Педагогические науки

Магистрант Туралиева А.С., д.п.н. Бейсенбаев С.К.

Южно-Казахстанский государственный университет им.М.Ауезова,Казахстан

Необходимость исследования технологий применения   экологических материалов в одежде

       

         Проблема экологизации потребления привела к качественному изменению задач дизайна: на первый план вышло не столько совершенствование формы и функции, сколько сокращение избыточного количества продуктов дизайна, пересмотр материалов и технологий, формирование новой структуры потреб­ностей. Из за условии современного кризиса, когда во всем мире наблюдается увеличение все новых потребностей и их удовлетворение в ущерб природным системам, также все больше увеличение производства синтетических материалов, влияющие на здоровье человека и окружающую среду, назрела необходимость изучить и применить тот положительный опыт создания и потребления одежды из экологических материалов, который существовал веками.

       Создание современной национальной одежды, соответствующий климатическим и природным условиям данного региона, возрождение традиционных типов формообразования и отношениям к материалам, тем самым воссоздание регионального и национального своеобразие среды, сохранение и дальнейшее развитие традиционных форм национальной одежды.        В плане нашего исследования особый интерес представляют способы применения экологических материалов  в художественном                оформлении национальной одежды в повседневной жизни. Особенности технологии изготовления одежды зависят от применяемых материалов, покроя, вида одежды и ее назначения. История одежды как вещи во все времена начиналась с ее изготовления, так как именно во время шитья закладывались многочисленные функции одежды. Вся одежда изготавливалась в домашних условиях из натурального хозяйства.

       С развитием человеческого общества некоторые изделия прикладного искусства приобрели новый вид, новые формы, тем не менее все они имеют глубоко национальный колорит, не утратили своей ценности и красоты, применяется и поныне. Необычны самобытные и оригинальные костюмы народов, населяющих в Казахстане. Их характеризует разнообразные формы и цветовая насыщенность, самобытные фактурные членения, своеобразие украшений и техник декоративной отделки, разные технологии и приемы изготовления. Одежда, как и предмет материальной культуры, отражает историческое развитие общества, изменяя климатических условий, национальные особенности, а также эстетические представления народа о мире, этнокультурные особенности, возрастные категории, социальную и этническую принадлежность человека.

       Национальная одежда – это богатое историко-культурное наследие, традиционный комплекс одежды, ее всестороннее исследование знакомит нас с традициями, обрядами и уровнем жизни народа. Национальная одежда казахов отличается неповторимым своеобразием, быть может, еще и потому, что казахский народ был очень близок к природе и вел кочевой образ жизни. Она напоминает, по сути, одежду ранних кочевников. Некоторые виды повседневной одежды возникли еще во времена саков. Одежда казахов с запахом налево напоминает одежду саков, средневековую одежду турков. Сохранились образцы кроя и пошива одежды кочевников. Казахская одежда типична только для кочевого народа. Животноводство обеспечивало народ сырьем для изготовления одежды. Испокон веков в изготовлении одежды использовались шерсть животных – верблюжья, овечья, козья. Из шкур верблюдов шили различные легкие и теплые шубы. Из верблюжьей пряжи вязали зимнюю одежду. Из гривы верблюда пряли нити и шили из этой ткани теплые штаны. Из овчины шили чапаны, шубы, легкие сапоги. Шерсть использовали как прокладку между тканями одежды, а также использовали в вязании. Из осенней шерсти овец и коз вязали и шили шапки, войлочные сапоги, валяли валенки. Из козьей шерсти пряли и вязали шарфы, шали, чулки, рукавицы и разные теплые и легкие вещи.

       В повседневной жизни применяемых в быту у казахов козья шерсть ценилась дороже, чем верблюжья, она оценивалась наравне с шелком.  Мастерицы наряду с шерстью овец также применяли заячью шерсть и птичий пух. Из заячьей шерсти вязали теплые шарфы, рукавицы, чулки, бокебаи.

На манеру шитья казахской национальной одежды оказала влияние соседних народов: русских, таджиков, киргизов, туркменов. С развитием общества исчезли родоплеменные различия, различия в одежде, которые тогда считались важными, а также территориальные особенности. Эти процессы быстро протекали у кочевых казахов, нежели у других народов Центральной Азии.

        Из истории казахского народа мы узнаем то, что они всегда использовали материалы для одежды только из натуральных, экологически чистых продуктов. На Западе вопрос об экологичности одежды впервые был затронут в 70-80 гг. прошлого века, тогда экологический стиль включал в себя преимущественно натуральные ткани, с минимальной обработкой и ручной отделкой. С тех пор прошло много лет и тенденции изменились. Тем не менее натуральность по прежнему является одним из основных факторов, определяющих экологическую одежду. 

