Терапия в музыке

Андреева А.М.

Белгородский государственный институт искусств и культуры, Россия

 

Начало XXI века уже характеризуется как век бурного развития научно-технического прогресса.  Все чаще у современного человека приоритетом является активная погоня  за материальными благами, в результате чего забывается поддержание собственного здоровья. 

Международное сообщество озадачено проблемами политического, социально-экономического и экологического характера [1, 2, 14, 19]. Данные нерешенные задачи ведут к увеличению заболеваемости, что приводит к сокращению продолжительности  жизни.

 Возникает необходимость по-новому, с социальных, политических и экономических позиций рассмотреть ключевые вопросы организации медицинской помощи, практического здравоохранения и (что особенно важно) массового оздоровления трудоспособного населения и общества в целом.

Актуальность и значимость приобретают профилактические и эффективные меры поддержания здоровья человека.

Особый интерес получает, как мощное лечебное средство и способ глубокого воздействия  на физическое и психическое состояние человека музыкотерапия.  В основе данного лечебно-профилактического направления лежит использование различных методов воздействия музыкой.

О благотворном влиянии музыки знали давно, еще в глубокой древности. Первым оценил лечебное действие звуков Пифагор. Он же и предложил понятие «музыкальной медицины». Одни мелодии великий ученый использовал «чтобы лечить пассивность души, чтобы не теряла она надежды и не оплакивала себя», другие мелодии – «против ярости и гнева, против заблуждений души».

Истории известны случаи, когда музыка творила настоящие чудеса. В XVI веке в Италии, к примеру, население нескольких крупных провинций охватила необычайная психическая эпидемия. Тысячи людей впадали в глубокое оцепенение, застывали в неподвижности, переставали есть и пить. Все эти люди были одержимы убеждением, что они укушены ядовитым тарантулом. Из состояния оцепенения больных выводила только особая танцевальная музыка, начинавшаяся с очень медленного ритма и постепенно убыстрявшаяся до неистовой пляски. От нее и произошла известная всему миру тарантелла.
В XX веке, особенно во второй его половине, музыкальная терапия как независимая дисциплина стала широко практиковаться в различных странах Европы.

Психофизиологические аспекты музыкотерапии изучаются в работах психологов и физиологов [11, 17, 23-25].

Результаты исследования ряда авторов показывают, что музыка оказывает стойкое воздействие на ЦНС.

Исследование функциональных изменений ЦНС при восприятии музыки, имели место в работах Н. Н. Захарова и В. М. Авдеева [13],где  осуществлялась запись электроэнцефалограмм у испытуемых с одновременной регистрацией кожно-гальванических реакций. Обнаруженные данные свидетельствовали об изменении потока возбуждения в кортико-таламических и кортико-лимбических кругах. Изменение ЭЭГ, характеризующиеся активностью коры головного мозга, также учащением сердечных сокращений, являлись результатом прослушивания музыкальных композиций. 

Были выявлены следующие закономерности: музыкальные произведения с четким ритмом, умеренного темпа и громкости давала тонизирующий эффект, что сопровождалось депрессией б-ритма, увеличением амплитуды и индекса быстрых колебаний.

И. М. Гриневой [11] было установлено, что прослушивание мелодичной музыки в спортивном темпе негромкого звучания оказывало на больных седативное воздействие, а на ЭЭГ фиксировалось уменьшение в частотном спектре б-ритма или увеличение его индекса, увеличение амплитуды б-ритма и снижение амплитуды быстрых колебаний.

Были изучены влияния характера музыки на вегетативные реакции. И.В. Темкин установил, что мажорная музыка быстрого темпа учащала пульс, увеличивала тонус мышц, повышала максимальное артериальное давление.

Так же было выявлено, что музыкальное воздействие влияет не только на ЦНС, но и на функции других жизненно важных физиологических систем: пищеварительную, кардиореспираторную, мышечную.

Так, Л. Демлинг выявил, что произведения симфонической направленности изменяют кислотность желудочного сока.

По мнению Тарханов И. Р. мелодии, доставляющие человеку радость, замедляют пульс, нормализуют артериальное давление, способствуют расширению сосудов.

И. М. Догель и И. М. Сеченов, в свою очередь, отмечали стимулирующее воздействие маршевой музыки на мышечную работоспособность [12].

Было установлено, что эмоциональные реакции, зависящие от уровня гормонов в крови, поддаются воздействию музыки.  Механизм проявления поведенческих реакций, является результатом  сложной функциональной системы, в частности на основе специфических нейрохимических механизмах подкорки, которые вследствие химического сродства избирательно мобилизуют соответствующие образования головного мозга для выполнения той или иной целенаправленной деятельности [13, 15, 16, 21].

