*119979*

Сабденова Г.Е. - к.и.н., доцент КазНУ им. аль-Фараби

 

Информационное пространство и некоторые проблемы аудиовизуальных документов

        В последние десятилетия заметно расширился фонд аудиовизуальных документов в архивах Казахстана. Возникновение в стране филиалов центральных и региональных частных телекомпаний, распространие различных жанров и новых цифровых форматов, отражавшие значительные события в стране способствовали накоплению огромной источниковедческой базы. Развитие аудиовизуальных документов как мощного социокультурного феномена сразу повлияло на мировоззрения казахстанцев, такая тенденция замечается во всем мире, так как в эпоху глобализации и создания информационного пространства вышеназванный феномен оказывал и оказывает свое воздействие на все стороны жизни социума и личности.

       Влияние телеканалов на изменения в сфере культурного развития общества служит предметом специальных исследований, в которых должны отмечаться не только положительные, но и отрицательные последствия. Различные факторы (социальные, политические и другие) телерадиоканалов, оказывающие воздействие на общество в целом, были отражены в аудиовизуальных документах, ведь телеканалы сделали транслируемые изображение и звук привычными источниками информации для большинства современных людей, поэтому какими бы они не были, для исследователей аудиовизуальные фонды всегда будут выступать в качестве ценных источников [1; 2; 3]. Ведь развитие аудиовизуальных средств трансляции, также развитие нанотехнологий, совершенствование форм фиксирования на материалах носителях превратило различные телепередачи и фильмы разных жанров в полноценный документ, отражающие повседневную историю социумов.

      Учитывая все вышеперечисленное, встает вопрос о значительном расширении изучения опыта работы архивов организаций, хранящих аудиовизуальные документы. Возрастание значимости аудиовизуальных средств и их применение в исследовательской деятельности, в первую очередь связаны с процессом развития междисциплинарных подходов, так как в течении последних два десятилетия можно заметить рост исследовательских работ в этой отрасли. Создание, хранение и перемещение различной информации посредством новейшей аудио-видео-мультимедийной техники стали новой формой коммуникации в культурной сфере казахстанского общества. Исходя из этого можно смело сказать, что аудиовизуальный артефакт является самым выразительным на сегодняший день историческим источником, которого нужно изучить разносторонне и комплексно, ведь многие специалисты предполагают, что в будущем аудиовизуальная коммуникация станет одной из доминирующих форм в деятельности различных учреждений (общеобразовательных школ, университетов, музеев, библиотек, театров и т.д.). Поэтому в первую очередь, наши отечественные специалисты должны изучить аудиовизуальное культурное наследия и способов его сохранения, пути популяризации среди населения, также разработать метод автоматического индексирования архивных аудиовизуальных документов, метод доступа к архивной информации на основе удаленного фонда использования и методы фонда использования с цифровыми копиями архивной документации.

       Следует отметить, что изучение аудиовизуальных документов требует определенных знаний творческой и технической стороны создания этих документов, знакомства с современной структурой медиаобъектов, знания законодательства и нормативных актов в области СМИ и т.д. Как известно, в общем плане аудиовизуальная коммуникация основывается на следующих видах технических средств: аудиальные, аудиовизуальные и мультимедийные. Вышеназванные технологии формируют в основном своеобразный пласт аудиовизуальных фондов. Для того чтобы изучить тот или иной материал из вышеперечисленных, исследователь должен иметь навыки источниковедческой работы и хорошо знать классификацию электронных документов, формирование и преобразование метаданных [1; 4]. Обычно в отечественной образовательной системе обучение будущих специалистов навыкам источниковедческой работы с кинофонофотодокументами ведется зачастую на примере документальных фильмов или кинохроники, фотодокументов XX вв. Однако для изучения современных аудиовизуальных документов, исследователю необходимо знать еще компьютерную технологию, также основные типы телевизионных систем, такие как – системы производства, вещания и архивирования [1; 3;]. У каждой системы своя роль. Если задача первых заключается в создании новых программ, то задача вторых заключается в доставке программ для широкой аудитории, а задача третьих заключается в хранении созданных программ. Здесь, пожалуй для архивиста самым главным является проблемы хранения, так как после показа любая программа представляет собой законченное аудиовизуальное произведение, которое несет информационный поток. 

       В современном мире, где в условиях построения информационного общества мономедийная среда трансформируется в среду цифровую, мультимедийную, а телевидение становиться эффективным инструментом социализации масс, встречаются разные телепрограммы [3]. Какими они не были или какое у них семантического содержание, со стороны кажется, что для архивиста это имеет второстепенное значение. Но тем не менее, архивист при оформлений аудиовизуальных фондов сталкивается с объемом программ, с тематикой передач и т.д. Поэтому для архивиста актуален каждая деталь при индексирования телевизионных программ. Конечно, в архивных системах казахстанских медиахолдингов можно получить информацию о программах. Желающие некоторые программы могут даже посмотреть через Интернет ресурсы. У каждой телерадиокомпаний есть свой сайт, где хранятся все показанные объекты. Но главной проблемой остается, вопросы хранения представленных материалов после телерадиовещания. Если основная задача архива является индексирование телевизионных программ, то для этого в первую очередь используются метаданные принятые в архив от производителей информационно-развлекательных передач. Иногда на электронных носителях региональных каналов отсутствует сопроводительная документация, где дается лишь краткая техническая характеристика при создании программ и их приеме в архив программопроизводящей организации. Метаданные в свою очередь дополняется, но тем не менее основная информация (название программы, номер выпуска, год и число вещания, общий объем времени и т.д.) должна записываться в специальной картотеке.

