Экономические науки / 6. Маркетинг и менеджмент

Осадчий В.И.

Днепропетровский университет им. Альфреда Нобеля

Современные особенности маркетинговых стратегий предприятий на мировом рынке

информационных технологий

Основным конкурентным преимуществом предприятий на мировом рынке ИТ является использование новых технологий, позволяющих упростить процессы, ускорить время обработки данных, улучшить качество подготовки аналитических материалов и повысить эффективность принимаемых управленческих решений.

Однако сложные для понимания и внедрения, с одной стороны, и довольно дорогие, с другой, такие передовые технологии требуют длительного времения для освоения, а зачастую требуют помощи привлеченных специалистов, способных настроить и обеспечить бесперебойную работу пользователей.

Все чаще компании, использующие самые передовые технологии, вынуждены инвестировать значительные суммы в процесс подготовки и обучения тех пользователей, работу которых ИТ компании и предлагают ускорить и сделать более эффективной.

На практике это приводит к появлению боязни к новым технологиям, а нередко и к молчаливому бойкоту или же их активному отторжению. Преодолеть это явление сложно даже при значительном снижении цены. Например, по данным украинского представительства Microsoft Corporation, приобрести новую операционную систему Windows 8 по специальной  цене в 120 грн. (минимум в 10 раз дешевле рекомендуемой розничной) за 4 месяца действия рекламной акции с 1 июня по 1 октября 2012 г. решили всего 800 человек на Украине [1].

ИТ компании, встречаясь с нежеланием использовать их «революционные» разработки, вынуждены продвигать концепцию user-friendly experience (положительный опыт взаимодействия). Международный cтандарт ISO 9241-210 определяет опыт взаимодействия как «ощущение и реакцию человека, вследствие использования или предполагаемого использования продукта, системы или услуги». Данный термин широко применяется в инфомационных технологиях для описания субъективного отношения, возникающего у пользователя в процессе использования как информационной системы в целом, так отдельной ее части (интернет-сайта, приложения и пр.). Опыт взаимодействия в ИТ связан с таким понятием, как юзабилити, применяемым при разработке и анализе пользовательских интерфейсов и приложений. Разработчики уделяют значительное внимание изучению и проектированию опыта взаимодействия на всех этапах создания продукта, начиная с самого раннего — этапа планирования.

Но по-настоящему успешными становятся только те ИТ компании, которые используют инновационные маркетинговые подходы к продвижению своих технологий. Самой важной особенностью рынка ИТ в 2000-2012 гг. стала разработка концепции и практическое создание «эко-системы» одного производителя или разработчика, в которой user-friendly experience (положительный опыт взаимодействия) распространяется на несколько (а в идеале, на весь ассортиментный ряд) устройств, в которых потенциально может использоваться технология или продукт, разработанный одним производителем.

К примеру, как указывается в английском журнале The Economist [2], секретом невероятно высокой прибыльности продукции компании Apple являются не только элегантные устройства, но программы, музыка и фильмы, которые покупатель скачивает из собственного интернет-магазина Apple. Телефоны и планшеты этой марки сооблазняют покупателей своей эко-системой.

А вот как обозреватель американского интернет-ресурса CBS News [3]  описывает успех еще одного гиганта ИТ индустрии: компанией Google создана эко-система, которая навсегда изменит развитие компьютерного программирования, когда контролируется вся цепочка создания, сбора, но, главное, хранения информации и ее доступности в интернете, где целиком доминирует Google.

Третий «кит» мировой ИТ индустрии – Microsoft – в 2012 году радикально сменил свою маркетинговую стратегию, основой которой стало как раз создание эко-системы программного обеспечения, игровых приставок, мобильных телефонов и планшетного компьютера собственной разработки Surface  на основе самой популярной в мире компьютерной операционной системы Windows (полномасштабный запуск новой, восьмой, версии состоялся, в том числе на Украине, 26 октября 2012 г.).

В результате, сейчас пользователи выбирают устройства для работы с информацией и хранением баз данных не по торговой марке производителя, а по технологической идее, их объединяющих. Например, не просто мобильный телефон Samsung, а телефон Samsung с операционной системой Goggle Android. Аналогично, смартфоны HTC или Nokia с операционной системой Microsoft Windows Mobile.

Выбор покупателя определяет не торговая марка, а возможность универсального (24/7/365) использования своего личного цифрового архива или базы данных компании на ЛЮБОМ устройстве, в ЛЮБОЙ стране, в ЛЮБОЕ время, ЛЮБЫМ пользователем. Расцвет социальных сетей стал возможен именно благодаря развитию концепции «эко-системы» технологий, устройств и их пользователей.

Проанализировать процесс рождения и развития «эко-системы» целесообразно на примере компании Microsoft, которая 1 июля 2012 г. объявила о полной «перезагрузке» (включая даже изменения логотипа!), объединив собственные разработки программных продуктов и технологий (software) с производством компьютерных аксессуаров (hardware) и выпуском своего первого персонального компьютера Surface. Основой создания «эко-системы» стала новая версия операционной системы Windows 8, которая, по заявлениям компании, обеспечивает стандартные методы управления всеми цифровыми устройствами, работающими на ней (seamless experience). Учитывая широкое распространение ОС Windows в мире, к данной эко-системе уже присоединились крупнейшие производители бытовой электроники Samsung, Nokia, HP, HTC, Acer, Asus, Lenovo.

Самым главным доказательством успешности маркетинговой стратегии, основанной на создании собственной «эко-системы», становятся финансовые показатели тех компаний, которые выбирают такой путь к сердцу покупателя. По данным исследовательского агентства Asymco [4], к концу 2012 г. в мире будет продано 120 миллионов телефонов Apple и 10 миллионов Windows-телефонов, что минимум в 10 раз больше продаж телефонов тех производителей, которые производят «просто» хорошую продукцию, не объединенную одной сквозной технологической идеей.

Таким образом, стандартный выбор маркетинговых стратегий для ИТ компаний дополнен очень важной инновационной концепцией, которая уже доказала свою состоятельность и может быть использована в качестве ориентира для развития  высокотехнологичного сектора экономики.

Литература:

1.     Официальный сайт Корпорации Майкрософт [Электроный ресурс] /

Режим доступа:  http://www.windowsupgradeoffer.com/ru-UA

2.     iPhones make Chinese eyes light up // The Economist. – 2012. – №30. – С. 49 – 50.

3.     Официальный сайт Компании CBS News [Электроный ресурс] / Режим доступа: http://www.cbsnews.com

4.     Официальный сайт Компании Асимко [Электроный ресурс] / Режим доступа: http://www.asymco.com