Гуриева С.Б. – ст. преподаватель кафедры

английского языка Горского государственного

аграрного университета

 

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ СЕМЬИ

 

 

По данным социально-психологических исследований, в последние годы значительно возрос рейтинг негативных чувств и эмоций в семьях, что отрицательным образом сказывается на психологической и духовно-нравственной атмосфере семьи, усиливает степень конфликтности отношений между супругами, родителями и детьми, порождая тем самым их психологическую незащищенность. Современные исследователи отмечают снижение воспитательного потенциала семьи, усиление конфликта между семьей и обществом и на фоне этого – рост девиантного поведения подростков. Так, по социологическим данным, среди несовершеннолетних правонарушителей нравственная запущенность и общественно-отрицательные потребности наиболее выражены у 24%, которые воспитывались в неблагополучных семьях с конфронтирующим типом отношений, 68% подростков отметили, что родители не замечают их, не интересуются, где и с кем они бывают, равнодушны к их поведению, 36% подростков курят и употребляют спиртные напитки при родителях.

В современных условиях на формирование представлений подрастающего поколения о семье влияет ряд факторов: родительский дом, ближайшее окружение, средства массовой информации, литература и фольклор, школа. Как отмечает У. Гуд, в отличие от других воспитательных институтов «семья способна воздействовать и, как правило, воздействует на все стороны, грани человека на протяжении всей его жизни» [3]. Этот огромный диапазон воспитательной функции семьи сочетается с глубокой специфичностью ее нравственного и психологического влияния, что делает ее не только в высшей степени действенным, но и необходимым звеном в процессе формирования личности. Два необходимых условия контакта подростка и взрослого – постоянство эмоционального общения с одними и теми же людьми и длительность такого общения осуществляются в семье. Таким образом, можно предположить, что семья является «естественной культурной средой» для формирующейся личности. Она дает ей представления о культуре коллективного сосуществования, о культуре труда, прививает навыки интеллектуальной культуры. Именно в семье формируются основные моральные представления и нравственные принципы. Бессознательно усвоенные, они сохраняются на всю жизнь. Следовательно, семья представляет собой многогранную систему, в которой существуют не только взаимодействия и взаимоотношения между родителями и детьми, но и взаимопроникновение мира взрослых в мир детей» что объективно может способствовать формированию у детей «образа семьи». Кроме того, благоприятная семейная атмосфера способствует развитию духовно-богатой, эмоционально-насыщенной жизни, формированию нравственных качеств, что является важным для становления положительного образа семьи.

Семейное воздействие на формирование потребностей, в том числе потребностей духовных, может быть результативным лишь в том случае, когда зарождающиеся потребности имеют форму познавательного интереса к соответствующей стороне действительности. Интерес может изменяться по мере накопления опыта общения с ней: он либо гаснет, либо становится устойчивой потребностью. Последнее во многом зависит от того, какими эмоциями сопровождается общение в семье. Правильно организованная деятельность взрослых и детей на фоне полноценного эмоционального подкрепления способствует развитию духовно-нравственных качеств личности, В число воспитательных задач входит также изменение самих потребностей, их постепенное возвышение. Направление этого возвышения – сдвиг потребностей потребления на потребности созидания. Особое место принадлежит здесь ценностному сознанию, как своеобразному регулятору потребностей.

Согласно такой трактовке, мы полагаем, что среда семьи – это не только внешние проявления социального характера, связи и явления окружающей ее жизни, с которыми она, так или иначе, взаимодействует, оказывая на них свое влияние и изменяясь при этом сама, но также те внутренние силы духовно-нравственного содержания, которые являются основой стойкости и выносливости семьи перед лицом жизненных коллизий и испытаний. Вот почему в настоящее время необходимо акцентировать особое внимание на духовно-нравственных детерминантах функционирования современной семьи. Они обусловлены рядом противоречий. Анализируя духовно-нравственные детерминанты функционирования современной семьи, необходимо отметить, что противоречия являются внутренним источником ее развития.

Противоречия духовно-нравственного характера связаны с особенностями интересов супругов, родителей, детей, различием их духовных потребностей, опыта жизни, а также – эмоционально-психологическими особенностями членов семьи, с их личностными качествами. Этот вид противоречий характеризует развитие семьи как особой духовно-нравственной и психологической общности людей.

