*120084*

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через применение нетрадиционных техник

изобразительного искусства

Колесникова Олеся Александровна,

преподаватель изобразительного искусства

Коммунальное государственное учреждение

«Модельная школа – детский сад № 96» акимата  г. Усть-Каменогорска

В обществе всегда для всестороннего развития ребенка неотъемлемой частью являлось обучение ребенка изобразительной деятельности. В системе образования изобразительное искусство - один из компонентов программы дошкольного и школьного обучения. Как показывает анализ, большинство взрослых людей в своих навыках изобразительного искусства достигают немного сверх того, что они умели к 9-10 годам жизни. Вместе с тем такие навыки умственной деятельности, как речь, почерк, вычислительные навыки по мере взросления человека совершенствуются, в плане рисования многие взрослые продолжают рисовать также как дети, каких бы результатов они не достигали в других сферах. Мало того, обычно взрослые со страхом воспринимают предложения что-нибудь изобразить.

Причина данного явления кроется в общепринятой культуре нашего общества. Ведь намного важнее уметь писать и читать, чем рисовать. Поэтому не стоит удивляться тому, что взрослые не умеют рисовать, а дети, заканчивая начальную школу, бросают заниматься изобразительной деятельностью и, на чем развитие их изобразительных навыков прекращается. Но, как показывает опыт, наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от первых этапов формирования личности и заканчивая становлением специалиста, гражданина. Следует задуматься над тем, как важно не упустить момент и не оттолкнуть человека от творческой деятельности, а наоборот, приблизить к ней, заинтересовать, научить видеть и реализовывать свои возможности.

Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духов-

ность будущего гражданина.

Изобразительная деятельность - один из немногих видов, художественных занятий, где ребёнок творит сам, а не просто разучивает и исполняет созданные авторами стихотворения, песни, танцы. Освоение, как можно большего числа разнообразных изобразительных техник, позволяет обогащать и развивать внутренний мир малыша. Проявить творческое воображение - значит, обрести способность создать чувственный образ, выразительно раскрыть замысел.

Занимаясь изобразительным искусством или художественным трудом, ребёнок не только овладевает практическими навыками художника и дизайнера, но и осуществляет творческие замыслы, расширяет кругозор, развивает и воспитывает личный вкус, приобретает способность находить красоту в самом обыденном, развивает зрительную память, воображение, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать. Данные качества нужны не художникам, они полезны любым специалистам, ведь прогресс только современного общества зависит от творческих людей.

С  самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Иногда им не нужны краски, кисточки и карандаши. Они рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, иногда маминой помадой или зубной пастой на стекле, водой разлитой на столе. А со временем изыскивают новые приёмы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве.                                                                                  

Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования. В младшем и среднем дошкольном    возрасте    наряду    с    ознакомлением    с    изобразительными материалами, отработкой технических навыков, дети знакомятся и пробуют себя в нетрадиционных техниках.

            Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

      Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:

·     способствует снятию детских страхов;

·     развивает уверенность в своих силах;

·     развивает пространственное мышление;

·     учит детей свободно выражать свой замысел;

·     побуждает детей к творческим поискам и решениям;

·     учит детей работать с разнообразным материалом;

·     D:\Мои рисунки\Нетрад техники\Граттаж\DSC01605.JPGразвивает чувство композиции, ритма,  колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;

·     развивает мелкую моторику рук;

·     развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии;

·     F:\DCIM\100CANON\IMG_4383.JPGво время работы дети получают эстетическое удовольствие.

      Существует множество видов нетрадиционных  техник  рисования, позволяющих  развивать интеллектуальные способности детей в процессе изобразительной деятельности.

      Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников  и строится по принципу «от простого к сложному».

         Основные техники, используемые с детьми 3-5 лет: рисование пальчиками, ладошками; рисование тычками из поролона, ватными палочками; печатание листьями; рисование свечой; оттиск пробкой, поролона, пенопласта.

В группах предшкольной подготовки: кляксография с трубочкой; монотопия; набрызг; восковые мелки и акварель; оттиск смятой бумагой; C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои результаты сканировани\2011-04 (апр)\сканирование0007.jpgрисование поролоном; гравюра; рисование зубной щеткой; тычок жесткой полусухой кистью;  рисование по сырому; черно-белый граттаж;  кляксография с ниткой; батик; рисование солью; расчёсывание краски; двойное  примакивание  кисти.

