*119930*

Доцент Даренская Н.В.

Омский государственный университет  им. Ф.М. Достоевского,  Россия

Развитие профессионального внимания на практических занятиях хореографических дисциплин

 

Современное поколение педагогов классического танца оснащено разнообразными теоретическими знаниями, многие известные педагоги имеют огромный практический опыт и тем не менее начинающий педагог часто сталкивается с трудностью в работе с учениками. В какой последовательности изучать те или иные движения, сколько раз движение должно быть повторено в учебном примере, как построить урок в целом, какие движения целесообразнее сочетать в одной комбинации — эти и многие  другие вопросы встают перед начинающими педагогами.

Педагогическая практика показывает, что продуктивнее такой путь организации учебных занятий, когда основной материал программы класса изучается в первой половине учебного года. Сначала разучиваются движения в чистом виде, затем в несложных сочетаниях. Позже прорабатываются разученные движения со всеми возможными подходами, они даются в более сложных сочетаниях с другими движениями и учебные комбинации предлагаются более насыщенные, длительные и темп исполнения должен возрастать.

Каждая ступень обучения имеет свои специфические черты, свои сложности. Если  на первом этапе обучения закладывается фундамент классического танца, изучаются основные его движения, вырабатывается выносливость, обращается внимание на выразительность движения, то на завершающем этапе суммируются все приобретенные знания и навыки, необходимые для изучения более сложных движений классического танца в их законченной профессиональной форме. Особое внимание педагоги уделяют работе над художественной выразительностью и музыкальностью.

Повышение эффективности и результативности урока классического танца связано, во-первых, с построением каждого из его разделов — экзерсиса у станка, экзерсиса на середине зала, allegro, экзерсиса на пальцах; во-вторых, с умением  методически правильно сочинять учебные комбинации.  В зависимости от программы каждый раздел урока имеет свои задачи и определенный порядок следования одного движения за другим. Этот порядок не произволен, педагог должен выстраивать урок с учетом профессиональных и физических данных своих учеников, продуманно чередовать и распределять физическую нагрузку на определенные группы мышц и связок, стремиться к органичному сочетанию силовых и танцевальный движений.

Для преподавателя вообще, и преподавателя хореографических дисциплин в частности, очень важно уметь руководить вниманием студентов, направлять его в нужное русло, что помогает ему более результативно добиваться от них правильного выполнения заданий. Мастерство будущего педагога-хореографа, танцовщика, балетмейстера-постановщика должно развиваться на основе активного и мобилизированного внимания.

  С точки зрения психологии - внимание есть концентрация сознания на той или иной работе. Это волевой акт, повышающий интенсивность сознания. Внимание может быть волевым и рефлекторным. В учебном процессе требуется волевое, активное, мобилизированное внимание. Обратимся к книге выдающегося педагога-хореографа Н. Тарасова «Классический танец»: «Всесторонне развитое внимание позволяет танцовщику овладеть не только совершенной техников движения, музыкальностью и актерским мастерством, но и найти себя, свою индивидуальность, определить исполнительские возможности. Культура внимания – это сильнейшее оружие современного актера-танцовщика» [1,  56].

  На первом этапе обучения следует воспитывать умение концентрировать внимание на определенном элементе упражнения, обязательно все новые движения следует изучать в медленном темпе. Каждое медленное движение, при концентрации внимания на нем, совершенствует соответствующие двигательные центры коры головного мозга, поэтому, развивая в будущем хореографе способность концентрировать профессиональное внимание на нужных движениях, с одновременным мышечным ощущением правильного их выполнения, мы создаем основу для дальнейшего освоения техники танцевального мастерства. При изучении движений в медленном темпе внимание студента сосредоточено на том, как его точнее выполнить и «мешать» процессу концентрации его внимания усложнением комбинирования не следует. На это же указывает Н. Тарасов: «Чрезмерная сложность упражнения не сосредоточивает внимание ученика, не помогает отрабатывать точность и соразмерность движения…» [1, 113].

  Когда все элементы движения изучены в медленном темпе, под контролем сознания (концентрированного внимания), последовательно и систематично, можно начинать отрабатывать автоматизм его воспроизведения. Необходимо обязательное повторение упражнений и комбинаций вначале с одной, затем с другой ноги, en dehors и en dedans, преследуя цели равномерного развития координации, а не только быстрейшего и эффективного освоения профессиональных навыков.