Необходимо отметить, что совместимость в семье не исчерпывается лишь психологической совместимостью, а включает в себя и нравственную, и духовную совместимость, то есть, общность взглядов, интересов, идеалов, установок, привычек, ценностей, ориентаций, убеждений. Форма разрешения противоречий в семье зависит от уровня нравственного сознания людей, их убежденности, от соблюдения имя элементарных норм морали. Многие нравственные качества личности являются по форме всеобщими, общечеловеческими элементами нравственного сознания (сознание долга, чувство чести, совесть и др.). Подобные элементы позволяют говорить о морали как о едином явлении, проходящем через всю историю человечества, несмотря на изменения в ее содержании. Общечеловеческое проявляется в содержании морали постольку, поскольку она служит благу предельно возможного для данных исторических условий большинства людей. Нравственный человек видит свой долг, как в выполнении широкого круга своих общественных обязанностей, так и в заботе об отдельных людях, в доброжелательном, человечном к ним отношении. Нравственная природа человека ориентирована на межчеловеческое общение и сотрудничество. Осуществляя свое формирование в условиях определенной социально-культурной среды, личность стремится к тому, чтобы ко всем относиться этически и быть воспринимаемой всеми этически. Конкретным аспектом формирования личности в условиях определенной социально-культурной среды является следование нравственным принципам справедливости, долга, честности и уважения человеческого достоинства. Нравственный принцип, лежащий в основе отношения человека к другим людям, – уважение, понимание, жалость, альтруизм.

Следует учитывать тот факт, что в современных условиях, когда проблемы реформирования российского общества являются самыми жгучими, молодое поколение играет очень большую роль в сохранении и приумножении того духовного опыта и нравственной составляющей, которые передаются от поколения к поколению и являются фундаментом, на котором строится общество и семья как его первичная ячейка. Кроме того, подрастающее поколение – это основной резерв экономической, социальной, политической и духовной жизни нашего общества. Будущее во многом определяется тем, какую молодежь мы воспитаем сегодня. Это обязывает философскую науку рассматривать, изучать, исследовать всю совокупность воздействий на формирование духовно-нравственных основ личности, на весь процесс социального развития подростка, всю сумму факторов, которые его определяют, закономерностей, которым он подчинен. Только такая постановка вопроса может гарантировать развитие философской науки, понять условия и возможности для правильной организации воспитательной практики и предвидения результатов семейного воздействия. Какие же составляющие входят в структуру духовно-нравственных детерминант функционирования современной семьи?

При ответе на этот вопрос нужно помнить, что духовно нравственное воспитание носит многоплановый характер. Его можно рассматривать с различных сторон, выделяя такие аспекты, как мировоззренческий, моральный, нравственно-правовой.

Мировоззренческая сторона отражает идейную убежденность, глубокое понимание происходящих в обществе процессов, способность противостоять разрушительной идеологии. Она выражается в осознании высокой личной ответственности за будущее общества.

Моральный компонент духовно-нравственного становления личности предусматривает устойчивость и способность личности отстаивать свои позиции и интересы. Моральным в строгом смысле слова можно считать такого человека, нравственное поведение которого внутренне мотивированно, который совершает общественно ценные поступки, руководствуясь высокими моральными мотивами. Однако о таком идеальном единстве внутреннего и внешнего в поступках человека трудно говорить, особенно в условиях современного общества, в котором имеет место противоречивость, как самой социальной среды, так и духовного мира личности.

Говоря о нравственном мире личности, необходимо указать на то, что именно семья играет первостепенную роль в формировании потребности в нравственности и в нравственном поведении, потому, что потребность в сопереживании, заботе о ближнем, отзывчивости, чуткости и многие другие составляющие нравственности прививаются в семье. Эти потребности являются важнейшими, без которых человек не может быть человеком. Примечательны в этом отношении слова Ф. Бэкона: «Чем нравственнее человек, тем большему числу существ он сочувствует». У подлинно морального человека, по мнению Н.Г. Аристовой, формируются потребности в выполнении своего общественного долга, в общественном признании, в уважении и доверии и т.д. Есть у человека и соответствующие способности. Нравственные потребности и способности образуют единую, хотя и весьма противоречивую, систему. В своем единстве они образуют нравственный потенциал личности, степень ее моральной надежности, то, на что способен человек в своем поведении [1].

Духовность как высшая ценность, всегда выступала принципом самостроительства человека, как выход к высшим ценностным инстанциям конституирования личности и ее менталитета, как призыв к свершению того, что не свершается естественным путем. Как отмечают современные философы, падение нравственности, доброты, чуткости в среде современной молодежи самым непосредственным образом отражается на влиянии авторитета старшего поколения. На падении нравственности как высшей духовной ценности, все более сказывается отсутствие у подрастающего поколения идеала, образца для подражания при реализации своих жизненных планов и творческих способностей. Понятие «идеал» представляет «образец, нечто совершенное, высшую цель стремлений».

Другой важной детерминантой духовно-нравственного воспитания является формирование гражданственности и патриотизма в структуре духовно-нравственных ценностей. Говоря о патриотизме и гражданственности как о комплексном морально – политическом качестве, под ним понимается любовь к своей родине, уважение к ее традициям, чувство гордости за нее и активное содействие ее благу. Это проявляется в том, за что человек любит свою родину, чем гордится в ее прошлом и настоящем, какие ее традиции приемлет, в чем видит ее блага. Отношение к родине, отечеству как моральной ценности формируется также в семье.

