Филологические науки/2.
Риторика и стилистика
К.филол.н. Максютенко Е. В.
Днепропетровский национальный
университет им. Олеся Гончара, Украина
Литературные критики о поэтике преображения традиционного романа в
творчестве Л. Стерна
Литературные критики, читатели дня
сегодняшнего, современники Стерна воспринимали «Тристрама Шенди» и
«Сентиментальное путешествие» и в контексте традиции английской литературы XVIII ст., и в то же время остро ощущали художественную
новизну романов писателя. Быть может, отчасти преувеличивая, но все же
справедливо А. Джек заметит, что если когда и существовало оригинальное
произведение, то это – «Тристрам Шенди». По сей день роман является сам по себе
«художественной категорией», «странной, не поддающейся классификации книгой, сложным
предметом для обсуждения критиками-социологами и причиной постоянного
замешательства в среде историков романа» [1, р. ix]. Если вспомнить попытки описания жанра «Тристрама»,
то они оказываются практически бесконечными: “great comic
work”, «интеллектуальная пикареска», автобиографический
роман, анатомия, мемуары, исповедь, лирический роман, «роман-фантазия», «роман
о романе».
Действительно, многослойный по составу
«Тристрам Шенди» обладает динамической поэтологической структурой, где
присутствуют, отторгаемые пародийным механизмом, парадоксально смешивающим опыт
Рабле, Сервантеса, «скриблерианцев», более всего Свифта, конвенции
традиционного романа, история героя, утверждающегося в мире. Напомним, что уже
Р. Полсон отметит сближение, тематическое и структурное, книг Стерна о
Тристраме и «Сказки бочки» Свифта, подчеркнет важность для обоих художников
обыгрываемого ими образа эксцентричного автора, начинающего литератора,
эксплуатирующего речевые маски писателя-остроумца (“wit-writing”),
наемного писаки (“hack-writing”), а также стремление представить фабулу собственных
произведений как процесс сочинительства (“writing-as-process”) [3, p. 31]. В то же время в «Тристраме Шенди» ощутим и освоенный
с помощью открытий Ричардсона и Филдинга художественный строй романа нового,
где, учитывая концепции природы человеческого сознания Локка и Юма, доминирует
субъектная организация произведения и интерес читателя перемещается к внутреннему миру героя, начинающего
сочинителя, Тристрама Шенди, который дан в процессе создания произведения о
собственной жизни, предстающего в слое мощной рефлексии, образующей как бы
особый метаплан текста. Т. Кеймер отчасти упрощает, но все же верно указывает
на смешение в «Тристраме Шенди» различающихся поэтологических оснований.
Исследователь утверждает, что сосуществование в «Тристраме» выставленного
напоказ театра ученого остроумия с жанром романа принимает разные формы и
проницает не только «сентиментально-романное» завершение произведения, но и его
«сатирико-скриблерианское» начало [2, p. 17].
В «Сентиментальном
путешествии» преображение жанра происходило сходным, но все же иным путем.
Создав образ чувствительного путешественника Йорика, который биографически был
сближен с автором, но не совпадал с ним, Стерн предложил читателям «веселую
добродушную сатиру на путешествия», где привлек внимание к субъективности
восприятия мира героем и нарушил традиционную для литературы путешествий
установку на объективность рассказа, подчеркнув его произвольный, а иногда и
литературный характер. Стерн сместит интерес читателя от внешних впечатлений от
путешествия на анализ внутреннего состояния и мотивов поведения героя (К.
Атарова), как бы совершит жанровый сдвиг от литературы путешествий к
лирико-психологическому роману, где ощутима будет нацеленность на воссоздание
неповторимого внутреннего мира личности. «Полемическим фоном» рождения жанровых
намерений Стерна, автора «Сентиментального путешествия», стал мощный поток
«путевой литературы» (И. Банах), весьма объемный в XVIII в. Среди наиболее ярких образцов английской
литературы путешествий, как правило, упоминают «Заметки об Италии» (1705) Дж.
Аддисона, «Путешествие по всему острову Великобритании» (1724–1727) Дефо,
«Дневник путешествия в Лиссабон» (1755)
Филдинга, «Письма из Италии» (1766) С. Шарпа и др. Значительную роль в
поэтике романов Стерна играет воплощение самого процесса литературной
коммуникации, которая не является просто «техническим приемом», указывающим на
принадлежность жанра определенной эпохе, но несет в себе и поэтологическую
программу автора. Если в «Тристраме Шенди» автор-герой общение с многочисленной
аудиторией выстраивает в особый пласт, выделенный грамматически в форме
настоящего времени (“…let me tell you, Sir…”, “I know there are readers in the world…”, “…besides, Sir, as you and I are in a manner perfect strangers to each other…”)
[5, p. 6, 7, 10], выполняющий функцию своего рода
литературного манифеста рождающейся новой формы романа, то в «Сентиментальном
путешествии» динамика внутритекстового взаимодействия автора и читателя не
столь активна. Погруженный в театр своего сознания, выступая в роли
собственного адресата, а иногда и режиссера-постановщика играющих чувств и
эмоциональных состояний, может быть, Йорик и не настолько нуждается в
собеседнике, получая эстетическое удовольствие от того, как он «вслушивается» в
себя (“Depend upon it, Yorick! Said DISCRETION, ‘twill be said you went off with a
mistress and came by assignation to Calais for the purpose – You can never after, cried HYPOCRISY aloud,
shew your face in the world – or rise, quoth MEANNESS, in the church – or be
any thing in it, said PRIDE, but a lousy prebendary”) [4, p. 353].
Литература:
1.
Jack I.
Introduction // Sterne L.
A Sentimental Journey. Journal to Eliza. A Political Romance / L. Sterne. –
Oxford, N. Y.: Oxford UP, 1984. – P. ix–xx.
2.
Keymer Th. Sterne, the Moderns, and the Novel / Th. Keymer.
–
Oxford : Oxford UP, 2007. – 222 p.
3.
Paulson R. The Subversion of Satire / R.Paulson // L.
Sterne’s “Tristram Shandy” / [ed. by H. Bloom]. – N.Y.: Chelsea House
Publishers, 1987. – P. 31–42.
4.
Sterne L. A Sentimental Journey / L. Sterne // Sterne
L. Selected Prose and Letters : in 2 Volumes. – M. : Progress Publishers, 1981.
– Vol. 1. – P. 323–490.
5.
Sterne L. Tristram Shandy / L. Sterne – Chatham : Wordsworth Editions Limited, 1996. – 457 p.