       В нынешных телевизионных системах метаданные создаются, обрабатываются и передаются в форме электронных документов [3]. Если телевидение в прошлом веке использовала этикетки, сопроводительные бумаги, кассетные ярлыки в виде метаданных, то в данное время в новейший этап телевидения основанного на применении ІТ технологий все метаданные уже переведена в электронную форму [5; 6]. Для архивов старые и новые метаданные в любой форме всегда представляют огромный интерес, но основной проблемой остается в первую очередь вопросы хранения. Записи прямого эфира можно отнести в определенную категорию, так как они наиболее реально отражают повседневную жизнь без каких-либо добавления красок, поэтому они очень ценны среди основных видов источников.

       Для улучшения работы хранения аудиовизуальных документов в Казахстане, необходимо организовать единый архив. Как показывает практика зарубежных архивов, процесс этот требует выработки единой государственной политики. Например, с 30 ноября по 1 декабря 2011 года в Москве прошел Международный семинар «Вопросы оцифровки фондов законченных производством и прошедших в эфир телерадиопрограмм, передач, фонограмм, а также иных аудиовизуальных произведений (за исключением кинофильмов), находящихся в федеральной собственности, и фондов общероссийских  обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов». Открывший семинар заместитель министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Александр Жаров отметил, что по данным аналитической компании IDC в конце 2010 года в мировом обороте было 988 экзабайт информации (около 1 млрд. гигабайт). В 2006 году эта цифра составляла 161 экзабайт, что в свою очередь в 3 миллиона раз превышает объём информации, содержащийся во всех книгах, когда-либо написанных человечеством. Следует отметить, что такая трактовка жанров аудиовизуальных произведений не только заслуживает внимания, но и требует теоретического переосмысления свойств архивов.

       В архивном пространстве аудиовизуальные документы являясь одним из перспективных способов фиксирования информации, стали неотъемлемой частью различных образовательных учреждений. Деятельность массовых учреждений, располагающих в том или ином объеме аудиовизуальными документами, подтверждает возможность эффективного использования их в образовательной или в других сферах. Да и многие посетители или слушатели в этих учреждениях получают лишь определенную информацию по интересующей тематике [4; 5]. Однако отдельные государственные учреждения не в состоянии осуществить качественный отбор и приобретение аудиовизуальных документов в связи с расширением тематики, увеличением объема выпуска и отсутствием необходимого информационного обеспечения. Наиболее целесообразным в данном случае представляется создание единого централизованного архива аудиовизуальной документации. Это позволило бы рационализировать процесс формирование фондов аудиовизуальных документов, которые могли бы эффективно использованы в решении всего комплекса задач, стоящих перед отечественной архивистики. Работа по формированию и использованию аудиовизуальных документов требует штата высококвалифицированных сотрудников. Требуется также специальное исследование проблемы по использованию аудиовизуальных документов, которое может дать соответствующие рекомендации различным учреждениям. Надо будет улучшать вопросы хранения, сохранности и вторичного отбора аудиовизуальных документов. В специальном исследовании нуждаются проблемы аудиовизуальных документов частных региональных телеканалов, а также областные медиацентры, формирующие свои фонды своими силами. Для корректировки работ с аудиовизуальными документами на начальном этапе можно создать методические и научно-исследовательские национальные центры формирования и использования фондов аудиовизуальных документов в архивах страны. Они будут способствовать активному и целенаправленному развитию формирования фондов аудиовизуальных документов. Это приведет к совершенствованию единого архивного фонда аудиовизуальных документов и более полному удовлетворению потребностей широкой аудитории.

       Вышеизложенное позволяет констатировать, что изучение аудиовизуальных произведений в информационном пространстве Казахстана обусловлено целым рядом причин. Оно выступало и выступает как индикатор происходящих исторических, идеологических, социальных и культурных изменений казахстанского общества. Изучение аудиовизуальных документов является насущной проблемой, поэтому на первом этапе в отечественной историографии можно было бы решить следующие задачи: анализ состояния и тенденций развития аудиовизуального арсенала; исследование свойств аудиовизуальных документов; рассмотреть роль различных образовательных учреждений с точки зрения универсального культурно-информационного центра как широко использующие аудиовизуальное произведение; охарактеризовать виды аудиовизуальных средств и материалов в научно-исследовательской и учебно-просветительской работе; анализ процессов оцифровки; обосновать структуру системы централизованного комплектования и методического руководства формированием фонда аудиовизуальных документов; обеспечение сохранности методами цифрового копирования и т.д.  

Литература:

1. Сабденова Г.Е. Мурагаттану.  Алматы, 2007. -124 б.

2. Власов Л.В. Аудиовизуальные средства в библиотеках: автореф. дисс. канд. пед. наук. –Л., 1973. -21 с.

3. Сапунов В.И. Зарубежные информационные агентства. СПб., 2006. -384 с.

4. Александров Е.В. Мультимедийная технология и актуализация аудиовизуальных фондов // Вестник архивиста, 1994. №4. С.31-34

5. Армадерова Г.Б. Епанешникова Е.К. и др. Автоматизированные информационно-поисковые ситемы в архивах. М., 1985. -150 с.

6. Землянова Л.М. Сетевое общество, информационализм и виртуальная культура // Вестник МГУ. Серия 10: Журналистика. 1999. №2. С.58-69.