимствовано из русского языка [1]. Этой же точки зрения придерживается ученый из Англии И.Берлин, который описывает интеллигенцию как самый великий вклад России в мировую цивилизацю[2].

Однако, с этим соглашаются не все исследователи. Проведенный нами анализ литератури свидетельствует, что социальный феномен «интеллигенция»- это явление общечеловеческое. Его сущность исследуют целий ряд зарубежных социологов. Так, из опубликованых в 80-х г. ХХ века  работ ученых Индии,  представляют определенный научный интерес  исследования профессора Питера Баехара, которые проводились в рамках Гонконгонского проекта Центра азиатских тихоокеанских исследований. Результаты его представлены в «Философия и  социология  интеллигенции» [3]. Позднее, в 2008г. вышли в свет материалы «Мировые дебаты: запад под вызовом. Комментарии к индийскому мусульманскому блоку» [4], в которых звучат обвинения интеллигенции в антипатии к религии. И ставится вопрос обобщающего характера, а есть ли в Индии мусульманская интеллигенция.  Автор отвечает: «Нет, а есть самозванные мусульманские ученые, которые позиционируют себя как мусульманская интеллигенция…».  Кроме того, автор отрицает интеллигенцию в мусульманской стране еще и потому, что мало кто из  них в «состоянии  понять английский язык и весьма не образованы». В отличии от ряда наших отечественных публикаций, в которых огульно отрицается возможность формирования интеллигенции в современных социокультурных условиях, автор данных материалов выход видит в том, что формироваться интеллигенция должна в приделах медресе, как в учреждениях признаваемых обществом и не находящихся на иждивении у государства, путем введения в них элементов современного светского образования в симбиозе со значительной специализацией в приобретении знаний в интеграции с исламской этикой и гуманными ценностями.

Также в 2008г. известный ученый, индонолог и писатель, бывший вице-канцлер университета Меерут (Индия) Равиндра Кимар опубликовал работу «Проблемы перед обществом, нацией и обязанности интеллигенции» [5].  Она структурирована следующим образом: в первой ее части автор выделил четыре основные проблемы, которые стоят перед индийским обществом: огромный рост численности населения; коррупция; недостатки системы образования; кастовая система;  во второй -  раскрыта их сущность;  в третьей – четко определены задачи интеллигенции по разрешению означенных проблем. При этом особо подчеркивается, что интеллигенция как класс имеет свою конкретную позицию в обществе. Этот класс наиболее компетентен в решении проблем индийского общества « исходя из принципов правды и объективности».

Не проводя никаких параллелей с фактами отечественной истории, что было бы  не корректно в данной публикации, мы все же считаем возможным указать на то, что проблемы интеллигенции в социологии стран Азии исследуются и в плане ее сознательного уничтожения. Достаточно иллюстративными в этом плане являются данные, которые приведены в аналитическом сборнике «Интеллигенция Бангладешского Освободительного движения» [6].

Несколько неожиданный аспект исследуемой проблемы мы встретили в работе корейского социолога Ким Су Ина, профессора Сеульского Национального университета «Избыток современного: три образа новой женщины и колониальная идентичность в Корее (1920-30-е годы)»[7]. Автор с точки зрения исторической ретреспективы объясняет тот факт, что интеллигенты в Корее были мужского пола, т.к. имела место нехватка образованных женщин (только 30% женщин имели среднее образование в колониальный период). Японское колониальное правительство не допускало даже дебатов о формировании  интеллигенции среди женщин. И далее автор излагает достаточно интересную, хотя и не бесспорную точку зрения на гендерные аспекты интеллигенции.

Формирование интеллигенции в Китае исследуется в материалах Марка Леонардо “Китайская интеллигенция»[8]: « В Китае спорят, влияет ли интеллигенция на власть или политические группы используют послушную интеллигенцию для распространения своих взглядов. Представители интеллигенции регулярно приглашаются на заседания политбюро, готовят отчеты, которые учитываются в разработке пятилетнего плана и консультирую правительство по международным вопросам. Значит ли это, что китайская интеллигенция становится все более открытой и все более «западной»? Многие понятия, о которых ведутся споры в ее среде, включая и сам коммунизм, привнесены с Запада. А причиной для большей независимости суждений и дискуссий по западному образцу мог стать 1 миллион студентов, получивших с 1978года образование за рубежом. В любом случае формирование интеллигенции в Китае сильно отличается от ее формирования на Западе. В китайской системе образования основной упор все еще делается на практическом вкладе в жизнь нации. Высшее образование в стране широко распространено сегодня: в университеты поступает каждый пятый молодой китаец. Однако методика обучения основана на механическом запоминании. К тому же контролируется политическое инакомыслие – предметы по «политическому образованию» все еще обязательны». Ну как здесь   удержаться, чтобы не прокомментировать формирование интеллигенции в отечественных вузах…

 Завершая этот незначительный по объему анализ публикаций, считаем необходимым уточнить, что еще в 30-е годы Карл Манхейм(1936)  писал, что  разделенное  на классы общество содержит социальную страту для тех людей, чей капитал содержится в их образовании. Так как эта страта пополняется людьми из разных классов, то она будет содержать значительные противоречия. Таким образом, социальное положение интеллигентов не просто вопрос  их классового происхождения, их многообразие представляет «потенциальную энергию» членам интеллектуальной страты»[9].

