ВОПРОС ИССЛЕДОВАНИЯ СЛОВЕСНОЙ ПРОСОДИИ В ТЮРКОЛОГИИ

Кондыбаева Р.Ж. доктор PhD, старший преподаватель

Анализ накопленного опыта по изучению фонетико-фонологической системы казахского языка показывает, что исследования словесного ударения должны начинаться с определения просодии слова, так как именно от нее зависят закономерности членения речи на слоги и звуки.

Считая правомерным высказывание о том, что «наиболее типичным просодическим средством словесного уровня является все же ударение» [1], в настоящей статье рассматривается именно словесное ударение. Стоит заметить, что до сих пор остаются нерешенными многие вопросы относительно словесного ударения в казахском языке, о чем свидетельствуют не только различные, но и полярные точки зрения.

На наш взгляд, необходимо рассмотреть существующие в научной литературе суждения ученых о просодии слова в тюркских языках, в которых обращается внимание на словесное ударение (работы Н.А. Баскакова, И.А. Батманова, В.А. Богородицкого, В. Радлова, А. Поцелуевского, Г. Шарафа, Н.К. Дмитриева, Е.Д. Поливанова и др.). В их трудах это явление понимается как выделение различными фонетическими средствами одного из слогов в слове, противопоставляемого другим слогам, и описывается как динамическое (силовое) или экспираторное [2].

В современной тюркологии выделяют различные типы ударения, которые сводятся к следующим:

1.      силовое (экспираторное или динамическое), если выделение одного из слогов происходит с помощью силы воздуха;

2.      музыкальное (мелодическое или тоническое), если слог выделяется с помощью движения голосового тона;

3.      количественное (квантитативное), если слог может быть выделен по долготе/краткости звука [2, 403].

По поводу локализации словесного ударения в тюркских языках существует однозначное и общепринятое мнение, согласно которому грамматики различных тюркских языков содержат обычно одно емкое правило: «ударение всегда падает на конечный слог слова» [2].

Помимо главного ударения, падающего на последний слог, существует и второстепенное или побочное ударение, которое приходится на первый слог. Этот факт обусловил существование теории, согласно которой тюркское ударение является не силовым, а музыкальным или тоническим [3, 318-323].

В тюркологии существует гипотеза о первоначальном ударении в тюркских языках на первом слоге, которая была сформулирована М.А. Черкасским [4]. Однако, по мнению А.М. Щербака, в тюркском праязыке ударение было силовым и приходилось на конечный слог многосложного слова [5]. В русском языке сильная позиция для гласных совпадает с ударным слогом, в тюркских языках сильная позиция – это начальный слог, ударный же (сильноударный) – конечный слог, так как в тюркских языках ударение выполняет другую функцию – узкоделимитативную [4, 146].

Что касается функций тюркского словесного ударения, то традиционно выделяют дистинктивную (смыслоразличительную) и делимитативную (разграничительную) функцию ударения [6]. Как известно, в тюркских языках, по мере присоединения аффиксов ударение передвигается на конечный слог, т.е. переходит на присоединяемый аффикс. Этот существенный факт дает повод говорить о том, что ударение в тюркских языках является связанным и выполняет делимитативную функцию. Под этим термином понимается то, что определенное явление выполняет функцию разграничения, разделения отдельных слов и словоформ. В нашем случае словесное ударение в тюркских языках помогает при разделении (распознавании) слогов в составе слова и в более крупных единицах, таких, как предложение, в которых также важна разделительная роль словесного ударения.