Отмечая духовно-нравственные детерминанты функционирования современной семьи следует подчеркнуть, что здесь недостаточно только понимание родителями своей роли и даже готовность ее выполнять. Необходим высокий уровень культуры самой семьи. Именно она призвана преобразовать культуру как систему духовно-нравственных ценностей в индивидуальную культуру личности и поведения своих детей, транслировать в их сознание и чувства культурную информацию, обеспечивая ее усвоение детьми, развивать на этой основе потребности, интересы, мотивы, привычки, формировать общечеловеческие ценности, порядочность, нравственную позицию, моральную устойчивость как ведущих детерминант в структуре духовно-нравственного воспитания.

Семье принадлежит приоритет в воспитании внутренней культуры человека, потому что именно семья является «школой нравственности», тем «пробным камнем», на котором проверяются характеры людей, их человеческие качества. Общение в семье, а также с близкими родственниками всегда, в конечном счете, несло духовно-психологическую нагрузку. Любые нюансы в отношениях родителей друг с другом, с родственниками чутко улавливаются и на сознательном и на бессознательном уровнях. Открытость или замкнутость, искренность или притворство, сочувствие или равнодушие, щедрость или скупость, доброжелательность или холодность – все попадает на весы детского восприятия, откладывается в памяти эмоциональными различными оттенками, влияя соответствующим образом на формирования личности подростка.

Современная семья весьма существенно отличается от семьи прошлых времен значительными изменениями в своих эмоционально психологических проявлениях. Ее отмечает большая эмоциональная привязанность родителей и детей друг к другу. В то же время снижение жизненного уровня современной семьи заставляет родителей большую часть времени тратить на обеспечение насущных потребностей семьи, тем самым меньше уделять внимания общению внутри семьи. Духовно-нравственные детерминанты воспитания в современной семье претерпевают существенные изменения. Это обусловлено теми трансформационными процессами, которые происходят в обществе.

Воспитание духовно-нравственных качеств представляет собой многокомпонентный процесс внутри самой семьи. Мы уже говорили о влиянии внутрисемейных отношений на социальный эффект личностного становления подростка. Но где подросток может увидеть силу родительского примера, если он воспитывается одним из родителей, о каком богатстве общения может идти речь, если нет живого общение подростка со старшим поколением, отсутствует преемственность поколений. В этой связи хотелось бы вспомнить слова Н. Коржавина о том, что «во время пожара или наводнения в первую очередь надо спасать детей и стариков: стариков – чтобы сохранить прошлое, детей – чтобы создать будущее». Обращает на себя внимание тот факт, что отношения детей и родителей в течение последних десятилетий меняются, становясь, все более эмоционально психологическими, т.е. определяются глубиной и привязанностью друг к другу, ибо для большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни. И, тем не менее, мы вынуждены признать, что кризис в российском обществе породил острейший конфликт поколений. Современная молодежь оказалась в сложной ситуации: разрушение идеалов сопровождается кризисом ценностного сознания. Социальные ценности, которыми жили «отцы», в настоящее время утратили практическое значение для «детей». В российском обществе налицо разрыв поколений, отражающий его переходное состояние. Ценностный конфликт поколений обусловлен изменениями в обществе. Современное общество характеризуется стремлением значительной части молодежи к получению образования, ибо принято считать, что если человек образованный, то это человек культурный. Но в обществе происходит обратный процесс: чем больше в обществе становится образованных людей, тем ниже уровень духовно-нравственного состояния общества. В чем же причина таких явлений? Нам представляется, что основная причина падения духовно-нравственного уровня общества и личности в разрушении культуры личности, той внутренней детерминанты, которая неразрывно связана с духовность и нравственностью. Не только образованным, но и интеллигентным должен быть человек, усвоившим культуру как внешнюю, так и внутреннюю. Культурность, вежливость, воспитанность – таковы наиболее общие характеристики человека с точки зрения культуры поведения. В широком смысле культурным называют человека образованного, знающего, нравственно и эстетически воспитанного, то есть обладающего прежде всего внутренней культурой. Сам человек не может судить о том, является ли он интеллигентом – он может только стремиться стать таким. Как отмечает О.И. Волжина, в нашем обществе смысл понятия «интеллигент» часто искажается, и это приводит даже к тому, что этому слову придается негативный смысл [2]. Это объясняется тем, что обычно к интеллигентам причисляют тех, кого по выражению А.И. Солженицына было бы правильнее называть «образованцами» . Истинную интеллигенцию составляют высоконравственные люди, хранящие и обогащающие духовные и культурные ценности, руководствующиеся в своей жизни чувством долга перед обществом. Способность к самосовершенствованию, самокритичность и скромность также являются неотъемлемыми чертами интеллигентности.