Анализ литературы свидетельствуют о том, что многообразие физиологических реакций, возникающих в организме человека в результате музыкально-терапевтических воздействий, в первую очередь обусловлено сложным механизмом акустической рецепции [11, 13, 22].

Известно, что музыка как физическое явление представляет собой в каждом конкретном случае определённую совокупность звуковых сигналов, восприятие которых условно разделяют на слуховые и вибротактильные компоненты[3].

Слуховой компонент рецепции реализуется слуховым анализатором и обеспечивает восприятие частот акустических сигналов от 16 до 20000 Гц. При этом звуки музыки воспринимаются и проходят сложнейшую обработку в слуховом анализаторе, в частности в корковых структурах головного мозга [3, 23, 24].

Целый ряд работ, был посвящен клиническим исследованиям, лечения больных с различными заболеваниями. Так, в Национальном институте (Франция) в соответствии с индивидуальными особенностями и характером человека, подбиралась музыка для проведения операций.

В Мюнхенской университетской клинике к лечению больных с заболеваниями желудочно-кишечного тракта добавили ежедневные прослушивания классических произведений, в результате чего, у пациентов состояние здоровья заметно улучшалось.

Так же, в ходе экспериментов было доказано, что классическая музыка, помогает преодолевает состояние одиночества, тем самым улучшая общее эмоциональное состояние.

Новые изыскания в области альтернативных (минующих слух, аппликационных) музыкальнотерапевтических воздействий являются также актуальными, позволяя осуществлять местное воздействие акустическими сигналами на органы.

В. А. Гуськов показал, что звук частотой 3 кГц при аппликации акустического излучателя на проекцию почек активизирует диурез на 20-25% у лиц со сниженной выделительной функцией. Этот метод позитивно воздействует и при лечении заболеваний желудочно-кишечного тракта, печени и желчевыводящих путей.

Другой подход, базирующийся на принципах традиционной восточной медицины, предложен В. Г. Вограликом и соавт. [10], разработавшими прибор звуковой терапии, представляющий собой устройство с фиксирующимися клавишами для воспроизведения звуков, дисплеем для индикации времени воздействия, регулятором интенсивности звука и 4 микрофонами с креплениями для воздействия на любые биологически активные зоны.

Программы воздействия составлены на основе модифицированных китайских принципов и показали высокую эффективность при лечении некоторых заболеваний сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта и др.

Когда в начале ХХ в. музыкальную терапию стали активно применять в Западной Европе, США, Канаде, ее бум дошел и до России (в 1913 г. наш выдающийся психоневролог, академик В.М. Бехтерев впервые в России организовал  Комитет по изучению воспитательного и лечебного действия музыки). Но революция 1917 года все остановила на многие десятилетия.  В Российской Федерации музыкотерапия стала официальным методом лечения лишь с 8 апреля 2003 г., когда Министерство здравоохранения РФ утвердило учебно-методическое пособие для врачей под названием «Методы музыкальной терапии» (автор пособия – профессор С.В. Шушарджан).

Особую известность С. Шушарджану в РФ, Европе, США и других странах принесла «золотая серия» под названием «МУЗЫКА ЗДОРОВЬЯ», включающая тематические подборки на СD-дисках аудиозаписей шедевров мировой классической и эстрадно-симфонической музыки («Неврастения», «Антистресс и бессонница», «Психическое оздоровление и развитие», «Сосудистая дистония и неврозы», «Депрессия и оздоровление», «Легкие. Толстая кишка», «Желудок. Селезенка. Поджелудочная железа», «Сердце. Эндокринная система. Перикард. Тонкая кишкa», «Печень. Желчный пузырь», «Почки. Мочевой пузырь», «Музыкальный бионормалайзер», «Энергия +»). Кроме того, разработанные специальные музыкальные программы используются при подготовке космонавтов. В настоящее время приобретают особую актуальность  развивающие подборки музыкальных произведений для детей (например, в школе или в дошкольном учебно-воспитательном учреждении во время игр, перемен, в столовой может ненавязчиво звучать музыка Моцарта, при этом она будет органично входить в подсознание детей, укрепляя их здоровье, развивая интеллект, вкус, восприятие прекрасного).

  Подводя  итог  вышесказанному, следует отметить, что музыкальная терапия используется людьми всех возрастов с разными заболеваниями, в том числе с психическими расстройствами, физическими недостатками, сенсорными нарушениями, межличностными проблемами, отклонениями в развитии, наркоманами. Она также используется для улучшения качества обучения, воспитания в себе самоуважения, уменьшения стрессов, при занятиях физическими упражнениями, а также содействует множеству других, связанных со здоровьем, видов деятельности. В музыкальной терапии нуждаются пациенты в больницах общего профиля, психиатрических учреждениях, школах, тюрьмах, общественных центрах, университетах.