В свое время И.А. Бодуэн де Куртенэ отметил, что в тюркских языках эту функцию выполняет сингармонизм, тогда как русское ударение выполняет как смыслоразличительную, так и объединяющую функцию [7]. По определению Н.С. Трубецкого, если расположенные рядом слова «разнотональны», то отпадает необходимость в использовании ударения для их разграничения. Если же рядом расположенные слова «однотональны», то ведущая роль в словоразграничении принадлежит ударению [8]. В казахском языкознании утвердилось положение о том, что разграничение слова осуществляется только посредством сингармонизма. Относительно фонетических явлений в казахском языке, выполняющих функцию разграничения, существуют разные мнения. Так, например, представители сингармонической теории полагают, что сингармонизм выполняет в тюркских языках те же функции, что и словесное ударение в акцентных языках, и подчеркивают, что нет случая, при котором ударение выполняло бы дистинктивную функцию [9]. Напротив, сторонники классической фонемной школы (традиционная фонология) считают, что ударение выполняет несколько функций: разграничительную, смыслоразличительную и определительную [10]. Ж. Аралбаев, имея в виду эти же функции ударения, выделяет роль ударения и в объединении частиц (окончаний), т.е., по словам ученого, ударение связывает окончания (частицы) в одно целое и тем самым обеспечивает равномерность высказывания или слова [11].

В результате экспериментально-фонетических исследований А. Жунисбек приходит к следующему выводу: «Анализ результатов самых различных исследований показывает, что следует говорить не о словесном ударении в тюркских языках, а о фразовой, ритмико-синтагматической, логическо-экспрессивной выделенности того или иного слога слова, что вовсе не одно и то же. Словесное ударение вряд ли может служить в казахском языке фонологической меткой словоопознавания и словоразличения, как в русском [9, 51].

Последние десятилетия отечественные ученые рассматривают просодию казахского языка в тесной взаимосвязи с сингармонизмом и приходят к выводу о том, что основной просодической доминантой казахского языка является сингармонизм, который не характерен для индоевропейских языков. Что касается супрасегментных единиц языка, то ученые предлагают классифицировать гармонию звуков (сингармонизм) как один из супрасегментных уровней казахского языка [9, 21].

Следует отметить, что тюркский сингармонизм рассматривается некоторыми учеными как явление, аналогичное по своей природе русской или английской редукции гласных [4]. Отсюда следует, что тюркский сингармонизм так же, как и русская редукция, обусловлен ударением, которое когда-то приходилось не на последний, а на первый слог. Этим фактом можно объяснить, почему тюркская гармония гласных не рассматривается как живой фонетический процесс. Это положение обусловило мнение ученых о том, что есть языки, в которых могут иметь место другие, дополнительные, фонетические явления, заложенные природой определенного языка, и в них могут существовать компенсаторные механизмы: тон или гармоническое уподобление слов [1].

Исследователи, наряду с такими фонетическими признаками, как тон, громкость, темп, относят к просодии общие тембровые окраски. По их мнению, фонетическое единство слова может достигаться не только за счет иерархических отношений по силе между слогами, но и за счет общности тембровых признаков гласных [15]. Наибольшей известностью пользуется гармония гласных (иначе называемая сингармонизмом), которая характерна для тюркских языков. Суть гармонии гласных заключается в том, что их сочетаемость обусловлена уподоблением одного звука другому, притягивание гласных звуков, подобных по фонетическому признаку, вследствие этого тюркский корень имеет регулирующую, доминантную, функцию, так как именно корень диктует, какая гласная должна быть в присоединяемом аффиксе. Благодаря сингармонизму в тюркских языках существует многочисленный корпус вариантов как словоизменительных, так и словообразующих аффиксов.

В казахском языкознании, проблематика которого чрезвычайно многообразна, изучение закона гармонии гласных всегда привлекало внимание ученых. Можно назвать труды таких исследователей, как А. Байтурсынов, С. Аманжолов, Х. Досмухамедов, К. Жубанов, С. Кенесбаев, С. Мырзабеков и др. Кроме того, следует выделить работы современных ученых, занимающихся этой проблемой: А. Жунисбек, М. Джусупов, Ж. Абуов, Ж. Назбиев, Н. Садуакас и др., отмечающие особую роль этого явления в тюркских языках. Так, например, Х. Досмухамедов назвал сингармонизм основным фонетическим явлением тюркских языков [13, 56]; С. Мырзабеков считает, что сингармонизм – это гармония гласных в составе слов и выделяет их единство с артикуляционной стороны [14, 103]; по мнению Ж. Абуова, сингармонизм в тюркских языках является важнейшим средством фонетического объединения слов [17, 103]; М. Жусупов пишет о сингармонизме как о главной просодической доминанте казахского языка [18].

