Музыка и жизнь / 1. Музыка: изучение и
преподавание
Доцент
кафедры теории и методики музыкального образования.
Сухиташвили
Л.С.
ГБОУ ВПО
«Ставропольский государственный педагогический институт», Россия
Концепция развивающего
обучения учащихся в классе фортепиано
Идея развития учащихся в процессе их обучения
всегда была одной из наиболее важных в педагогике. Многочисленные и
разносторонние подходы к ее теоретическому обоснованию и практической
реализации привели к созданию теории развивающего обучения. В отечественной
педагогике и психологии она была фундаментально разработана в трудах Л.С.
Выготского, Л.В.Занкова, Д.Н. Узнадзе, В.В.Давыдова, Я.А. Пономарева и др.
Центральная идея теории, всесторонне
разработанная в трудах Л.С. Выготского и его последователей, связана с вопросом
о соотношении обучения и развития – о нетождественности и в то же время
взаимосвязанности, взаимозависимости этих процессов. Эта взаимосвязь выражается
в том, что «воспитание и обучение включаются в самый процесс развития, а не
надстраиваются лишь над ним» (С.Л. Рубинштейн). Более того, обучение, активно
содействуя развитию, само пользуется его достижениями. Главная установка
теории: обучение должно «забегать вперед развитию, вести его за собой,
ориентируясь не на вчерашний или даже сегодняшний, а на завтрашний день в
умственной деятельности обучающегося, на зону его ближайшего развития» [1,с.449].
Таким образом, само понятие «зоны ближайшего
развития» указывает на то, что обучение должно задавать более высокий, чем
наличный уровень развития, и в то же время не слишком отрываться от его
реальных возможностей. Главным условием, обеспечивающим это взаимодействие,
является преодоление трудностей. «Именно трудность стимулирует процесс
развития», - подчеркивает Д.Н.Узнадзе. Сам способ усвоения знаний должен быть
направлен не столько на запоминание, сколько на стимулирование самих процессов
познания. Именно в них знания не только дают толчок тем или иным мыслительным
операциям – они формируют эти операции, определяют их структуру и внутреннее содержание,
поднимают в целом мышление на более высокий уровень. Поэтому задача
культивирования интеллектуальной активности, воспитания у учащегося внутренней
потребности в самостоятельной переработке материала, желания и умения трудиться
выдвигается как одна из главных в учебном процессе.
Изложенные идеи получили фундаментальную
разработку в области фортепианно-исполнительского обучения в трудах Г.М. Цыпина
и его последователей. Дело в том, что «музыкальное искусство – не только
средство эстетического наслаждения, но и великое средство жизненного познания,
что оно…может приводить в движение самые глубинные пласты человеческой души,
человеческого интеллекта» [2].
Познание окружающей действительности
осуществляется через особую эстетическую форму мышления - музыкальный образ,
который через систему знаков и символов искусства иносказательно выражает
отношения реальной человеческой жизни, соединяя в себе диалектически
противоположные элементы: конкретное и абстрактное, индивидуальное и всеобщее,
чувственное и логическое, объективное и субъективное. Т.е. он сочетает
типизацию отражаемых предметов и явлений с конкретно-чувственными чертами,
раскрывает общее через единичное, индивидуальное.
Следует подчеркнуть, что восприятие
художественного произведения является сложной психологической работой,
требующей высокой степени внутренней активности человека. Так, по мнению Л.С.
Выготского, в основе эстетической активности лежит деятельность
«вчувствования», которая представляет собой продолжение или возобновление
внутренних реакций, их координацию, что приводит к творческой переработке
объектов. Чувственные воздействия и внешнее впечатления на организм
(эстетические раздражители) вызывают у человека особые реакции. Они заключаются
в сложной работе мышления, ассоциаций, сопоставления с предшествующим опытом,
когда осуществляется синтез всех составляющих художественного целого, в
результате чего воспринимающий сам создает эстетические объект [1].
Игра на
музыкальном инструменте, подчеркивает Г.М. Цыпин, щедро обогащает учащихся
личным, собственноручно добытым опытом. Богатейшие «познавательные ресурсы»
рояля (огромный регистровый охват с разнообразными полифоническими и фактурными
возможностями, широкий спектр выразительно-технических приемов исполнения,
тембровое богатство и т.д.) позволяют воссоздать на нем «все, что называется
музыкой». Да и сама фортепианная литература демонстрирует множество самых
различных стилевых явлений, знакомство с которыми активизирует интеллектуальную
деятельность учащихся [5,76].
Суть этой концепции состоит в развитии учащегося
музыканта как специальной цели фортепианной педагогики. Ибо «только
специальная, четко очерченная цель…сможет правильно сориентировать
педагога-музыканта, определить содержание, формы и характер его деятельности» [5,6].
Формирование «собственно игровых качеств», профессионально-исполнительских
умений и навыков должно являться не самоцелью, а средством решения кардинальных
музыкально-воспитательных и музыкально-образовательных задач.
Ориентация на развитие музыкального мышления
учащихся происходит прежде всего в творческом процессе познания музыки.
Проникновение в текст происходит «через подтекст», освоение музыкальных идей
неразрывно связано с их эмоционально-образным восприятием. При этом музыка,
глубоко пережитая человеком, влияет на все его сознание: создавая нужное
настроение, она заметно активизирует познавательные процессы, становится
мотивом учебной деятельности. С другой стороны, понимание музыки, ее формы и
содержания способны усилить эстетическое переживание. Так активность
интеллектуальная обогащается эмоциональной [4].
Таким образом, в центре фортепианной подготовки
учащихся теория развивающего обучения ставит развитие «музыкального ума» (Н.Г.
Рубинштейн), а на основе решения этой магистральной задачи идет и эмоциональное
постижение образного мира изучаемых произведений, и овладение комплексом
пианистических умений и навыков, необходимых для его исполнительского
воплощения.
Задача педагога не в том, чтобы добиться
какого-то развивающего эффекта, а в том, чтобы этот эффект был максимально
высок. К этому направлены концептуальные установки теории на увеличение объема
репертуара, ускорения темпов его прохождения, увеличения меры теоретической
емкости знаний, отход от пассивных, репродуктивных способов деятельности в
сторону развития творческой инициативы и самостоятельности учащихся [3].
Таковы главные факторы, обеспечивающие успешное
овладение не только знаниями, умениями, навыками, но и способами мышления,
содействующие эффективному развитию интеллекта обучающихся, формированию их
сознания, становлению личности.
Литература:
1.Выготский
Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте//Избр.
Психологические исследования.-М.:Педагогика,1956. – 478 с.
2.Нейгауз
Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. –М.: Музыка,1958. – 300 с.
3.
Теория и методика обучения игре на фортепиано / Под ред. А.Г. Каузовой, А.И.
Николаевой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 368 с.
4.
Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: методология, цели и
содержание, творчество. – М.: Академия, 2002. – 224 с.
5.Цыпин
Г.М. Обучение игре на фортепиано.-М.:Просвещение,1984. – 175 с.