ТУРИЗМ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

 

Полесская Ольга Петровна, к.э.н., доцент

Россия, Брянский государственный университет имени

академика И.Г. Петровского

 

Глобализация — ключевая тенденция развития человечества в последние два-три десятилетия. Мир становится глобально взаимосвязан и взаимозависим, поэтому и кризисные явления, и экономические подъемы с легкостью выходят за рамки границ отдельных стран, сокращая или увеличивая межстрановые потоки товаров, услуг, капитала, рабочей силы, а значит, и все более значимую и зависимую от международного производства часть спроса и предложения на внутренних рынках.

Экономические связи между странами все сложнее называть традиционным термином «международные», поскольку сегодня в большинстве своем взаимодействуют между собой не субъекты разных национальных хозяйств («народов»), а сложные транснациональные образования, оперирующие глобально, т.е. повсеместно. Транснационализация бизнеса в последней трети XX - начале XXI века — это один из процессов, на основе которого возникла и развивается глобализация.

Туризм представляет собой глобальное явление современности, характеризующееся проявлением противоречивых тенденций интеграции и дифференциации в межкультурных, экономических, политических взаимодействиях.

Важное значение имеет понимание социокультурного аспекта взаимодействия туризма и глобализации.

Глобализация является совокупностью процессов интенсификации экономических, политических, социокультурных отношений, разворачивающихся поверх государственных границ. Ее итогом становится гомогенное мировое пространство, которое охватывает большинство стран мира. Оставаясь клеточками национальных организмов, люди становятся гражданами мира. В процессе повседневной деятельности они все чаще вступают в контакты с иноземцами, иноверцами, мигрантами, туристами. Глобальное распространение идентичных политических и культурных образцов делает пространство ирреливантным, что распространяется на единообразный комплекс услуг, в том числе туристских.

В системе устойчивых ассоциаций глобализация представляется объективным безличностным процессом современности, туризм - лакмусовая бумажка, сфокусированный взгляд, в котором проявляются общие и локальные тенденции международных отношений. Современный турист - обитатель глобального мира, маленький человек с большими возможностями. Он уподоблен космополиту эпохи Ренессанса «гражданину мира» Эразму Роттердамскому, находясь одновременно везде и нигде. Современный турист - космополит эпохи глобализации, носящий с собой не рюкзак, а кредитную карту. Он вырабатывает свои жизненные стратегии, но не с целью выживания, а ради движения и продвижения.

Перед современным человеком в потоке повседневности стоит не столько проблема выбора, сколько установление приоритета в самой бесконечности выбора. Современный потребитель туруслуг стоит перед сложным выбором не только из богатейшего ассортимента предложений туристского рынка, но и собственной рефлексии желаний, интересов, предпочтений.

Проблемы развития туризма эпохи глобализации находятся в центре внимания российских исследователей. Так, И. Петрасовым обосновывается необходимость эволюции туризма как составной части мирового хозяйства на принципах концепции устойчивого развития [1]. Социокультурные изменения в глобализирующемся обществе анализирует А.В. Назачук, который полагает, что определяющей тенденцией культурной глобализации является развитие международного туризма в качестве коммерчески-потребительского канала глобального культурного обмена: «Туризм - один из символов глобализации. Там, где культура не успевает оформиться как товар, она предается забвению» [2]. По мнению Н.Е. Покровского, туризм, превратившись в систему «фокусированного получения физиологических удовольствий», стал современной матрицей, как мировой, так и российской культуры [3]. Как справедливо утверждает Д.Н. Замятин, социальные практики путешествий радикально меняют картины мирового развития, множественность фрагментов которых формирует новые образно-географические поля, разрушая стереотипы стран, народов, обычаев, традиций [4].