Одним из наиболее ярких представителей,  рассматривавший сингармонизм и ударение в тесной взаимосвязи был И.А. Бодуэн де Куртенэ, обосновывал это тем, что сингармонизм в тюркских языках выполняет ту же соединяющую функцию, что и словесное ударение в индоевропейских языках. Согласно его гипотезе, «в туранских языках подчиненные слоги уподобляются слогу господствующему, то есть, подчиняются ему в полном смысле этого слова» и «господствующим бывает всегда первый слог слова … несмотря на то, сопровождается ли он ударением, или же нет» [7, 12].

А. Жунисбек полагает, что одна из основных проблем исследования состоит в том, что до сих пор нет точного определения сингармонизма. Так, сам ученый относительно казахского языка употребляет термины просодия и сингармонизм в качестве синонимов [12]. Исследуя супрасегментные единицы казахского языка, ученый предлагает включить гармонию звуков (сингармонизм) как один из супрасегментных уровней казахского языка наряду с длительностью, ударением и тоном. Рассматривая проблему просодики тюркского слова, автор неоднократно отмечает, что «сегментное описание на уровне звуков строго обусловлено сингармонизмом» [9]. Это означает, что объединение звуков или слогов, образующих облик слова, достигается с помощью сингармонизма. С. Жанабаева [2], исследуя сингармонизм, приходит к выводу о том, что в тюркских языках сингармонизм и ударение служат в целях акцентного выделения слога [16, 149].

Представители традиционной казахской фонетики считают, что сингармонизм – это гармония гласных, где гласные аффиксов уподобляются гласному корня по ряду (твердый или мягкий гласный) и огубленности (губной или негубной гласный) [10]. Проявляется ли сингармонизм на уровне согласных, поскольку по наблюдениям ученых сингармонизму подвергаются не только гласные, но и согласные? Этот вопрос считается проблемным, так как современная фонетика рассматривает сингармонизм как гармонию гласных, а гармонию согласных называют ассимиляцией.

А. Жунисбек обращает внимание на еще один существенный вопрос, касающийся фонологической функции сингармонизма, который по его словам, нуждается в полном исследовании. Сам автор считает, что сингармонизму характерны словообразовательная, словоопознавательная и словоразличительная функции [9], которые традиционно рассматриваются как функции словесного ударения. В результате он приходит к выводу о том, что описание звуковой системы казахского языка должно базироваться на сингармонизме как доминантном супрасегментном признаке тюркских языков [16]. Эту точку зрения разделяет и Ж. Абуов [17].

Основатель сингармофонологической теории М. Жусупов не отрицает наличия ударения в казахском языке. По его словам, просодической доминантой является сингармонизм, но ударение имеет вспомогательную функцию, т.е. оно не такое сильное как в русском языке, но все же существует. Сингармонизм и ударение никогда не будут выполнять одинаковую функцию, поэтому одно из этих явлений, в любом случае, имеет сильную позицию. М. Жусупов объясняет словесное ударение таким образом: словесное ударение в казахском языке по сравнению с русским языком очень слабое, поэтому оно не может составить основу сингармофонем [18].

Несмотря на то, что многие ученые отстаивают точку зрения об отсутствии словесного ударения из-за его функциональной идентичности с сингармонизмом и отрицают возможность существования в системе одного языка двух просодических признаков – тона и сингармонизма (словесного ударения и тона), сформировалось направление, представители которой[3] полагают, что язык – многоуровневый и сложный феномен, в котором наличие и существование нескольких просодических признаков вполне возможно.

На наш взгляд, представляется крайне важным определить и разграничить те функции, которые выполняет словесное ударение и сингармонизм казахского языка и обратить внимание на кульминативнативную (выделительную) функцияю, которую выполняет словесное ударение. Как отмечал профессор К. Жубанов, каждое слово имеет сильный и слабый слог – это обязательный показатель как твердость и мягкость слога [19].

