Герасимова Е. В., ст. преподаватель
Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, Россия
ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА В МУЗЫКАЛЬНОМ РАЗВИТИИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Творчество – не
новый предмет исследования. Оно привлекало внимание мыслителей всех эпох развития
мировой культуры. Вместе с тем, при наличии достаточного числа специальной
литературы по теории творчества, проблема эта, в особенности ее педагогический
аспект, остается одной из неразработанных. Ограничены данные о проблеме развития общих креативных свойств
личности и художественной деятельности. Искусство, художественная деятельность
в силу его эвристической природы и широких возможностей индивидуальных
проявлений в соответствии с детским возрастом является наиболее благоприятной
сферой формирования навыков творчества. Опыт творчества, приобретенный детьми
в художественной деятельности, имеет потенциальную направленность и на другие
виды деятельности за счет актуализации универсальных компонентов креативности.
Основные проблемы
педагогики искусства, ориентированной на развитие творческой личности,– это:
процесс и становление; модель (что развивать?) и эвристические технологии (как
развивать?). Процесс становления творческой личности проходит в онтогенезе
несколько этапов: а) этап имитаций (подражание, освоение материала, языков,
алгоритмов и технологий), б) этап преобразования (поиск, экспериментирование,
исследование), в) этап альтернатив (индивидуализация творческой деятельности,
процесса, результатов, принципиально новые структуры) [3, 223]. Эти этапы
отражают не только процесс становления и развития творческой личности, но и
процесс формирования художественных систем и направлений. Модель творческой
личности многомерна. Определить ее составляющие – значит определить «что
развивать», «как развивать» и «как диагностировать» [3, 224].
Значение творчества
в музыкальном развитии детей определяется тем, что оно – прямой путь вовлечения
их в музыку, активный способ познания закономерностей музыкального языка,
действенный метод формирования комплекса музыкальности в целом. Музыкальный язык –
это также система «грамматических норм», правил
использования, соединения «слов-моделей». Соединение языковых элементов в
сложные звуковые структуры осуществляется благодаря музыкальной логике,
имеющей многоуровневое строение. Выделяются, прежде всего, три ее уровня: 1) соединение отдельных звуков и созвучий в мотивы
– наименьшие структурные единицы текста
(морфологический уровень);
2)
соединение мотивов в более крупные единицы –
фразы, предложения, периоды
(синтаксический уровень); 3) соединение
крупных единиц текста в разделы формы,
части цикла и произведения в целом (композиционный уровень) [3, 226].
Музыкальный язык, наконец, это система связей всех
материальных звуковых структур с их идеальным смыслом,
система художественно-семантических
значений музыкально-звyковых структур
(B.B. Медушевский). Музыкальный язык (языковый слой музыкaльного
мышления) образует фундамент всей музыкальной деятельности и делает возможными
акты музыкальной коммуникации.
B процессе овладения языком музыки формируется конструктивный тип музыкального мышления, оперирующий «внутримузыкальными
элементами». Музыкальное творчество в целом – продукт взаимодействия художественно-образного и
конструктивного мышления индивида.
Образное и конструктивное начала в музыкальном творчестве нерасторжимы и
обогащают друг друга. Из их единства возникает и реализуется художественный замысел [3, 229].
Характеризуя формирование в онтогенезе системы музыкального
языка и отводя ей одно из центральных мест в становлении музыкального творчества и музыкальных способностей
личности, C.Л. Рубинштейн писал о том,
что «в процессе действенного оперирования
со звучностями под влиянием разных условий, включая и чутко
воспринимаемый интонационный строй родного языка, и музыкальный строй народных напевов, и классические образцы музыкального творчества, совершается отбор небольшого
числа музыкальных «ходов», к которым
у больших музыкантов присоединяется незначительное
количество не отобранных, а счастливо заново найденных... Это закрепление в слухе, превращение, таким образом,
в «природное» достояние музыканта отобранных в процессе его развития способов построения музыкальных
произведений, и есть основной
акт формирования музыкальных способностей»
[5, 87].
