*120247*

О.С.Шумилова

ИДЕЯ СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ Л.Н.ТОЛСТОГО

Лесосибирский педагогический институт – филиал ФГАОУ ВПО  «Сибирский федеральный университет»

 

Особое место в истории отечественной педагогики занимает идея свободного воспитания. На протяжении  многих веков педагоги, философы, общественные деятели искали возможности воплощения не авторитарного, ненасильственного воздействия на подрастающее поколение.     Эту идею в разное время обосновывали и развивали К.Н. Венцель, М. Монтессори, Ж.-Ж.Руссо, Толстой Л.Н. и др. В России одним из основоположников теории свободного воспитания является Л.Н.Толстой. Он рассматривал воспитание  как  стремление одного человека сделать другого таким, каков он есть сам, как действие насильственное, а потому незаконное и несправедливое, и образование как действие свободное, а потому законное и справедливое.  Л.Н. Толстой писал: «Идеал наш сзади, а не впереди. Воспитание портит, а не исправляет людей. Чем больше испорчен ребенок, тем меньше его воспитывать, тем больше нужно ему свободы». По мнению Толстого, ребенка нужно лишь обеспечить материалом, необходимым для гармоничного развития, предоставив полную свободу для работы с ним [1, с. 6-7].

Цель воспитания, сформулированная Л. Н. Толстым, складывались из философских представлений автора о предназначении человека, его места в обществе. Педагогическая модель Л. Н. Толстого ориентирована на достижение идеала – совершенного человека, цели воспитания, сформулированной писателем как «… формирование само сознательной личности…». Идеал Л. Н. Толстого сложен, многогранен, динамичен и складывается из размышлений о воспитании, образовании и развитии ребенка. Результатом этих размышлений стало убеждение, что «… воспитывая, образовывая, развивая или как хотите действуя на ребенка, мы должны иметь и имеем бессознательно одну цель: достигнуть наибольшей гармонии в смысле правды, красоты и добра» [117-119].  Л.Н. Толстой проявлял интерес к душевной жизни человека, особенно растущей, развивающейся личности ребенка.           Одной из определяющих была его мысль о неограниченных возможностях нравственного совершенствования человека, который рожден для постоянного движения и духовного роста. «Здоровый ребенок, - писал Л.Н. Толстой, - родится на свет, вполне удовлетворяя требованиям безусловной гармонии в отношении правды, красоты и добра, которые мы носим в себе… Родившись, человек представляет собой прообраз гармонии, правды, красоты и добра»   [2].                     Духовная жизнь каждого человека, по убеждению Л.Н. Толстого, начинается с того момента, когда у него возникает стремление уяснить цель и смысл окружающего мира и назначение человека. Л. Н. Толстой провозглашал свободу критерием педагогики, считая, что свобода должна быть положена в основу воспитания как педагогический принцип. Свобода не может быть дана человеку, человек только сам может освободить себя. Причину несвободы Л.Н. Толстой предлагал искать в себе. Он утверждал, что ребенок рождаясь на свет бывает совершенно свободен от каких – либо греховных черт, пороков, отрицательных качеств, хотя душа его не представляет «чистой доски», на которой можно писать все, что захочется. Свобода в воспитании,  по Л.Н. Толстому, означает определенную форму побуждающего воздействия на ребенка, при котором он, не подвергаясь непосредственному давлению со стороны воспитателя, не чувствуя над собой его власти, но вместе с тем находясь в сфере его интеллектуального влияния, наиболее полно может проявить активность, самостоятельность во всех областях своей деятельности. Писатель приходит к отрицанию права воспитания и делает парадоксальный вывод: воспитатели потому с таким жаром берутся воспитывать ребенка, что в основе их стремления лежит зависть к чистоте ребенка и желание сделать его похожим на себя. Поэтому Л.Н. Толстой провозгласил право ребенка на свободу, называя свободу и просвещение лучшими благами человека и условием истинного образования. Кроме того писатель рассматривал свободу как одно из главных условий проявления любви, а в воспитании и образовании – как  отсутствие принуждения, насилия, угнетения ребенка. Идея свободного воспитания  Л.Н.Толстого   была реализована им в Яснополянской школе, где он стремился добиться свободы детей учиться: учиться тому, что пожелают или не учиться. В выборе занятий для детей Л.Н. Толстой исходил из детских потребностей и нужд, в этом он видел успех своей школы. В своей статье Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы». Л.Н. Толстой считал, что « …внешний беспорядок этот полезен и незаменим, как он ни кажется странным и неудобным для учителя. О выгодах этого устройства мне часто придется говорить, о мнимых же неудобствах скажу следующее. Во- Первых, беспорядок этот, или свободный порядок, страшен нам только потому, что мы привыкли совсем к другому, в котором сами воспитаны. Во- вторых, в этом, как и во многих подобных случаях, насилие употребляется только вследствие поспешности и недостатка уважения к человеческой природе»[95-100].

Таким образом, характеризуя идею свободного воспитания в интерпретации  Л.Н. Толстого  можно сделать вывод, что основой ее является любовь к ребенку, внимание к его интересам, потребностям, жизни. Ключевым принципом теории свободного воспитания Л.Н. Толстого  выступает свобода, понимаемая мыслителем, как  отсутствие насилия, всяческого принуждения, реализация естественного права ребенка в воспитательном общении.

 

Литература:

1.     Корнетов Г.Б. Идея свободы ребенка // Новые ценности образования. Свободное воспитание: отечественные традиции и инновации. – 2003. – Вып. 3 (14). – С.2-11

2.     Толстой Л.Н.Воспитание в свободе: Избранные педагогические статьи /Составители, вступительная статья М. В. Богуславский, К. Е. Сумнительный – М.: Издательский дом «Карапуз», 2005. – 240 с, илл