Интеллигенция стан Азии, по всей видимости, является такой же стратой, т.е. и здесь интеллигенция находится «над классами» («страта, которая парит»).  На наш вигляд, не лишено логики  использование в современной социологии (с учетов последствий глобализации) культурологических подходов определения интеллигенции в качестве маргинального слоя образованных людей, которые не могут определиться между ценностями Востока и Запада. В качестве иллюстративных примеров  возможно использование работ  профессора Саида Хусейна Алата  малайського Интститута мира и Цивилизаций и Малайской Ассоциации Социологов («Исследование роли интеллигенции в постколониальных обществах третього мира»); Раджа С. Мохана (Индия) «Интеллектуалы и интеллигенция»; Чанга Джиу-Шаня «Интеллигенция в условиях культурных изменений Китая, Гонконга и Тайваня [10], а также исследование профессора Питера Баэхра (Гогконг) «Философия, социология и интеллигенция» [11], Али Акбар Махди (Иран)  «Послереволюционная интеллигенция и критическая практика: ответ»[12]. В таком случае мы смеем предположить, что будет обоснованным  констатировать применение  в  социалогии стран Азии (относительно феномена «интеллигенция») теоретических схем социологов чикагской школы (Р.Парка, Э.Стоунквиста и др.), которые изучали проблему «культурного конфликта» и связанного с ним формирования маргинальных личностей.

Итак, в целом для современной отечественной социологии в условиях объективно существующей глобализации представляется достаточно обоснованным научный интерес к изучению интеллигенции в социологии стран Азии. Кроме того, не учитывая факт духовной эволюции человечества, опираясь на «незыбленность» существующих в социологии понятий, в том числе это относится и к интеллигенции, мы можем спровоцировать прерывание естественной эволюции и наступление времени «черни и необразованного хама» [13].

Литература

1.См., например, Gordon Marshall. F Dictionary of Cosiologe.-HighBeam Research.-Oxford.-www.encyclopedia.com/doc/1088; Wikipedia ,the free encyclopedia.-en.wikipedia.org/wiki/Intelligentsia/.

2.Thinkers: Russia s sntellectusls comout of the big sleep.-London,2007.-www.highbeam.com (reg)reg1.

3.См.: http://www.hkbu.edu.hk/-hktp.

4.Kallem Kawaja. Comments on Indian Muslim blog: «The World Debate: The West Under Challenge».-http://ghulammuhammed.wordpress.com /2008/03/21/comments-on-indian-muslim-blog.

5.Dr. Ravindra Kumar. Problems before Society and Nation and Obligation of  Intelligentsia //Global Politiclan.-6/7/2008.-http://globalpolitician.com/24865-government.

6.The Intelligentsia of Bangladesh Liberation Movement.-http://muktadhara.net/page 07.html.

7.Kim Su Iin. Excess of the modern: three archetypes of the new Woman and colonial identitvin Korea (1920 to 1030) // Department of Sociology, Colloge of Social Science, Seoul National University.-http://sociology.snu.ac.kr/…/view.php?...

8.Леонард Марк. Китайская Интеллигенция //Мысль.-2008.-№5(28) май.-http//www.idea-magazine.com.ua /archive/10412.

 

9.Mannheim Karl. Ideologe and Utopia:An Infroduction to the Sociologe of Knowlend.-www.bolender.com/Sociological/Mannheim/.

10.Syed Hussein Alatas «Sociology».-www.sociologysingapor.org /2007/]; Raj P.Mohan. The  Mythmaker:Intellectuals and the intelligent (Westport,Ict.:Greenwood Press,1987; Gui-shan Chand. Intelligentsia in Modulating Cultural Changes in Contemporary China.-www.sociology.unimelb.edu.au /people/chang.html.

11.Peter Baehr. Philosophe, Sociologe, and the Intelligentsia”, in Gournal of Social Sciences and Philisophy,19:3,2007,pp.341-371.(In Chinese and English).

12.Ali Akbar Mahdi. Post-revolutionary intelligentsia and critical praxis: A response.-Central State Universite, Ohio Middle East Critigua, Volume 2, Issue 2 Spring 1993,pages 83-95.

12.Мережковский Д.С. Грядущий хам / В сб.: Интеллигенция – Власть – Народ. М.,1992, С.81-105.