*119779*

Психология и социология/5. Психолого-воспитательные проблемы развития личности в современных условиях

 

Куимова М.В.

Национальный исследовательский Томский политехнический университет

О важности воспитания духовно-нравственных ценностей

 

Природа дала человеку в руки оружие – интеллектуальную моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону, поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом и самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах.

Аристотель

 

         В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, – не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Духовность, нравственность – базовая характеристика личности, проявляющаяся в деятельности и поведении. Задача высшего образования – воспитание выпускников, преданных отечественным идеалам, убежденных в социальной значимости своей профессиональной деятельности, формирование у них духовно-нравственных ценностей. Более того, актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана с необходимостью подготовки широко образованных, высоконравственных людей, вооруженных нравственными знаниями, которые не только информируют о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

         Категория «духовно-нравственное воспитание» прочно входит в тезаурус современной отечественной педагогической теории и практики, отражается в программных документах образования, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

         Под «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

·        нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

·        нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);

·        нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

·        нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли) [2].

         В научной литературе просматривается различное толкование нравственности. Нравственность по «Словарю русского языка» С.И. Ожегова, представляет собой внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами [1].

Профессиональная нравственность, являясь, по мнению Г.Н. Серикова, компонентом квалификации специалиста, – это способность специалиста проявлять духовность в процессе исполнения своих профессиональных компетенций. Таким образом, профессиональная деятельность специалиста должна быть пронизана «тканью» нравственного отношения специалиста к исполнению своих компетенций [3].

         Нравственность, имеющая своим источником духовность, не просто формируется, она воспитывается с малых лет. «Система образования, – подчеркивает председатель правительства РФ Д.А. Медведев, – в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации».

         В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало духовно-нравственному становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, бытовой). Это давало и дает русскому человеку (по сравнению с западным культурным человеком) возможность иного, более полного и объемного восприятия мира, своего места в нем.        

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Православно-христианские принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира, человека и общества обладают неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями. Именно на их основе возможно преодоление современного кризиса культуры, науки, образования, кризиса внутреннего мира человека.

 

Литература:

1)         Ожегов С.И. «Словарь русского языка». М.: Русский язык, 1989. 750 с.

2)         Протоиерей Шестун Евгений Православная Педагогика: Учебное пособие. М.: Про-Пресс, 2001. 576 c.

3)         Сериков Г.Н. Образование и развитие человека. М.: Мнемозина, 2002. 416 с.