Анализ различных теоретических положений позволяет говорить о том, что, в целом, просодия слова в тюркских языках рассматривается как супрасегментная единица речи, имеющая свои особенности в тюркских языках. Словесное ударение, наряду с сингармонизмом, рассматривается как просодическая особенность в тюркских языках, которая выполняет разграничительную функцию, маркируя границы между словами.

 

Литература:

1.            Кодзасов С.В., Кривнова О.Ф. Общая фонетика: учебник. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2001. – 592 с.

2.            Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. Фонетика. Ответственный редактор Э.Р. Тенишев. – Москва: Наука, 1984.

3.            Kirchner M. Kazakh and Karakalpak // Turkic Languages. London and New York: Routledge, 1998. – Р. 318-323.

4.            Черкасский М.А. Тюркский вокализм и сингармонизм. – Москва: Наука, 1965. – 141 с.

5.            Щербак А.М. Сравнительная фонетика тюркских языков. Л., 1970.

6.            Грамматика азербайджанского языка. Фонетика, морфология и синтаксис. Под общей. редакцией М.Ш. Ширалиева и Э.В. Севортяна. Издательство «ЭЛМ». Баку – 1971.

7.            Бодуэн де Куртенэ И.А. Опыт фонетики резьянских говоров. ВаршаваПб., 1875. 128 с.

8.            Трубецкой Н.С. Основы фонологии. М., НИЛ, 1960.

9.            Жунисбек А. Введение в сингармоническую фонетику. – Алматы: Издательство «Арыс», 2009. – 108 с.

10.        Кеңесбаев І.К., Мұсабаев Е. Қазіргі қазақ тілі. Лексика. Фонетика. – Алматы: Қазмемоқупедбас, 1962. – 315 б.

11.        Аралбаев Ж. Вокализм казахского языка. (Очерки по экспериментальной фонетике и фонологии). – Алма-ата: Наука, 1970. – 179 с.

12.        Джунисбеков А. Просодика слова в казахском языке. Алма-ата: Наука, 1987. – 90с.

13.        Досмұхамедұлы Х. Таңдамалы шығармалары. – Алматы: Ана тілі, 1998.

14.        Мырзабеков С. Қазақ тілінің фонетикасы: Оқу құралы. – Алматы: «Қазақ университеті», 1993 – 136 бет.

15.        Мелиоранский П.М. Краткая грамматика казак-киргизского языка. Фонетика и этимология. Ч.І. СПб., 1894. – 135 c.

16.        Жанабаева С.Б. Сингармонизм и просодия слова (экспериментально-фонетическое исследование на материале казахского языка). Канд. дисс. на соискание ученой степени канд.фил.наук. Ленинград, 1985.

17.        Абуов Ж. Сингармонические основы восприятия речи (теорeтическое и экспериментально-фонетическое исследование): Автореф. дисс. ... докт. филол. наук. – Алматы, 1998. – 50 с.

18.        Жусупов М. Сингармонический звуковой строй в сопоставлении с несингармоническим: Автореф. дисс. ... докт. филол. наук. – Алматы, 1992. – 38 с. 

19.        Жұбанов Қ. Қазақ тілі жөніндегі зерттеулер. – Алматы: Ғылым, 1966. – 361 б.

 

 



[1]Авторы «Общей фонетики» С.В. Кодзасов и О.Ф. Кривнова называют гармоническое уподобление компенсаторными механизмами в языках (в основном в тюркских языках) [1].

 

[2]В диссертационной работе С. Жанабаевой встречается понятие «сингармоническая просодика» [16], идея о которой получила свое начало в работах И.А. Бодуэна де Куртенэ. Ученый первым отметил сингармонизм в качестве акцентного (просодического) средства в тюркских и урало-алтайских языках: «Сингармонизм действует на все слово в целом; это супрасегментная «сила», «накладка» и не на отдельные сегменты, а на целое» [7, 13].

[3] С. Жанабаева, М. Джусупов, Б. Калиев, М.К. Исаев, М. Райымбекова и др.