Философия/2.Социальная философия.

К.п.н. Перетягина Н. Н.

Челябинский  государственный педагогический университет, Россия

Учебная ситуация

как условие развития  толерантности

в процессе становления личности

Одним из условий развития толерантности в процессе  становления личности, на наш взгляд, может быть учебная ситуация, под которой мы вслед за С.Ю. Кургановым понимаем ситуацию встречи обучающегося с новым объектом, ситуацию потенциальной возможности вопроса, учебной задачи, проблемы, парадокса. В таком случае в аспекте развития толерантности каждая социальная ситуация может рассматриваться,  с одной стороны, как учебная, с другой стороны, как экологичная.

С позиций современной культурологии, все существующее  в мире культуры можно разделить на три основных типа: подчиняющие человека природе; подчиняющие природу человеку; стремящиеся к гармонии между ними (1, с. 48).  Тема  гармонизации отношений человека с самим собой и миром известна с древнейших времен (Платон, Марк Аврелий, Эпикур и др.). Так, например,  философские школы Античности и Средних веков  предлагали каждая свой путь постижения гармонии. Однако эта тема в некотором отношении представляется одной из вечных.

Под гармонизацией отношений личности с самой собой и миром мы понимаем  целостный процесс  свободной творческой активности по овладению ресурсами (социально-экономическими, технико-технологическими, природными, культурными и информационными)  на основе целесообразности, единства слова и дела, положительного всеединства (2) и взаимодействия.

Теория живых систем (3) описывает мир как систему в системах. Поэтому гармонизация отношений в образовательном процессе, на наш взгляд, возможна при условии, если все направления деятельности личности пронизывают (как сферы) следующие компоненты содержания: Я  (Человек); Я и другой, мое близкое окружение (межличностные отношения); Мы (общество); Природа; Место (класс, школа, город, область, страна, планета, космос); Время (прошлое, настоящее, будущее, вечность); Пространство человечности (духовно-нравственные ценности). Подчеркиваем, что данные компоненты рассматриваются нами как экосферы, то есть «институционные области социально – экологической реальности,  в которой отражаются, осмысливаются экологические потребности через соответствующие виды деятельности и отношений» (4, с. 42).  В таком аспекте толерантность рассматривается нами как экологическая потребность личности в гармоничных отношениях со средой в системе «природа – общество - человек», включая и саму личность в процессе ее становления. Под становлением личности при этом мы понимаем непрерывный процесс целенаправленного прогрессивного изменения личности на основе осознаваемой потребности  под влиянием социальных воздействий и собственной активности.

Известно, что философия и психология рассматривают понятие толерантности под разным углом зрения. Если философия подчеркивает личностный аспект, рассматривая толерантность как «терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам» (5, с. 457), то психология отмечает психофизиологический аспект, определяя толерантность как  «отсутствие или  ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию» (6, с. 401-402).

Известно, что снижение чувствительности к неблагоприятным факторам проявляется, с одной стороны, в повышении порога эмоционального реагирования на угрожающую ситуацию, с другой стороны, внешне  это  выражается в выдержке, самообладании, способности длительно выносить неблагоприятные воздействия без снижения адаптивных возможностей (там же). Вместе с тем толерантность является признаком уверенности личности в себе и сознания надежности своих собственных позиций. Отсюда можно сделать вывод, что в фундаменте толерантности заложены такие психологические механизмы, как саморегуляция, самосознание и позитивное самоотношение (7). 

В последние годы ХХ века (Б.Т. Лихачев, Н.Н. Моисеев,  Н.В. Маслова)  и первые годы ХХ1 (В.И. Медведев, Л.В. Моисеева, Ф. Капра) понятие толерантности связывается с экологическим воспитанием (образованием). Следует отметить, что стремительно нарастающее в последние годы число концепций, программ, учебных и методических пособий по экологическому воспитанию — объективное явление, которое отражает поисковый характер экологизации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе. Анализ содержания опубликованных в различных учебно-методических изданиях программ показывает, что  большинство из них имеет преимущественно образовательный характер.

Основная цель разработанных курсов заключается, как правило, “в объединении и систематизации (“углублении”, “расширении”, “интеграции” и т.п.) разрозненных знаний по предметам естественного и общественно-гуманитарного циклов”,  раскрывающих характер взаимоотношений и взаимодействия природы и человека на различных этапах развития цивилизации. Это ни в коей мере не умаляет  достоинств этих программ. Вместе с тем, в настоящее время возникла объективная необходимость в определении новых  подходов, создания программ и систем, построенных в логике, которая представляет собой выражение потребностей общества в  личности,  способной гармонизировать свои отношения с самой собой и миром, толерантной  по отношению к самой себе и другим.

В педагогической практике, к сожалению, нередки случаи отчуждения личности обучающегося от  образовательного процесса (что может выражаться, например, в снижении или отсутствии учебной мотивации) и/или отчуждения ученика от себя самого (неприятие себя, что выражается, в частности, в самоедстве, самоуничижении). Рвутся связи индивида в целостной системе его «Я» и в системе его отношений с социумом. О какой толерантности  в таком случае может идти речь?

Терпимой к другим, на наш взгляд, может быть личность, терпимая прежде всего к себе, способная к саморегуляции, имеющая развитое самосознание и позитивное (ценностное) самоотношение, личность, способная гармонизировать отношения с самой собой и миром. В связи с этим можно отметить, что именно в ситуации (как совокупности обстоятельств) проявляются выше означенные понятия. Проявляются при условии, если ситуация осознается субъектом деятельности в качестве  учебной.