В туризме человек - всегда актор, что равным образом относится и к туристу, и к турагенту. Турист выполняет свою миссию при условии, если становится инициатором своей социальной активности, реализующим некие субъективные смыслы мотивации к путешествию и во время поездки, цели, намерения, интересы, желания и ожидания. Каково социальное действие в туризме, смысл которого согласно М. Веберу «соотносится с действием других людей и ориентируется на него»? [5]. Туризм в настоящее время представляет, прежде всего, коммуникацию, направленную на приобретение новых знаний, впечатлений, опыта посредством движения, перемещения, мобильности. При осуществлении туристской практики крайне важно участие других людей, призванных обеспечить комфортность перемещения и пребывания туриста на отдыхе, сопровождающих его в путешествии специалистов (гид-переводчик, экскурсовод, групповод). Современному иностранному туристу крайне важно ощущать гостеприимство местных жителей на территории принимающей дестинаций. Используя логику рассуждений М. Вебера, выстроим гипотезу о множестве социальных действий туристов, соотносимом с действиями: других туристов; местных жителей туристских дестинаций; лидеров мнений в туристском сообществе как отправляющей дестинаций, так и проявляющихся в процессе путешествия; турагентов; сотрудников предприятий и учреждений, обеспечивающих гостеприимство.

Современные туристы ориентируются на действия: во-первых, институтов, регулирующих процедуры, сопровождающие туристские поездки (посольство, консульство, паспортный контроль, таможня, администрация гостиницы и др.); во-вторых, туристских предприятий, обеспечивающих передвижение, размещение, питание, рекреацию, отдых, анимацию; в-третьих, СМИ, представляющих актуальную и оперативную информацию.

В начале XXI в. прослеживается тенденция диверсификации туризма, освоение новых рыночных сегментов, стимулирование роста спроса на туристские услуги, избирательности его характера. Туризм в условиях глобализации способствует дальнейшей индивидуализации потребительских запросов, в том числе через моду в ее широком понимании как социального феномена. В настоящее время туризм выступает в качестве своеобразного двигателя и законодателя моды. Массовый туризм наглядно демонстрирует новый образ жизни с ориентацией на освоение природного и социокультурного пространства. Современный турист подвержен влиянию моды и легко меняет свои предпочтения, интересы, мотивы, формы поведения на рынке туруслуг. Можно говорить о социальных практиках подражания и принуждения в туризме, когда модой навязываются коллективные способы действия и мышления индивидов, которые, приспосабливаясь к ним, сохраняют социальную дифференциацию и статусность. В своих индивидуальных практиках одни пресыщены туризмом и пребывают в поисках чего-то эксклюзивного, другие не могут себе позволить ничего, кроме «дачного отдыха»: таковы полюсные социально обусловленные позиции туристов.

Важнейшая тенденция современности - проявление совокупности «социальных фактов»: туристы не желают «сливаться с толпой», ищут свое направление, дестинацию, агента, вид туризма. Путешествие, как и в предшествующую историческую эпоху, остается «реализацией мечты и планов», «взглядом за горизонт», потому что «повседневность убивает», а путешествие спасает, оно ведет к освобождению от незнания, стереотипов, груза проблем и рутины будней. Туризм представляет одновременно поле свободы и способ ее обретения через преодоление фильтров несвободы. Вместе с тем множественность современных туристских практик ставит перед исследователем вопрос о грани между нормой и аномией в туризме. Стремление к свободе рождает маргинальные практики, формализованные в рамках экстремального туризма молодежи, характеризуемого С.П. Гуриным как «антропологический эксперимент» [6]. Р. Мертон в рамках структурного функционализма рассматривает социальную структуру и аномию, явные и латентные функции, что также может быть использовано для изучения современного туризма в условиях глобализации [7].

Особую актуальность в последние годы получила проблема глобальных рисков в туризме. Информационные агентства ежедневно сообщают о несчастных случаях, трагедиях, терактах, антропогенных, экологических, техногенных катастрофах в популярных туристских дестинациях. По статистическим данным, ежедневно в мире погибают два российских туриста. С каждым годом количество погибших соотечественников, как за рубежом, так и в России возрастает. В прошлом году МИД России представило список из 26 стран и регионов, не рекомендованных для посещения российскими туристами. Среди стран-лидеров трагической туристской статистики Украина (Крым), Египет, Турция, Испания, Израиль, Вьетнам, Таиланд, Китай. Основными причинами гибели туристов являются: несчастные случаи (утопление, алкогольное опьянение, экстремальные виды туризма, практика дайвинга, неумелое пользование квадроциклом, мотобайком, дорожно-транспортные происшествия); покушение на жизнь и собственность; теракты; экологические катастрофы.

