*119994*

                                                                     БАКУМЕНКО  В.М.

                                                                                Москва

 

                                   «МОЙ ПЕСЕННЫЙ ПОДВИГ БЕЗВЕСТЕН»

 

                                                           «Семеновский – человек, рождённый на прелестной,

                                                            обольстительной земле, любит красоту её и красоту

                                                            народного творчества…  Он поэт настоящий».

                                                                                        Максим Горький

 

 

    Имя Дмитрия Николаевича Семеновского (1894-1960) современным читателям почти неизвестно. Но так было и при жизни поэта, однажды сказавшего: «Мой песенный подвиг безвестен». На этот горестный афоризм Горький ответил: «К сожалению, это правда. К сожалению потому, что это – правда несправедливости».

    Давайте эту «правду несправедливости» хотя бы в малой степени исправим публикацией статьи о талантливом поэте, прозаике, переводчике, журналисте и таким образом привлечём внимание к творческому наследию человека, почти полвека верой и правдой служившего родной русской словесности.

    Дмитрий Николаевич Семеновский родился в селе Меховицы Ковровского уезда Владимирской губернии. Грамоте научился по сказкам Пушкина ещё до школы. Он учился в школе, построенной благодаря хлопотам отца, сельского священника. Мальчик много читал, в нём рано пробудилась страсть к рисованию.

    В десять лет Дмитрия отдали в Шуйское духовное училище. Там он рисование оставил и увлёкся литературой ещё больше, чем прежде. Читал Лермонтова и Некрасова, начал писать стихи.

    Спустя несколько лет юноша поступил во Владимирскую духовную семинарию. Оттуда он был исключён за участие в забастовке без права поступления в среднее учебное заведение. «Семерых начальство по этапу выслало из Владимира в родные сёла. К злополучной семёрке был причислен и я. Как и другие, я получил волчий билет. Пути       к дальнейшему учению оказались для нас закрытыми», – писал Семеновский позже           в воспоминаниях, опубликованных в книге «А.М. Горький. Письма и встречи».

    В такой сложнейшей, драматической ситуации Дмитрию Семеновскому обрести себя помогла литература. В 1912 году произошло знаменательное событие – его стихи были напечатаны в газетах «Невская звезда», «Правда» и «Старый Владимирец». Окрылённый успехом, юноша пишет письмо Горькому и посылает писателю свои новые стихи.

    Ответ Горького обрадовал и обнадёжил: «Искра Божья у вас, чуется, есть. Раздувайте её в хороший огонь…  Ищите себя, всех слушайте, всех читайте, – никому не верьте и везде учитесь. Сим и можете победить».  

    Горький и в дальнейшем следил за судьбой Семеновского и помог ему поступить в Народный университет имени А.Л. Шанявского – единственное в России учебное заведение, где от поступающего не требовали аттестат или свидетельство о благонадёжности. Из своих средств писатель назначил ему стипендию, но предупредил: «об участии моём в делах Ваших никому не байте, – это может дурно отразиться на политической благонадёжности Вашей…». И был прав: после революции во Владимирском охранном отделении были найдены копии горьковских писем к Семеновскому.

    Наставник посылает своему подопечному книги, печатает его стихи, сурово критикует, учит требовательно относиться к своему творчеству, ибо «литература у нас, на Руси, дело священное, дело величайшее…».

    В 1915 году состоялась первая встреча Дмитрия Семеновского с Максимом Горьким. Писателя интересовало, как живёт, что читает, как работает его подопечный. Горький показал стихи Семеновского Александру Блоку. Известен отклик Блока – статья «О Дмитрии Семеновском».  Она написана почти сто лет назад, но до сих пор никто не сделал попытку раскрыть её содержание. Оказывается, всё дело в том, что Блок написал о Семеновском  предельно откровенно, резко, жёстко, правдиво, но какой наглядный прекрасный урок получил начинающий поэт!  Уже начало статьи Блока предвещало серьёзную критику: «Прочтя сначала подряд тетрадь «Заревые знамёна», я не пленился ни одним стихотворением в целом». Хотя узнать такую правду о своих поэтических опытах тяжело, но зато очень полезно. Будущее показало, что Дмитрий Семеновский всё правильно понял и сделал нужные выводы из статьи великого поэта. Тем более что Блок нашёл в его стихах удачные строфы, «по-настоящему сказанное» и признал, что Семеновский – поэт. Можно представить, как окрылили и вдохновили молодого поэта такие слова Мастера: «Много рассеяно в этих стихах живого дарования, многое поётся, – видно, что многое и рождается из напева; рифма зовёт рифму, иногда – новую, свою».

