*119795*

К.п.н. Матухин Д.Л.

Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Россия

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ АКМЕОЛОГИИ

Отправные методологические предпосылки, стратегии, тактики, конкретные методические ходы и инструментарии, позволившие акмеологии раскрыть ранее неизвестные науке особенности развития человека, перетекание этого развития в саморазвитие, выступают в настоящее время действенным ориентиром создания интегративной образовательной среды.

Содержание их наработок, опирающихся как на теоретические, так и на имеющие чисто прикладной характер положения акмеологии, представляет возможность в условиях образования выхода на оптимум развития.

Одной из современных теоретико-методологических задач, которую решает акмеология, является выяснение характеристик, которые должны быть сформированы у человека в процессе образования, чтобы он во всех отношениях смог успешно проявить себя на ступени зрелости.

Акмеология прослеживает механизмы и результаты воздействий макро-, мезо-, микросоциумов (государства, общества, учебного и трудового коллективов, семьи и др.) и природных условий на человека, ставя и решая при этом задачу разработки такой стратегии организации его жизни, реализация которой позволила бы ему оптимально во всех отношениях объективировать себя на ступени зрелости (А.А. Бодалев).

В этом процессе важна непрекращающаяся, особенно в ценностно-нравственных важных ситуациях, работа совести человека для продвижения его личности к своему акме. Проведенные исследования (Ю.В. Александрова, Н.Л. Карпова, А.В. Суворов, В.Э. Чудновский) показывают, что обязательным условием инициирования именно такой работы является постоянная активность внутреннего мира человека, духовно-здоровая направленность и положительная продуктивность которой является результатом совокупного взаимодействия многих объективных и субъективных факторов и прежде всего характера вклада в это взаимодействие, который вносит сам данный конкретный взрослый человек. Это также одна из основных проблем, которые должна разрешить акмеология во взаимосвязи характеристик социальной микросреды (в нашем случае – система высшего профессионального образования) и человека, когда результатом их взаимодействия является такое формирование этого человека, которое выводит его на высший уровень развития. Под социальной микросредой, в которой проходит формирование человека, мы будем понимать общности и входящих в них людей, с которыми по ходу своей жизни он оказывается в непосредственном ежедневном физическом и духовном контакте. В качестве такой общности в нашем случае выступают участники образовательного процесса вуза (педагоги, сокурсники и т.д.).

Концептуальные подходы акмеологии имеют, таким образом, реальные выходы в практику профессионального образования. Постоянное акмеологическое сопровождение, то есть системное использование психолого-акмеологических данных в целях повышения эффективности деятельности специалистов и активизации их личностно-профессионального роста, включенное в процесс подготовки и переподготовки специалистов, приводит к оптимизации их личностно-профессионального развития. Однако, акмеологический подход имеет большие эвристические возможности для рассмотрения ряда ключевых проблем в образовании, направленных на изучение характера неисчерпаемости и многовершинности развития, путей использования скрытых и нереализованных возможностей человека.

При этом отмечается опережающая, конструктивная направленность акмеологии в соотношении со смежными психологическими дисциплинами.

Анализ современного состояния акмеологии ставит вопросы о нерешенных проблемах самой акмеологии как относительно новой области человекознания, а также о перспективах развития акмеологии в контексте заявленной проблемы. Прежде всего речь идет о методологической ориентации акмеологии, о содержании акмеологических понятий (акме-формы, акме-события, акмеологическое пространство, акмеологическая среда, акмеологический результат и др.) и построении непротиворечивого понятийного аппарата, способного передать основное содержание современных образовательных практик с опорой на теорию и методологию акмеологии. Необходимо также выявление в их взаимосвязи основных характеристик, определяющих поступательное прогрессивное личностно-профессиональное становление в условиях вузовского обучения. Для акмеологии, как и для большинства наук, характерно проведение исследований главным образом на уровне «общего» и «отдельного». Вместе с тем должны быть выявлены и сведены в систему объективные и субъективные факторы и условия, которые необходимы, чтобы каждый физически здоровый человек, проходя в своем развитии ступени взрослости, состоялся бы как неординарная индивидуальность во всех своих социально важных характеристиках. И в этом смысле необходимы новые методологические основания, способные снять имеющиеся противоречия.

Необходимо дальнейшее обоснование и создание системных пролонгированных программ акмеологического сопровождения и акмеологической поддержки целостного развития человека на этапах, предшествующих взрослости.

Акмеология является новой наукой, которая находится в состоянии мета-научной саморефлексии, она только обретает свой парадигмальный статус в системе научных оснований: философского, гуманитарного, социально- научного. При этом под акмеологической парадигмой понимается прежде всего ее самостоятельность, отграничивающая на качественном уровне одно научное знание от другого, когда имеющиеся знания о человеке не могут объяснить проблемы его жизнедеятельности с точки зрения существующих наук.

Особенность методологии акмеологии как знания нового типа заключается в том, что она – больше чем другие науки – опирается на методологические принципы, сформировавшиеся в системе других наук и в большей мере в области гуманитарного знания Акмеология открыта воплощению методологического опыта и результатов развития других наук, их знаний о мире, отвечающих современному этапу развития человеческого знания и знания о человеке. Однако, особенностью методологических оснований акмеологии, в отличие от других наук, является единство уровней теоретического и эмпирического в силу как теоретико-практического знания акмеологии, так и в силу ее проективного характера. Кроме того, методологические позиции акмеологии определяются выраженным единством гуманитарного ценностного и точного знания.

В целом, методология акмеологии опирается на совокупность идей о ценности человека, его духовного мира, способности к творческому саморазвитию и самосовершенствованию.

Комплекс вопросов, решаемых современным высшим профессиональным образованием, среди наиболее актуальных представляет определение и создание образовательных условий, при которых, во-первых, обучающийся в вузе становится не просто студентом, а формирующимся и развивающимся специалистом, во-вторых, накопленный потенциал обеспечивает поступательное саморазвитие. При этом ключевыми задачами личностно-профессионального становления выступают новые ценностные ориентации, направленные не только на мотивы конкретно-экономического порядка, но и учитывающие в качестве приоритетных мотивы гуманистического характера.

Открытие самого себя как особой реальности, значимой и достойной изучения, обращение в первую очередь к себе в поиске возможностей своего прогрессивного развития – сближают акценты акмеологии и стратегий современного высшего профессионального образования.