*119881*

Залбекова Л.Е.

Кафедра

отечественной истории

ДГПУ

 Республика Дагестан.

 

Роль дагестанской молодежи в технической модернизации производства развитии науки, культуры   и  искусства

 Дагестана в  71- 80гг ХХ  века

 

Как известно в периоды политического кризиса на передный план выдвыгается молодежь как самя мобильная счаст общества.

Во многих значимых событиях прошлого и начала этого столетия молодежь проявила себя активным, а иногда и решающим участником изменения жизни. Постоянно растет удельный вес молодежи в мире. Еще в конце XX века молодежь в возрасте до 25 лет составляла более 54% населения планеты,[1] и это положение имеет тенденцию не только к сохранению, но и возрастанию.  Следовательно, проблема молодежи – это не только один из важных и сложных вопросов сегодняшнего дня, но и  проблема будущего. В связи с этим опыт и практика вовлечения молодежи в хозяйственное и культурное строительство требуют своего осмысления и научного исследования.

Данный факт приобретает особую актуальность для современной России, так как курс реформ, проводимый с начала 90-х годов прошлого века и имеющий целью смену модели общественного развития, привел к значительному усложнению задач, стоящих перед страной в условиях перехода к рыночной экономике и гражданскому обществу. Решать масштабные и сложные задачи современного этапа, можно только опираясь на живое творчество всего многонационального российского народа, его наиболее активную и дееспособную часть – молодежь. Поэтому проблемы участия российской  в целом, и дагестанской молодежи, в частности, в экономическом и научно-культурном строительстве приобретают особо важное значение.

Современный этап развития нашего государства предъявляет к труду молодежи высокие требования. В условиях кардинальных социально-экономических и политических преобразований важно формировать такие способности, как рачительное отношение к природным ресурсам, хозяйское отношение к работе, проявление инициативы и находчивости, стремление приумножать национальное богатство и т.д. Эти качества, присущие социально-экономической активности в поведении молодежи, приобретают сегодня особую значимость. В связи с этим, важная роль принадлежит научному обобщению и критическому осмыслению накопленного опыта работы с молодежью, объективному раскрытию и показу ее участия в развитии экономики, науки и культуры Дагестана, как одного из регионов России.

Важность изучения опыта и вклада передовой дагестанской молодежи в развитии экономики и культуры республики в 70-е годы ХХ века обусловлена, прежде всего, необходимостью критического анализа форм и методов работы с молодежью в период господства административно-командной системы, выявления причин имевшихся недостатков, и определения перспектив на будущее.

Всесоюзная научно-практическая конференция 1-3 февраля 1989 года положила начало энергичной разработке истории ВЛКСМ и молодежного движения в русле нового исторического мышления.[2] В последующие годы появилось несколько изданий, в которых критически осмысливался исторический путь ВЛКСМ, объективно оценивались другие неполитические объединения юношества, освещались формы и методы работы молодежных организаций в условиях перестройки и демократизации советского общества.[3]

Важным событием для ученых, занимающихся историей молодежного движения России, стали «Очерки молодежного движения» (авторский коллектив: А.А.Алексеев, Л.О.Вознесенская, А.А. Галаган, В.В. Долгов, В.И. Журко, В.В. Першин, З.И. Суховерова и др.).[4]

За последнее время произошли радикальные изменения в духовном мире и ценностных ориентациях как российского, так и дагестанского юношества, его жизненных устремлениях и возможностях; складываются новые особенности его политического сознания и социального поведения. Так, наряду со значительно выросшей образованностью и информированностью, одновременно произошел заметный рост идеологического нигилизма среди молодежи, серьезное снижение ее интереса к участию в производительном труде.

С середины 60-х годов в СССР был проведен ряд экономических преобразований, направленных на повышение эффективности промышленного и аграрного производства и улучшение социальной сферы. Были предприняты определенные усилия по внедрению в экономику достижений научно-технического прогресса. Одновременно с этим продолжалось сохранение централизованных структур управления и контроля. Развитие социальной и хозяйственной жизни сдерживалось монополизмом партийных и государственных органов.

Тем не менее, в годы застоя комсомол, как единственная легальная молодежная организация, продолжала действовать как важная политическая организованная сила общества.

Как и в предшествующие десятилетия, молодые труженики Дагестана в 1971-1980гг. принимали самое активное участие в выполнении плановых заданий промышленности и транспорта.

В исследуемый нами период, неуклонно возрастала численность молодежи, занятой в промышленности и на транспорте Дагестана.

Юношеские организации республики стали более конкретно заниматься организацией трудового соревнования, повышая его роль как школы воспитания, важного средства широкого привлечения юношей и девушек к поиску новых, более результативных путей развития производства. В республике с каждым годом возрастала популярность конкурсов молодых тружеников промышленности, транспорта за звание лучшего по профессии. Наиболее отличившиеся получали возможность участия во Всероссийских и Всесоюзных отраслевых конкурсах и нередко становились победителями.

