Физическая культура и спорт. Физическая культура и спорт: проблемы,

исследования, предложения.

К.п.н., ст. преподаватель Андреенко Т.А., доцент, к.п.н. Ткачева Е.Г.,

ст. преподаватель Хомутова Е.В., ст. преподаватель Зюзько В.А.

ФГБОУ ВПО Волгоградская государственная академия физической культуры, Россия

ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический

университет», Россия

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ

К СОРЕВНОВАНИЯМ В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА

 

Проблемы психологической подготовки спортсменов к соревнованиям – одна из центральных научных тем в отечественной психологии спорта [1;6;7]. Детально изучены различные виды предстартовых состояний у спортсменов практически всех видов спорта, разработаны методы регуляции и коррекции неблагоприятных предстартовых состояний [2;3].

Тем не менее, в последние двадцать лет в российском спорте традиция применения научно-разработанных средств контроля и регуляции предстартовых состояний практически утрачена. Современные представления о психологической подготовке к соревнованиям как проблеме самого спортсмена, уровня его профессиональной пригодности разделяются большинством тренеров. Лишь в отдельных видах спорта (например, в большом теннисе) тезис о необходимости специальной работы в плане психологического настроя на спортивный поединок с привлечением специалистов-психологов еще находит свое применение. Опыт работы зарубежных тренеров во многих видах спорта, особенно командных, показывает, что обеспечение оптимального предстартового состояния спортсмена является важнейшим условием достижения высоких спортивных результатов [4].

Несмотря на ее игнорирование, задача настроя спортсмена на конкретный спортивный поединок остается. Варианты ее решения в лучшем случае сводятся к «пятиминутке ненависти», устраиваемой тренером в раздевалке перед выходом на разминку. В наиболее психологически трудном положении оказываются именно спортсмены, которые, с одной стороны, чувствуют необходимость проведения каких-то специальных мероприятий по проведению себя в оптимальное состояние, а, с другой стороны, вынуждены ориентироваться на инструктаж, проводимый тренером. При этом часто спортсмены не могут точно оценить особенности своего эмоционального состояния, и, соответственно, выработать механизмы его адекватной коррекции. В условиях, когда подготовка к старту рассматривается как «личное дело спортсмена», а установки тренера не учитывают актуальное эмоциональное состояние спортсмена, возникает дополнительный стресс, который наряду с другими факторами неблагоприятно отражается на эффективности соревновательной деятельности. Таким образом, перед стартом спортсмен сталкивается с трудной жизненной ситуацией и вынужден искать пути выхода из нее.

Рассмотрения спортивной борьбы как трудной жизненной ситуации укладывается в распространенную в зарубежных исследованиях концепцию стресса Р. Лазаруса [5]. Согласно данной теории, попадая в стрессовую ситуацию, человек реагирует на нее, избирая определенную поведенческую стратегию, названную автором копингом или совладающим поведением.

В зарубежных исследованиях спортсменов достаточно активно рассматривается взаимосвязь между успешностью спортсменов и используемых ими копинг-стратегий [8]. В нашем исследовании мы попытались выявить, каким образом спортсмены решают задачу настроя на конкретный соревновательный поединок, исходя из идеи о том, что успеха в этом достигают спортсмены, использующие продуктивные копинг-стратегий (преодоление, активизацию и др.).

В качестве контингента исследования были выбраны студенты университетской сборной по водному полу. Предварительно было выявлено, что процесс психологической подготовки команды к игре проходит стихийно, а задача настроя на игру решается, как правило, тренером самостоятельно в ходе установки в раздевалке. Штатный психолог в команде отсутствует. Спортсменам предлагалось описать процесс психологического настроя на игру в виде письменного самоотчета. Кроме того, полученные данные дополнялись данными наблюдений, статистическими показателями, экспертными оценками. Сначала мы пытались выявить особенности поведения спортсменов, связанные с решением ими задачи психологического настроя на игру.

Выделены две основные группы игроков.

Спортсмены первой группы подробно описывали используемые ими способы настроя на игру. Так, ими отмечались:

1)           подготовка к игре в плане специальной организации своей жизнедеятельности: изменение распорядка дня, перенос встреч с друзьями, девушкой, полуденный сон перед игрой; спортсмены также упоминали значимость «спортивных примет», например, выйти из дома в определенное время, взять «счастливые» предметы и т.п.