       В последнее время производители экологичной одежды следят за тем, чтобы материалы были произведены без химической обработки, так как многие из веществ, используемые при промышленном выращивании хлопка, являются потенциально опасными. Выращивание льна является более щадящим для природы, чем хлопка, так как лен менее прихотлив и подвержен различным заболеваниям. Шерсть тоже может быть получена различными способами – как стрижкой овец, которые содержатся в хороших условиях, так и с мертвых овец или тех, которые содержатся скученно на малых пространствах в условиях интенсивного овцеводства.  Чем больше внимания уделяется вопросам экологии и охраны окружающей среды, тем более востребованными становятся экологичные продукты во всех сферах человеческой жизнедеятельности.      Причем мода на экологическую одежду постоянно распространяется, а спрос растет. Радует то, что экологически чистая одежда обладает высокой комфортностью, свободно переживает множество стирок и длительное время сохраняет цвет и форму. Все эти факты оказывают решающее влияние при выборе одежды, максимально удовлетворяющей образу жизни современного думающего человека. Озабоченность общества экологическими проблемами стала одной из при­чин формирования новой концепции в дизайне, ради­кально пересматривающей средства, методы и ценности дизайна. Эта концеп­ция предполагает включение дизайнерского проекта в реально существующий культурный контекст с учетом экологических факторов.  
         В дизайне одежды эти проблемы решаются следующим образом: путем отказа от искусственных и синтетических материалов, которые практи­чески не ассимилируются с окружающей средой, негативно влияют на здоровье самого человека (в частности, накапливают статическое электричество) и произ­водство которых является не экологичным. Эти материалы следует заменять есте­ственными материалами, традиционными для изготовления одежды: льном, хлоп­ком, шелком, шерстью; путем замены натуральных кожи и меха искусственными.
Несмотря на всю важность экологизации производства, поиска новых технологических решений, экологическая революция должна произойти,прежде всего, в сознании человека. Разрешить экологический кризис можно,только изменив отношение человека к миру.         Необходимым условием реше­ния экологической проблемы является формирование экологической культу­ры на всех уровнях: от тех, кто принимает решения на государственном уровне, до рядового потребителя. Экологизация сознания означает экологизацию по­требностей, мотивов поведения и самого поведения современного человека. 

        Экологически-ориентированный дизайнер обращается к традициям мате­риальной и духовной культуры региона, стремясь воссоздать образы человека, которые соответствуют данной этнокультурной традиции. Среди задач так на­зываемого регионального дизайна — создание одежды, соответствующей кли­матическим и природным условиям данного региона, возрождение традици­онных типов формообразования и отношения к материалам.

        Качество одежды и материалы, из которых она изготовлена, оказывают большое влияние на состояние и здоровье человека в любом возрасте. Некачественные и искусственные материалы нарушают процессы теплообмена, могут вызвать аллергические реакции и раздражение кожи, могут привести к неприятным последствиям – жать, натирать и вызывать повышенное потоотделение. Все это сказывается на нашем настроении и самочувствии, вызывает усталость, раздражительность, утомляемость. При этом искусственные волокна способствуют развитию болезнетворных бактерий. 
       Самое главное, чтобы одежда радовала тело и душу, а кожа могла свободно  дышать.
        Исходя из всего хочется отметить, что возрождение и дальнейшее развитие изучения корней своего народа, культуры своих предков жизненно необходимо для формирования личности, деятельность которой связана со сферой индустрии одежды. Через осмысление приемов обработки природных материалов, приемов формообразования, образности продуктов народного творчества приходит понимание самобытности и эстетической значимости экологической одежды, умение использовать естественные природные формы и материалы, понимание образно-смысловой сущности одежды.

                                                             

                                                                      Литература:

1.           Наурызбай Ж. Ж. Этнокультурное образование. Алматы: Ғылым 1997.

2.           Хинаят Б., Сужикова А. Нацинальная одежда казахского народа. Алматыкітап баспасы,2011

   3.  Ермилова В. В., Ермилова Д. Ю. Моделирование и художественное оформление одежды. М., 2000

   4.    Козлова Т.В. «Костюм. Теория художественного проектирования». Учебник для вузов. -М.: МГТУ имени А.Н.Косыгина, 2005г. 380с.

   5.   Бобылев. С.Н. Экологизация экономического развития. — М., Издательский Дом ГУ ВШЭ 1994.

  6.   Кондратьева К. А. Дизайн и экология культуры МГХПУ им. С.Г. Строганова — М.: 2000.