  Большое значение для формирования исполнительских навыков у будущих хореографов имеет воспитание так называемого сенсомоторного единства, т.е. воспитание способности соединять осмысленное ощущение выполняемого движения с двигательными процессами. Н. Тарасов в книге «Классический танец» отмечает: «Каждая техническая трудность должна преодолеваться … осмысленно и художественно, а не механически… Конечно, при изучении новых приемов танца внимание учащихся обычно больше, а иногда всецело обращено на технику движения. Когда же она усвоена, внимание их как бы само стремится обрести должную объемность и гибкость. Появляется возможность вникать в пластику танца и в содержание музыки, т.е. заниматься искусством танца, а не гимнастикой!» [1, 115]

  Для воспитания у студентов  концентрированного профессионального внимания педагог на практических занятиях не должен много говорить, особенно во время исполнения задания. Объяснить и показать упражнение или комбинацию из усвоенных движений следует один раз, четко обозначив цель, главную задачу. Как вспомогательное и весьма действенное средство для более успешного освоения программы практических занятий хореографических дисциплин может стать мысленное или воображаемое исполнение движений и комбинаций.  Выполняются подобные упражнения следующим образом: если на занятиях данное движение или комбинация разучивались при активном участии всех необходимых для этого мышц, то при мысленном его «повторении» они будут также возбуждаться. Такие упражнения – хорошая тренировка двигательных центров. Но они станут результативными только тогда, когда данная комбинация тщательно и грамотно отработана в классе. При таких упражнениях «в воображении» необходимо представлять себе не только зрительные образы, но и ощущения движений. Когда мы выполняем упражнения в классе, мы контролируем, ощущаем, таким образом устанавливается связь между двигательными и зрительными центрами. Упражнения «в воображении» как бы прокладывают путь к физическим упражнениям. Подумать, прежде чем сделать – это первый шаг к применению принципа осознанного исполнения.

  На старших курсах на базе приобретенной исполнительской техники, при исполнении движений в быстром темпе должно появиться субъективное ощущение той легкости, ловкости, удобства, которая необходима при исполнении композиций. Движения должны воспроизводиться без всякого перенапряжения, необходимо расходовать столько нервно-мышечных сил, сколько требует данная комбинация движений. Педагогу на старших курсах не следует увлекаться замедленными темпами, что может привести к утяжелению исполнения комбинаций.

  Аналогично должна строиться работа педагога-репетитора над хореографическим номером, миниатюрой и даже спектаклем. Во-первых, проучиваются и могут многократно повторяться элементы движений композиции (концентрированное внимание). Во-вторых, исполняется вся композиция без остановок на неудавшемся элементе движения, иначе состояние сознания перейдет в анализ (концентрированное внимание) и не будет достигнуто обобщения, слитности в исполнении всей композиции. В-третьих, внимание необходимо направлять на музыкальное содержание хореографической композиции, на его образное, пластическое выражение. При таком сознательном, последовательном, плавном построении работы преподаватель и его воспитанники добьются необходимого результата.

Нельзя забывать, что ежедневное повторение одних и тех же движений рождает автоматизм в их исполнении. К сожалению, в нашей профессии не всегда  количество переходит  в качество. Достичь хорошего качества возможно только при сознательной работе, при постоянном самоконтроле.  На завершающем этапе обучения будущие педагоги должны четко знать, как правильно исполняется каждое движение, а так же уметь анализировать возможные ошибки при исполнении.  Если обучающиеся приучены к такой вдумчивой, внимательной работе, то есть самоконтролю педагогу не надо много говорить  во время исполнения движения, достаточно коротких корректирующих указаний. Студенты, изучающие методику классического танца и применяющие ее на практике,  в дальнейшем смогут передать своим ученикам  как  традиции классического танца, так и  новые тенденции развития современного хореографического искусства.

 

Литература:

1.          Тарасов Н. И.  Классический танец — М.: «Искусство», 1971

2.          Головкина С.Н.  Уроки классического танца в старших классах. М.: «Искусство», 1989