Горохов Алексей Сергеевич

преподаватель СКГУ им.М. Козыбаева

Жаргаков Жаслан Манарбекович

студент группы НВП-10  СКГУ им.М. Козыбаева

 

Особенности организации работы по формированию духовных ценностей на занятиях НВП

 

Высокими духовными качествами молодого поколения считаются воспитание чувства безграничной любви к народу, родине, истории, обычаям и традициям, и готовность в любую минуту защитить родину. В процессе изучения предмета «Начальная военная подготовка» имеются широкие возможности для формирования этих качеств.

Формирование ряда социально-психологических и интеллектуальных качеств, обеспечивающих безупречное прохождение сложной и трудной военной службы в мирное время, а в военное время – успешное выполнение боевых заданий, это, в первую очередь, отвага, стойкость в борьбе с врагом, воля к победе и выдержка, умение принимать правильные решения в сложных ситуациях считаются высокими психологическими качествами. Роль предмета «Начальная военная подготовка» в создании этих качеств значительна.  

Организуя работу по формированию духовных ценностей на занятиях НВП ставятся следующие задачи:

- воспитание уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему Казахстана; знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов Республики Казахстан; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование готовности и способности к нравственному самосовершенствованию, к реализации творческого потенциала на основе непрерывного образования и духовно-нравственной установки – «становиться лучше»;

- формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность;

-  формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального и нравственного выбора, принятию ответственности за их результаты;

Патриотическая культура рождается с уважительного отношения личности и общества к историческим ценностям. Знания об истоках жизни, общества, государства и своей семьи формируют в каждом человеке мировоззрение, способное воссоединить взгляды многих поколений в единый потенциал нравственного мышления. Гуманизм и духовная полнота личности дают нам возможность не только осмыслить логику преемственности событий, но прежде всего, найти смирение перед Высшими силами и вынести урок согласия через покаяние, переосмысление и принятие сложившихся традиций.

Основой патриотизма является любовь к Отечеству, готовность защищать его внешние и внутренние интересы от формализма, агрессоров, экстремизма, терроризма и коррупции. Это явление реализуется через наш духовный рост, когда наше «я» принимает и воссоединяет себя с тем миром любви, который окружает личность в образе наших близких, друзей, взглядов и творчества. В этом акте мы восстаем на зло, как в сердце своём, так в мире бытия, преодолевая и повергая которое мы извечно утверждаем высшие духовные ценности.

Повседневное иждивенчество и потребительский образ жизни часто «размывают» наше понимание и востребованность патриотических ценностей. Но важно понимать, что именно патриотизм позволяет нам определить высшие ценности жизни в служении обществу, вере, интересам народа, процветанию государства. Без определения этих качеств бытия, человек не становится гражданином, так как не выходит за грань личностного мышления.

Наиболее результативными являются следующие формы и методы
организации работы на уроке: комплексный анализ текста, развивающие лингвистические упражнения, формирующие ответственность за языковую культуру личности, сочинение-рассуждение, изложение, редактирование текста, работа с текстами-миниатюрами, сопоставление 2-х текстов.

Учебный диалог является одним из главных условий духовно– нравственного развития учащихся. Как особая дидактико-коммуникативная среда учебный диалог обеспечивает субъектно-смысловое общение, рефлексию, самореализацию личности, освоение культурных и социально значимых ценностей. Диалогичность как признак гуманизации образования предполагает изменение способа бытия участников образовательного процесса, в котором главным является совместный поиск истины. Диалог – это не только форма деятельности, а способ отношений, который позволяет быть услышанным; где главное не воспроизведение информации, а размышление, обсуждение проблемы.

Диалог – это естественный энерго-информационный обмен, в процессе которого осуществляются важнейшие проявления человеческих отношений: взаимоуважение, взаимодополнение, взаимообогащение, взаимопонимание, сопереживание, сотворчество. В процессе учебного диалога ученики овладевают опытом эмоционально-ценностного отношения к художественному произведению, опытом общения и взаимодействия. Такая обучающая среда является развивающей.

Особое внимание в ходе реализации поставленных задач уделяется развитию эмоционально-образной сферы учащихся за счёт включения их в разнообразную социально - практическую деятельность: помощь ветеранам Великой Отечественной войны, участие в делах благотворительности. При этом должны учитываться личностные интересы и способности учащихся, развитие их творческой активности.