Комсомольско-молодежные коллективы и отдельные молодые рабочие участвовали в трудовых соревнованиях за завоевание тогда почетных званий «Коллектив коммунистического труда», «Ударник коммунистического труда», включались в движение за коммунистическое отношение к труду.

По инициативе молодых работников транспорта рождались новые и поддерживались уже имеющиеся трудовые почины, такие как «Пятилетку – за четыре года», «Каждому молодому рабочему – производительность труда передовика», «50-летию со дня присвоения комсомолу имени Ленина – 50 ударных дней».

В год 30-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне молодые дагестанцы, как и вся советская молодежь, встали на трудовую вахту под девизом «За себя и за того парня».

В борьбе за повышение эффективности промышленного производства неуклонно возрастала роль комсомольско-молодежных коллективов (КМК0, численность которых за этот период увеличилась более чем в двое. КМК создавались на промышленных предприятиях, стройках, транспорте, в сфере торговли и обслуживания по инициативе самой молодежи под руководством юношеских организаций. Многие из них стали настоящими школами мастерства, новаторства, рабочей смекалки, а также трудового и нравственного воспитания.

Молодежные организации республики проводили определенную работу по повышению качества выпускаемой продукции. Здесь получили распространение такие формы работы, как создание на производстве комсомольских постов и штабов качества, работа с личным клеймом «Комсомольская гарантия». Участие в патриотическом движении «Качеству продукции - комсомольскую гарантию», создание бригад отличного качества.

Важным направлением деятельности молодежных организаций на производстве стала борьба за экономию сырья и материалов, за рациональное использование трудовых ресурсов. Замечательной школой экономии и бережливости стали отряды и штабы «Комсомольского прожектора», которые повсеместно стали создаваться на промышленных предприятиях республики. Основными формами работы «Комсомольского прожектора» были смотры, рейды, конкурсы, массовые проверки и т.д.

Широкий размах получило в то время наставничество, которое играло большую роль в формировании у юношей и девушек сознательного отношения к труду, вовлечении их в трудовое соревнование.

В изучаемый нами период значительно возросла роль молодежи, комсомольско-молодежных коллективов в решении узловых проблем сельского хозяйства. Обеспечение колхозов и совхозов молодыми кадрами, создание на полях и фермах сотен КМК, трудовое соревнование за увеличение производства продукции растениеводства полеводства, животноводства, овощеводства, вовлечение широких масс молодежи в овладение сельскими техническими специальностями, обобщение и распространение передового опыта, всемирная поддержка трудовых инициатив сельской молодежи стали главными направлениями молодежного участия в развитии аграрного сектора экономики Дагестана.

Существенный вклад внесла молодежь Дагестана в подъем такой традиционной отрасли сельского хозяйства республики как животноводство, работая по девизом «Животноводство – ударное дело комсомола».

Молодежные организации Дагестана приняли самое непосредственное участие в решении такой важнейшей исторической задачи, как ускорение научно-технического прогресса. Областной комитет ВЛКСМ, горкомы и райкомы комсомола возглавили широкое движение молодых рационализаторов и изобретателей республики, благодаря чему они стали участниками Всесоюзного смотра научно-технического творчества молодежи (НТТМ). Во многих комсомольских организациях республики был накоплен богатый опыт вовлечения молодежи в массовый поход за овладение достижениями современной науки и технического прогресса.

Обком ВЛКСМ и преимущественно городские комсомольские организации проявляли заботу о воспитании молодых ученых и специалистов. В практику работы молодежных организаций прочно вошло создание советов молодых ученых и специалистов, проведение научных, научно-практических конференций, симпозиумов и т.д. в различных отраслях научного познания. Большое внимание уделялось развитию студенческой науки.

Молодежная инициатива родила новые формы шефства над дальнейшим развитием культуры в ДАССР. Комсомол накопил положительный опыт работы с молодыми кадрами литературы и искусства. Была  разработана целая система мер по дальнейшему улучшению идейного и профессионального воспитания творческой молодежи.

Значительным событием в жизни республики стали в основном первый (1975-1977гг), а затем и второй  (1980-1982гг) Всесоюзные фестивали самодеятельностного творчества трудящихся, в организации и проведении которых молодежные организации повсеместно приняли самое живое и непосредственное участие. Фестивали, конкурсы молодежной песни, деятельность художественно-агитационных бригад и многое другое способствовали повышению идейно-художественного уровня самодеятельности, углублению связей и взаимообогащению культур народов многонационального Дагестана и всей страны, укреплению содружества профессионального и самодеятельностного искусства.