Учебной она является в силу включенности человека в бытие его действиями, имеющими в числе прочего и преобразующий характер. Эти действия, как отмечает С.Л. Рубинштейн,  «порождены как ситуацией самой по себе, так и соотношением с потребностями человека» (8, с. 357).  Человек создает ситуацию, ситуация создает человека, поскольку всякая ситуация «по самому существу своему проблемна. Отсюда – постоянный выход человека за пределы ситуации, а сама ситуация есть становление» (там же).  Разрешая ситуацию тем или иным способом,  в ней человек учится  чему-либо, приобретает некий жизненный опыт. В таком случае, с одной стороны, чтобы  подойти к созданию ситуации  конструктивно, человеку необходимо такое качество, как толерантность. С другой стороны, сама ситуация (учебная) является условием развития толерантности, когда человек воспринимает ее как конструктивную, видит в ней не только негативные моменты, но и  смысл, воспринимает ее позитивно. Так, один из героев М. Горького из пьесы «На дне», Лука, на вопрос: «Отчего ты, дедушка, такой добрый, мягкий?» отвечает: «Мяли долго, оттого и мягкий».

Экологичной же учебная ситуация является, исходя из теории систем, в силу  системной заданности всего сущего: человек как система, мир как система. Мы всегда находимся в какой-либо ситуации (учебной): ситуации неопределенности, ситуации, которая ставит перед нами решаемые или не решаемые (на сегодня) задачи. Поскольку, по мнению С.Л. Рубинштейна, «становление сначала есть нахождение в ситуации, затем выход за пределы этой ситуации в сознании и действии» (8, с. 358), в каждой ситуации, являясь субъектами познания и деятельности, мы либо созидаем себя и мир, либо разрушаем. Отсюда следует, что каждую учебную (социальную, педагогическую, образовательную) ситуацию  необходимо рассматривать как экологичную, что может явиться одним из оснований развития толерантности личности, в частности, и социума в целом.

Как сказал один из учеников 6 класса средней школы в процессе осмысления учебного материала, «пришло время (и давно пришло), когда нужно защищать  не только природу от человека, но человека от самого себя». Каков же характер взаимодействия субъектов образовательного процесса возможно обеспечить  для развития толерантности личности в процессе использования учебных ситуаций? Нам представляется, что не случайно современная дидактика и педагогика оперируют такими понятиями, как «ситуативное обучение», «выбор индивидуальной образовательной траектории», «образовательная рефлексия», «личностная самореализация ученика», «метапредметные основы образовательного процесса» (9), «совместная деятельность», «сотрудничество», «сотворчество» (10, 11). В свете выше изложенного данные понятия, на наш взгляд, находятся в одном семантическом поле, связанном с гармонизацией отношений личности  с самой собой и миром, в целом, и развитием толерантности, в частности. Одним из условий,  обеспечивающих реализацию дидактических и педагогических принципов, на наш взгляд,  может выступить  учебная ситуация, рассматриваемая как экологичная.

Таким образом учебная ситуация является условием развития толерантности в процессе становления личности, в частности, и социума, в целом, если:

§        воспитание  предполагает своей целью создание условий для гармонизации отношений личности  с самим собой и миром;

§        каждая ситуация (социальная, педагогическая, образовательная) понимается как учебная;

§        ситуация носит характер не только учебной, но и экологичной;

§        взаимодействие и взаимоотношения обучающих и обучаемых, которые требуют принятия решения и соответствующих действий или поступков со стороны участников, будут строиться на основе сотрудничества и сотворчества.

Освоение данных педагогических реалий участниками образовательного процесса, на наш взгляд, создает, кроме прочего, и условия для развития саморегуляции, самосознания, позитивного ценностного самоотношения, которые являются, в свою очередь,  психологическими механизмами  развития толерантности.

Литература:

1.     Буковская Г.В. Воспитание экологической культуры в системе туристско-краеведческой деятельности / Г.В. Буковская. -  Педагогика. -  М.: Педагогика, 2002. - № 5 -  С. 48 – 51.

2.     Умов Н.А. Эволюция мировоззрений в связи с учением Дарвина /В кн.: Русский космизм: Антология философской мысли/Сост.  С.Г. Семеновой, А.Г. Гачевой. – М.: Педагогика-Пресс, 1993. -368 с.

3.     Капра Ф. Паутина жизни. Новое научное понимание живых систем / Ф. Капра. - София, 2003.

4.     Моисеева Л.В. Экологическая педагогика. Понятийно-терминологический словарь для учителя / Л.В. Моисеева. -  Екатеринбург, 1996. - 56 с.

5.     Краткая философская энциклопедия / Под ред. Е.Ф. Губского, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. – М.: Прогресс - Энциклопедия, 1994. – 576 с.

6.     Психология. Словарь/ Под  общей ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд, - М.: Политиздат, 1990. – 494 с.

7.     Лобейко Ю.А Инновационная деятельность и творческое развитие педагога / Ю.А. Лобейко, Т.Г.Новикова, В.И.Трухачев. - М.: Илекса, 2002. – 416 с.

8.     Рубинштейн С.Л. Человек и мир / В кн.: Бытие и сознание/ С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2003.-512 с. – (Серия «Мастера психологии»).

9.     Хуторской А.В. Современная дидактика. Учебник для вузов / А.В. Хуторской. – СПб.: - Питер, 2001. – 544 с.

10. Белкин А.С. Педагогика Детства, Екатеринбург, 1995.

11. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. заведений / Г.М. Коджаспирова А.Ю. Коджаспиров– М.: Академия, 2001. – 176 с.