    Закончить учёбу Дмитрию Семеновскому в Университете Шанявского помешала война. В 1916 году он окончательно переселился в Иваново-Вознесенск, где сначала работал мелким служащим в банке, в городской управе, а затем в газете «Рабочий край», которой отдал шестнадцать лет журналистской работы. На её страницах впервые увидели свет многие его стихи, очерки, прозаические произведения. Именно в Иванове были изданы первые сборники стихов Семеновского «Благовещение» и «Под голубым покровом». Стихи поэта публиковались не только в краю текстильщиков, они стали появляться и в Москве: в «Новом мире», «Красной нови», в сборниках. В столице вышли также сборники стихотворений Дмитрия Семеновского «Мир хорош» (1927), « Земля в цветах» (1930), «Путь» (1933), сборник прозы «Хлеб» (1931).

    В своих поэтических произведениях зрелой поры Дмитрий Семеновский рисует проникновенные картины природы. Его живопись словом вызывает в памяти многочисленные ассоциации с работами русских художников-пейзажистов. Тем более что некоторые стихи прямо указывают на источник вдохновения. Так, например, стихотворение «Сказка» имеет подзаголовок «К картине Рёриха «За морями – земли великие». Читая Семеновского,  мы вспоминаем и Левитана, и Серова, и Кустодиева, Малявина, Коровина, и многих других певцов красоты русской природы.

    Оставил Д.Н. Семеновский и прозаическое наследие. Особо следует сказать о его книге об артели русских художников-миниатюристов «Мстёра». Она состоит из серии документальных рассказов. Её можно назвать художественной монографией о труде русских умельцев, о жизни и творчестве настоящих подвижников и бессребреников. Их искусство, быт, мечты и чаяния запечатлены чуткой словесной кистью.

    Перу Дмитрия Семеновского принадлежит также серия рассказов. В них он выступает живописцем русской деревни, жизнь которой отлично знал и любил. Им написаны проникновенно и душевно изобилующие множеством ценных сведений и свидетельств современника воспоминания о Максиме Горьком и Сергее Есенине.

    С молодых лет Дмитрий Семеновский был увлечён работой переводчика. Это такая прекрасная школа мастерства. Дмитрий Николаевич всю жизнь уделял много внимания переводу близких ему по духу и манере поэтов на русский язык. И здорово преуспел в этом по-настоящему творческом и увлекательном деле: были изданы сотни поэтических сборников, в которые включены его отличные переводы.

    К этой области творчества Д.Н. Семеновского многие годы ошибочно относили и его работу «Слово о полку Игореве». Трудиться над «Словом» он начал ещё в 1913 году и не прекращал до конца жизни.

    В кратком энциклопедическом словаре «Слово о полку Игореве» в литературе, искусстве и науке» Д.Н. Семеновскому посвящена отдельная статья. В ней, в частности, отмечено, что рукопись «Слова» Семеновский направил Горькому. Писателю перевод «определённо не понравился», потому что в нём снижена «эпическая красота», «мощная красота» памятника, нарушена ритмика и слишком обеднён словарь, который в оригинале отличается богатством и стилистическим многообразием.

    Поэт не согласился с резкой критикой Горького, ибо выпустил в свет не перевод, а свою интерпретацию «Слова». Как показало время, Семеновский был прав, ибо и не ставил перед собой задачу делать перевод великого памятника древнерусской литературы. Сюжет «Слова о полку Игореве» дал Дмитрию Семеновскому прекрасную возможность средствами своего поэтического языка в своей индивидуальной манере прирождённого лирика создать вполне самостоятельное поэтическое произведение. Такая работа вполне оправдана и имеет право на существование, ибо даёт ярчайший образец того, как «Слово о полку…» может быть воплощено современными стилевыми и языковыми средствами. Тем более, что легендарное творение XII века нисколько не потеряло в трактовке поэта ХХ столетия своей бесподобной эпической мощи, а лишь только прибавило проникновенности и лирической силы звучания.