Более подробно хотелось бы остановиться на технике коллаж. Это особый вид оформления, представляющий собой комбинирование вырезанных  рисунков,   кусков  бумаги,   материи   и   других   материалов   на плоскости.   Они   приклеиваются   на   основу,   создавая   совершенно   новую композицию.

F:\DCIM\100CANON\IMG_4422.JPGВ умелых руках все «ненужные» вещи (пуговицы, кусочки кожи, ткани, бумага) могут превратиться в удивительные произведения. И эти произведения можно назвать коллажем.

Материалы, которые можно использовать для коллажа могут быть самыми разнообразные, порою даже «бросовые» вещи, которые уже  не находили применения в нашем доме. Это могут быть: ткань различной фактуры; бумага различной фактуры; нитки разного цвета и толщины; пуговицы; пробки; вырезки из журналов, старые фотографии;  тесьма, ленточки; бусины, пайетки, бисер; вата; проволока; клей «ПВА», «клеевой  пистолет».

  Главное - научиться видеть в окружающем нас мире предметов красоту линии, цвета, чувствовать гармонию материалов. И тогда, можно добиться успеха, соединить в единый сюжет, на первый взгляд, несовместимые материалы, найти неожиданное декоративное решение, создать интересные образы.

Задумывая коллаж, композицию будущей картины, художник сначала придумывает её в своём воображении, и только затем подбирает необходимый материал, который смог бы достойно выразить его идею. А иногда бывает наоборот, когда художника поразит белизна и лёгкость шёлка, рисунок кружева, пластичность и изящество нити - и картина вырисовывается в его воображении.

Важным компонентом в работе является выбор основы для будущей композиции. В качестве основы можно использовать: ткань; мешковину; картон; пластмассу; кожу; натянутые на раму нити; любой материал, разбудивший ваше творческое воображение. В зависимости от основы подбирается материал.

Также нельзя ни сказать о стилизации. Стилизация представляет собой упрощение формы, выявление в рисунке самого главного с помощью линии и цвета.

 В коллаже линией являются нити, а цвет помогает выразить настроение, он как музыка, может дать своё звучание картине (радость или грусть). Создавая коллажи, мы не смешиваем краски на палитре в поиске необходимого цвета, а пользуемся готовым цветом материала.

Закрепить детали коллажа на основе можно способом приклеивания, пришивания, прикрепления проволокой. Картины в этой технике доступны детям уже с подготовительной группы. Ниже я предлагаю наиболее удачные и интересные темы для коллажа: «Настроение»; «Лунная ночь»; «Времена года»; «На дне морском»; «В гостях у сказки»; «Зоомагазин»; «Чудо-дерево»; «Цветы желаний»; «Летняя фантазия»; «Лунный букет»; «На далёкой планете»; «Зимние забавы».

     Таким образом, чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.

      С тех самых пор, как я начала работу с детьми в нетрадиционной технике рисования, при моем появлении в любой из групп первая реакция детей – радость и немедленный вопрос: «Что мы будем сегодня рисовать и чем?».    Творческий процесс - это настоящее чудо. Понаблюдайте, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь"

     Используя  нетрадиционные изобразительные технологии, помогаю понять ребенку мир красок и линий, предоставляю больше  шансов для самовыражения. Также эти приёмы дают ребёнку больше думать, искать, пробовать и т.д. Кроме того, в каждом методе и приеме есть своя гармония  цвета и линии, каждый может служить как способом создания отдельного произведения, так  и оригинальной частью шедевра. 

 

Литература:

1.   Комарова Т.С. Дети в мире твор­чества: Кн. для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мнемониза, 1995

2.       Комарова Т.С. Детское изобрази­тельное творчество, что под этим следу­ет понимать? // Дошкольное воспита­ние. 2005. №2.

3.       Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. – М; ТЦ «Сфера», 2004

4.       Крылова О.Л. «Коллаж», Алматы.  1993

5.       Сакулина Н.П. Рисование в до­школьном детстве. М., 1965.

6.       Флерина Е.А. Эстетическое вос­питание дошкольника. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.