В первой половине XXI века в России  интерес к музыкальной терапии и механизму её влияния существенно возрос. Эксперименты ведутся в нескольких направлениях: влияние отдельных музыкальных инструментов на живые организмы; индивидуальное влияние отдельных произведений композиторов; влияние на организм человека традиционных народных направлений в музыке, а также современных направлений; перинатальная музыкотерапия.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1.       Абдиров Ч. А. Здоровье населения и приоритетные проблемы медико-экологических исследований в условиях Южного Приаралья // Медико-экологические проблемы Приаралья и здоровье населения: Материалы конф. - Нукус. 1991. - С. 12-20. 

2.       Агаджанян Н. А., Никитюк Б. А., Полунин И. Н. Экология человека и интегративная антропология. - М., Астрахань, 1996.

3.       Физиология человека: (Курс лекций) / Агаджанян Н. А., Тель Л. 3. и др. - Алма-Ата. 1992.

4.       Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. - М., 1947. -4.2.

5.       Асафьев Б. В. Избранные труды. - М., 1952. - Т. 1.

6.       Бехтерев В. М. Работа головного мозга в свете рефлексологии. - Л., 1926.

7.       Брусиловский Л. С. О музыкотерапии и реадаптации психических больных//Труды Ленингр. НИИ психоневрол.- 1969. - Т. 49 - С. 115-123.

8.       Брусиловский Л. С. Использование музыки при групповом аутотренинге в комплексном восстановительном лечении психических больных // Труды Ленингр. н.-и. психоневрол. ин-та. - 1975. - Т. 76.- С. 97-101.

9.       Василенко А. М. Физиологические основы электропунктурной профилактики стрессорных нарушений функций организма: Дис. ... д-ра мед. наук., 1989.

10.   Вогралик В. Г., Вогралик М. В., Смирнов А. В. Практические возможности чжэнь-цзю в превентивной терапии старости - Нижний Новгород, 1991.

11.   Гринева И. М. Изучение особенностей музыкального восприятия у больных с начальными проявлениями неполноценности кровоснабжения мозга: Дис. ... канд. мед. наук. - Л., 1981.

12.   Догель И. М. Влияние музыки на человека и животных. - Казань, 1888.

13.   Захарова Н. Н., Авдеев В. М. Функциональные изменения центральной нервной системы при восприятии музыки // Журн. высш. нерв. деят. - 1982. - Т. 32. вып. 5. - С. 915-929.

14.   Ирисов А. С. Звук и музыка. - М.; Л., 1926.

15.   Казаринова А. С. Музыка в системе психопрофилактики // Труды Ленингр. НИИ психоневрол. - 1976. - Т. 78. - С. 89.

16.   Калюжный Л. В. Физиологические механизмы регуляции болевой чувствительности. - М., 1984.

17.   Кечхауашвили Г. И. Музыка и фиксированная установка // Бессознательное: природа, функция, методы исследования. - Тбилиси. 1978.

18.   Лапшин В. П., Левитан М. X. и др. Иглорефлексо- и музыкотерапия в лечении функциональных нарушений толстой кишки // Труды НИИ проктол. - 1992. - Т. 1. - С. 160.

19.   Ливанов М. Н., Шульгина Г. И. Об участии тормозных процессов и физиологических механизмах сенсорной депривации /, Сенсорный дефицит и работоспособность организма. - Иркутск. 1986. - С. 147.

20.   Медушевский В. В. Консонанс и диссонанс как элементы музыкальной знаковой системы // Всесоюзная акустическая конф. 6-я: Тез. докл. - М.. 1968. - Разд. К-1-8.

21.   Могендович М. Р., Полякова В. Б. К физиологическому анализу влияния музыки на человека // Совещание по проблемам высшей нервной деятельности. 21-е: Тез. докл. - М.. 1966, - С. 204-205.

22.   Могендович М. Р. К проблеме физиологии музыки. (Акустико-моторные и моторновисцеральные рефлексы) // Межкурортная научн.-практ. конф. по лечебной физкультуре и климатолечению, 3-я: Тез докл. - Ставрополь. 1966. - С. 108-111.

23.   Позин Н. В., Любинский И. А. и др. Элементы теории биологических анализаторов. - М., 1978.

24.   Полякова В. Б. О возможности применения музыки для стимуляции умственной работоспособности // Физиологические характеристики умственного и творческого труда. - М 1969. - С. 103-104.

25.   Полякова В. Б. К вопросу о влиянии музыки на мышечную и сердечную деятельность человека // Экспериментальные исследования по физиологии, биофизике и фармакологии. - Пермь. 1967. - Вып. 7. - С. 111-114.