2)           подготовка к игре в плане специальной психологической подготовки: продумывание собственной игры, плана на игру, предвосхищение действий противника, разработка противодействий определенным приемам и т.п.; к сожалению, часто подобный самоотчет являлся сильным преувеличением спортсмена, попыткой представить себя искушенным профессионалом.

3)           подготовка к игре в плане эмоционального настроя: прослушивание бодрой музыки, «выбрасывание плохих мыслей», отвлечение от внешних раздражителей и т.п.

Самоотчеты спортсменов второй группы были скудными, при этом отмечалась, прежде всего, роль тренера в ходе предматчевой установки, а какие-либо специальные мероприятия по подготовке к матчу не упоминались. Свою функцию спортсмен видел в том, чтобы исполнить поставленные перед ним задачи на игру.

Сравнение эффективности соревновательной деятельности спортсменов двух групп показало, что наиболее успешными оказались спортсмены второй группы.

В другом подобном исследовании, проведенном в ходе опытно-экспериментальной работы с юными теннисистами подросткового возраста, исходные условия были диаметрально противоположными. Так, тренер подчеркивал важность специальной работы по настрою юных спортсменов на игру, использовал результаты психологической диагностики об особенностях эмоционального состояния теннисистов, принимал участие в разработке специальной программы настроя на конкретный спортивный поединок. Среди самих спортсменов также выделились две большие группы – с одной стороны, спортсмены, принявшие задачу освоения предложенной им программы психологической подготовки к соревнованиям и, в частности, к каждой игре, и, с другой стороны, спортсмены, формально принявшие данную задачу, по сути, игнорируя предложенные рекомендации под различными предлогами. Спортсмены второй группы при этом в большей степени ориентировались на указания тренера, стремясь в первую очередь выполнить предложенный им план на игру. Для спортсменов первой группы было важным также принимать самостоятельные решения и следовать собственной тактике и стратегии ведения спортивного поединка.

Результаты соревнований таковы – чаще успехов добивались теннисисты первой группы, а спортсмены, исключительно ориентированные на исполнение указаний тренера, как правило, проигрывали.

Наконец, в исследовании взаимосвязей способов настроя баскетболистов студенческой команды по баскетболу с показателями эффективности соревновательной деятельности не было, выявлено значимых различий между спортсменами, использовавшими или не использовавшими специальные методы психологической подготовки. При этом тренеры команды выражали скептическое отношение к подобным методам, считая их использование, пустой тратой времени, не выясняя, в каком эмоциональном состоянии приходит баскетболист на игру.

Сравнительный анализ данных исследований позволил сформулировать следующие выводы:

1.      Для овладения спортсменами методами психологической саморегуляции в подготовке к конкретному спортивному поединку решающее значение имеет отношение тренера к ним. Самостоятельный поиск методов психологического настроя на предстоящие соревнования оказывается чаще всего неэффективным.

2.      Важным условием эффективности работы спортивного психолога при подготовке к соревнованиям является разделение и взаимосвязь функций между ним и тренером: если тренер вырабатывает общую стратегию подготовки спортсмена к соревновательной борьбе с учетом предоставленной психологической информации о его индивидуально-психологических особенностях, то психолог подбирает конкретные методы эмоционального настроя в русле данной стратегии.

3.       На этапе «спортивной зрелости» у спортсменов формируется собственная система психологической подготовки к конкретному соревнованию, которая часто не рефлексируется им в полном объеме, проявляясь в виде «поведенческого стереотипа», тесно связанного с определенной стратегией совладаюшего поведения. При этом более успешные спортсмены используют преодолевающие или адаптивные модели копинта, а менее успешные – модели избегания.

Литература:

1.   Алексеев А.В. Преодолей себя! Психическая подготовка в спорте. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 352 с.

2.   Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. – М.: ФиС, 1981. – 112 с.

3.   Гиссен Л.Д: Время-стрессов. – М.: ФиС, 1990. – 192 с.

4.   Ильин Е.П. Психология спорта. – СПб.: Питер, 2008. – 797 с.

5.   Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования. – Л.: Наука, 1970. – 178 с.

6.   Пуни А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованиям в спорте. – М.: ФиС, 1969. – 88 с.

7.   Родионов А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат. – М.: ФиС. 1983. – 112 с.

8.  Coping and Emotion in Sport /J. Thatcher, M. Jones, D. Lavallee – Routledge, 2011. – 370 p.