За большой вклад в развитие экономики, науки и культуры Дагестанская областная комсомольская организация, тысячи дагестанских юношей и девушек были награждены государственными и правительственными наградами, памятными знаками, вымпелами, удостоились почетных званий.

В то же время в ВЛКСМ все чаще стали прибегать к административным методам. В работе комсомольских организаций усиливался формализм, многие начинания носили надуманный, искусственный характер. На формирование сознания юношей и девушек негативное влияние оказывал разрыв между официальной пропагандой достигнутых успехов и реальностями жизни. Организация теряла свой авторитет.

В сентябре 1991 года ВЛКСМ, прочертив свой собственный след в истории нашей страны, прекратил свою деятельность. Самодеятельное движение молодежи России, в том числе и Дагестана, впервые за долгие годы приобрело легальный характер. В начале 1995 года в стране функционировало 92 молодежных и детских организаций. Однако анализ показывает, что различными формами организаций охвачена лишь малая часть подрастающего поколения страны. И сегодня большинство юношей и девушек остаются вне влияния государства и общества. Сотни тысяч молодых людей остаются без работы, учебы, пополняют ряды криминальных и полукриминальных образований, становятся наркоманами, занимаются проституцией и т.д.

Распад СССР, отказ от социализма как модели общественного развития и коммунистической идеологии привели молодежь к потере многих социальных ориентиров, нравственных установок и духовных ценностей. Эти отрицательные последствия для молодежи Дагестана усугубляются еще и тем, что в результате глобальных изменений последних десятилетий наша республика оказалась подверженной негативному влиянию исламского мира, стала благодатной почвой для внедрения идей исламского экстремизма, ориентированного на построение исламского государства.

Не секрет, что Дагестан занимает одно из первых мест в Российской Федерации по числу террористических актов, на руках у населения, прежде всего молодежи, находится огромное количество стрелкового оружия. Отдельные представители дагестанской молодежи стали вступать в ряды сторонников политизированного исламского фундаментализма – ваххабизма, превратились в боевиков и террористов.

Это правильно, что молодым людям, как никому другому в обществе, необходим выбор. Однако очень важно при этом, чтобы общество сумело направить этот выбор на службу родине и научило молодежь отстаивать и защищать завоеванные всеми народами многонациональной России в конце ХХ века новые ценности и свободы, в том числе, и свободу совести. Общество должно научить нашу молодежь не только разрушать в революциях, войнах, заказных убийствах и вызывающих террористических актах, но и строить, созидать в условиях мирной жизни.

Наглядным примером того, что дагестанская молодежь может выступать как творческая, созидающая сила, является деятельность дагестанских юношей и девушек в 1971-1980гг., глубоко и всесторонне проанализированная и обобщенная в настоящем исследовании.

Изучение и осмысление важных аспектов истории молодежного движения в Дагестане в 1971-1980гг имеет не только теоретическое значение, но и практический смысл. С одной стороны, это должно помочь нашей молодежи сделать осознанный политический выбор.

С другой стороны – помочь государственным органам власти сформировать и проводить продуманную и целенаправленную государственную молодежную политику. Новая Россия ХХI века, и Дагестан как ее неотъемлемая часть, нуждается в свободной, гордой, трудолюбивой, физически и духовно развитой молодежи. Молодежь была и будет такой, какой мы, наше общество ее воспитали и воспитаем. От сегодняшних юношей и девушек зависят все ныне живущие и само существование страны в ХХI веке.

К сожалению, надо признать, в силу совершившегося крутого поворота истории России, весь исследованный и обобщенный нами опыт стал совершенно не нужным и неинтересным. Но мы имеем дело с исторической наукой, задача которой заключается в фиксации для будущих поколений того, что было. Плохое или хорошее – история есть история. Она состоялась, прошла и больше не вернется. Ее нужно знать. Иначе история вовсе не была бы нужна.

 



[1] История ВЛКСМ и Всесоюзной пионерской организации имени В.И.Ленина./Под ред. В.А.Сулемова – М.,1983. С. 3.

[2] 70 лет ВЛКСМ: История, опыт, проблемы. Материалы Всесоюзной научно-практической конференции 1-3 февраля 1989г. – М., 1989 и др.

[3] Позывные истории. Вып.9 – М., 1990; Криворученко В.К. В тисках сталинщины: Трагедия комсомола. – М., 1991; Очерки истории ВЛКСМ (В поисках истины). Часть первая. – Изд. Саратовского университета, 1991; То же Часть вторая  - Комсомол на путях перестройки.- М., 1988; Молодежь и демократизация советского общества /Под ред. Щавеля Н.В., Манаева О.Т. – Минск, 1990; Октябрь. Революция. Молодежь. – М., 1987.

[4] Очерки истории молодежного движения. – М., 1993.