 

                                                                   *   *   *

 

    Возвращаясь к началу статьи, следует отметить, что на безвестность песенного подвига замечательного русского поэта Дмитрия Семеновского в огромной мере повлияли драматические события в его личной и творческой жизни в 30-е и 40-е годы. Чаша сия не миновала и героя нашей статьи.

    На рубеже 20 – 30-х гг. костоломная критика той поры обвинила поэта в «абстрактном гуманизме» и симпатиях к «крепкому единоличному хозяйству». А в декабре 1933 года он был арестован по клеветническому доносу, и только вмешательство Горького тогда спасло поэта.

    Но те «бойцы невидимого фронта» ничего не забывали и нашли повод испортить жизнь Дмитрию Семеновскому уже после войны. В «Разрозненных записях» известный писатель Л.А. Озеров рассказал эту историю, как продолжение известного «липового дела» Ахматовой и Зощенко:

    «После речи А. Жданова был (очевидно, негласный) указ обкомам, райкомам и соответствующим организациям писателей – всенепременно найти на местах свою Ахматову и своего Зощенко. Разнарядка получена, начались поспешные поиски. И что же? Пострадали многие.

    Мне рассказывал мой старый институтский друг Михаил Кочнев, возглавлявший одно время Ивановскую писательскую организацию. Рабочий край. Местных подобий Ахматовой и Зощенко не было. Но приказано найти. Нашли. Тонкого лирика, одного из поднятых Горьким писателей, его любимца Дмитрия Семеновского. О нём писал Блок. Он составлял славу края. Им в числе других писателей-ивановцев интересовался Ленин. Ничего не спасло.

    Назвали, проработали, перестали печатать. В тяжёлую пору, когда поэт переживал потерю единственного сына на войне. Я был в переписке с Дмитрием Николаевичем. Знаю, как мучительно он жил, как пагубно отозвалось на нём это неожиданное и несправедливое проклятие. Мне удалось напечатать в «Труде» статью о Семеновском. Постепенно его возвращали в «ряды». Возвратили, но поздно. Жизни не хватило».

 

    Подлинная оценка почти полувекового подвижнического труда в литературе Дмитрия Николаевича Семеновского – дело будущего. Но фундамент для восстановления исторической справедливости по отношению к незаурядному поэту ХХ века закладывается уже в наше время, поскольку продолжают выходить в свет его книги и они находят своего читателя, несут людям тепло, любовь, радость земного бытия – ведь это настоящая поэзия, отмеченная лирической проникновенностью, тонкостью, элегантностью, задушевностью, честностью, искренностью.

    Чтобы дать представление о пронзительной поэтике Дмитрия Семеновского, закончим статью его стихотворением, прослушав которое, Сергей Есенин промолвил: «Какая нежность».

                                       Всем нам, всем – цветам, деревьям, людям –

                                       Для любви раскрыться суждено.

                                       Мы цветём, мы теплимся, мы любим

                                       И, любя, сливаемся в одно.

                                       Я такой же, как побеги мая,

                                       Как подснежник, вспыхнувший у пня.

                                       Оттого влюблённость молодая

                                       Сладко взволновала и меня.

                                       Вслед восставшим из земли растеньям,

                                       Вслед зелёной ветке и лучу

                                       Затаённым солнечным цветеньем

                                       Я дышать, я полыхать хочу.

                                       Звёзды, звёзды!

                                       Счастлив, кто полюбит,

                                       Чьей душе опять дано цвести.

                                       Лунный свет ещё нежней голубит

                                       Каждый камень на моём пути.

                                       Небеса склонились к полю ниже,

                                       И в тревожной вешней тишине

                                       Сердце мирозданья бьётся ближе, –

                                       Может быть, в тебе или во мне.

    Да, человек, написавший такое стихотворение, имеет право остаться не только в истории литературы, но и в памяти и сердцах благодарных читателей.