По мнению ученых-педагогов, психологов ребенок
усваивает музыкальный язык – как и обычный, вербальный язык – неосознанно, интуитивно и сразу как систему в
единстве трех основных ее
составляющих: семантики, лексики, грамматики. При этом он
постигает вначале элементарные компоненты каждой из них, a
затем – все более сложные. Поэтому целесообразно
как можно раньше начинать формирование y ребенка установки на творчество и потребность в нем.
Небезынтересен вопрос o том,
какие элементы музыкального языка и в какой последовательности, «очередности»
усваивают дети
в процессе своего музыкального становления и роста. Как показывают исследования К.В. Тарасовой [4, 223], на первых этапах
творчества, пока не усвоен музыкальный язык в основных его компонентах и
музыкальный опыт еще недостаточен, дети пользуются выразительными
возможностями ритма, регистров, тембров, темпов (например, при сочинении
музыкальных иллюстраций к их рассказам о животных или сказкам). И хотя
дошкольники (или первоклассники) приобретают первичные интонационно-ритмические
и жанровые представления, их реализация происходит в последующие два – три
года. В таких сочинениях превалирует ритм, позволяющий назвать начальный
период развития музыкально-творческих способностей обучаемых ритмическим. На
мелодическом уровне развития музыкальности формируются творческие навыки,
направленные на создание более развернутых в относительно завершенных мелодий
в форме периода. Творческие успехи детей становятся более продуктивными в опоре
на теоретические знания о ритме, гармонии, строении мелодии, музыкальной
формы, способах фактурного развития, как и жанрово-стилевых признаков песни,
танца, марша, народного напева. Важное значение приобретает при этом
определенный уровень сформированных исполнительских (вокальных, инструментальных)
навыков.
Следует
отметить, что в школьных программах по музыке 90-х годов ХХ и начала XXI
века заметно расширена, обновлена и углублена сфера творческой деятельности
младших школьников. Так, в программе «Музыка» разработанной Е.Д. Критской, Г.П.
Сергеевой, Т.С. Шмагиной введены творческие задания: «сочини стихотворение»,
«сочини мелодию», «сочини песенку». Предусмотрено также активное участие детей
в школьных фольклорных праздниках, воспроизведение фрагментов
календарно-земледельческой и свадебной обрядности. В примерных требованиях
программы Д.Б. Кабалевского к уровню музыкального развития учащихся значится
«проявление творческого начала в характере исполнения, в вокальных и
инструментальных импровизациях» [1, 12]. Импровизация, сочинение музыки на заданный текст,
варьирование народных песен, игра «композитор» – в содержании каждой учебной
четверти программы «Музыка» Ю.Б. Алиева (в соавторстве) [2,
131].
Таким
образом, первые практические подходы к развитию творческих способностей младших
школьников в процессе усвоения ими теоретических знаний, формирования
музыкально-слуховых представлений и приобретения музыкально-творческого опыта –
основа последующего решения творческих задач.
Литература:
1. Музыка. Начальная школа. Программно-методические материалы. –
М.: Дрофа, 2001. – 286 с.
2. Музыкальный
фольклор в школе: 1–4 / сост. Л.Л.
Куприянова, Л.В. Шамина, –
М., 1992. – 159 с.
3. Творческая
педагогика накануне нового века. – М.: Просвещение, 1997. – Ч. 1. – 247 с.
4.Устно-поэтическое творчество
мордовского народа. – Т. 8. Детский фольклор / сост. Э.Н. Таракина. Муз.
приложение Т.И. Одиноковой. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1978. – 294 с.
5.
Шамина, Л.В. Специфика учебно-воспитательной работы в фольклорных певческих
коллективах / Л.В. Шамина [и др.]. – ВНМЦНТ и КПР. – М.: Просвещение, 1984. – 101 с.