Особенно важно подчеркнуть, что интеллигентность в своей сущности заключается в стремлении помочь людям исходя их принципов, основанных на общечеловеческой морали, на любви и уважении к личности. Именно уважение к человеку и действенная помощь людям, гуманизм составляют ту главную детерминанту личности, которая входит в структуру духовно-нравственных ценностей. Одну из характерных черт интеллигентности подметил академик Д.С. Лихачев, сказав, что жадный человек может притвориться щедрым, беспринципный – принципиальным, жестокий – добрым, глупый, помолчав, сойти за умного, но неинтеллигентный человек при всем своем желании не сможет выдать себя за интеллигентного» [6].

Из сказанного следует, что философским «стержнем», сущностью культуры является гуманизм в самом широком смысле этого слова, всемерное культивирование самой личностью общечеловеческих ценностей в интеллектуальной, этической и эстетической сферах, то есть служение истине, добру и красоте. В этом проявляется неразрывная связь культуры и человека, его духовного мира, нравственных начал и духовности в целом.

Гуманный человек – это, прежде всего добрый человек, способный чутко откликнуться на чужое горе, помочь другому в беде и разделить его радость, это человек чуткий, заботливый, благородный. Существует великий талант – талант доброты, который поднимает человека до высот нравственного величия. Гуманное отношение к людям означает признание их человеческого достоинства, их высокой ценности, уважение и доверие к ним. Уважать человека как человека, верить в него, доверять ему – это всегда поступок, и поступок нравственный, продиктованный специфически моральными мотивами. Быть гуманным в реальном поведении нелегко. Для этого необходимы не только определенный позитивный взгляд на мир, но и устойчивые, нравственные привычки. Практическое человеколюбие – не просто наличное качество, но цель, к которой надо идти, и которая принесет и другим людям и ее искателю много реальной радости и ощущение выполненного долга. Настоящая гуманность одушевляет мир. И она всегда видит субъекта в человеке, уважает его права, свободу и самостоятельность, стремясь лишь к гармонии между людьми [4].

Следующей важной детерминантой в структуре духовности и нравственности следует выделить нравственное самовоспитание. По мере формирования личности значение внешних воспитательных воздействий уступает место внутреннему миру личности, ее моральных устоев, убеждений и т. д. Любая личность избирательно относится к воздействиям на нее внешней природной и общественной среды, «пропускает» эти воздействия через свою личностную структуру, как бы фильтрует, преобразует их. В результате получается, что одни и те же внешние обстоятельства побуждают разных людей к неодинаковым поступкам.

Анализируя духовно-нравственные детерминанты функционирования современной российской семьи как первоосновы личностного становления, эффективность социальных воздействий на этот процесс, на каждом конкретном отрезке времени, в каждый определенный период развития общества, мы отмечаем, что они не могут быть точно оценены, проанализированы без соответствующей оценки и анализа критериев «духовного» здоровья общества и его составляющих со средой. Практика показывает, что многие истоки успехов и издержек, благополучие любого общества лежат в окружающей социальной сфере, требуют постоянного и систематического учета и соответствующей корректировки тех социальных факторов, которые воздействуют прямо, либо опосредованно как на семью, так и на личность, на формирование ее духовно-нравственных основ.

Обобщая вышесказанное, следует отметить, что сегодня, когда существующие трудности социально-экономического характера и другие негативные тенденции общественного развития обостряют противоречия между семьей и обществом, возрастает важность и необходимость семьи как основной детерминанты духовно-нравственного развития и становления личности подростка. Будущее человечества уже сегодня во многом зависит от семьи, как общечеловеческой ценности.

 

Литература

1.   Аристова Н.Г. Влияние структуры семьи на успешность исполнения воспитательных функций // Семья как объект социальной политики. - М.: ИСИ АН СССР, 1986, - С 45-58

2.   Волжина О.И. Семья как социокультурная ценность: Автореф. дис.  д-ра социол. наук. – М, 2000. – 40 с

3.   Гуд У. Модели семьи и индустриальная революция в мире. М.: ВЛАДОС, 1994.317 с

4.   Джиоева Г.Х. Этнопедагогический потенциал осетинской семьи: Автореф… диссер. канд. пед. наук. – Владикавказ. 2011. – 22 с.

5.   Красношлык З.П. Педагогическое партнерство семьи и дошкольного образовательного учреждения в формировании основ физической культуры: автореф… диссер. канд. пед. наук. – Владикавказ. 2006. – 21 с.

6.   Лихачев Б.Т. Основные категории педагогики //Педагогика. 1999. №1.-С 11.

7.   Макаренко А.С. Книга для родителей. Т. 7. - М.: Педагогика, 1984.