Современный туризм аккумулирует в себе различные социокультурные практики: «Глобализация не только сближает культуры. Она изменяет правила взаимоотношений» [8]. Туризм является предпосылкой межэтнического взаимодействия, что согласуется с концепцией устойчивого развития туризма, провозглашенной Всемирной туристской организацией, согласно которой «туризм представляет собой мощный фактор обеспечения мира и укрепления дружбы и взаимопонимания между народами нашей планеты». Вместе с тем туризм остается рациональной и прагматической деятельностью, призванной не обострять, а разрешать социально-политические конфликты. Роль и значение туризма признаются как в экономически развитых, так и в развивающихся странах, что следует из практики учреждения государственных департаментов туризма, роста затрат на развитие туристской индустрии. Сегодня туризм является мощным и доходным агентом социально-экономических и политических перемен. Характер взаимоотношений между туристами и местным населением в значительной степени определяется тем, что обе группы являются носителями различных культур. Контакт между ними вызывает культурный шок, который усугубляется тем, что он происходит в период, когда туристы отдыхают, а местное население работает. Подобные контакты носят временный характер и происходят обычно в рамках взаимоотношений между покупателем и продавцом. Развитие туризма благоприятно сказывается на возрождении народных промыслов, традиций, фольклора, что приводит к оживлению местной культурной жизни, вызывает интерес к историческим памятникам, обычаям, традициям. Специалист в области культурного туризма М. Смит пишет: «Туризм - наиболее существенная мировая индустрия, которая совмещает международное путешествие с потребностью в досуге и рекреации всех видов и с все большим интересом к многообразным культурам мира» [9]. Таким образом, современный туризм является фактором и проявлением взаимодействия народов и культур.

Особую актуальность приобретает проблема потребления и строительства культурных тождеств в туристских практиках. Туристы потребляют «другие» культуры при посредничестве профессиональных агентов, производящих их образы и символы. Для России особое значение приобретает подготовка к проведению зимних Олимпийский игр в Сочи в 2014 г. Туризм сопряжен с «символикой побед», выбор места проведения Олимпиады мобилизует граждан: столь значимое событие является стержневым в строительстве национальной и культурной идентичности. Масштабные проекты нуждаются в колоссальных ресурсах и обещают немалые дивиденды.

Итак, туризм эпохи глобализации интенсифицировал обмен культурными образцами в широком масштабе и со стремительной скоростью позволил осознать многообразие мира, где люди «чувствуют себя частью не только местной общины и своем страны, но и всего человечества» [8]. Глобальные тенденции обнаруживаются в технологизации, информатизации, унификации, престижности туристских услуг. Новейшими тенденциями в развитии современного туризма становятся персонификация запросов и дифференциация предпочтений потребителей туруслуг, стремление к устойчивому туризму, благоприятствующему снижению политических, социокультурных и экологических рисков в принимающей дестинации, взаимному доброжелательному взаимоотношению туристов и местных жителей. Особенности современного туризма - прагматизм, конструктивность, глубокая мотивация всех участников туристской деятельности, многоцелевая установка туриста. Социокультурные практики туризма в эпоху глобализации позволяют системно проанализировать и наметить пути позитивной практической реализации его очевидных и скрытых возможностей.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Петрасов И. Концепция устойчивого развития применительно к мировому туризму (www.geopub.narod.ru).

2.  Назачук А. В. Этика глобализирующегося общества (www.ihtik.lib.ru).

3.  Покровский Я. Е. Транзит российских ценностей: нереализованная альтернатива, аномия, глобализация. 2000 (www.i-u.ru/biblio/archive/novikova_soc/soc_nov22.aspx).

4.  Замятин Д. Н, Образы путешествий: социальное освоение пространства // Социологические исследования. - 2002. - № 2.

5.  Вебер М. Основные социологические понятия // Западно-европейская социология Х1Х-начала XX веков. - М., 1996.

6.  Турин С. П. Маргинальная антропология. - Саратов, 2000.

7.  Мертон Р. Явные и латентные функции /Американская социологическая мысль. Тексты. - М., 1994.

8.  Доклад о развитии человека. 2004. Культурная свобода в современном многообразном мире /Пер. с англ. - М., 2004.

9.  Мартинелли А, Смит М. Рынки, правительства и глобальное управление (www.ihtik.lib.ru).